Как же мне нравится отношение римлян к истории! Год основания города известен, Велабр, болото, где Волчица вскармливала своим молоком Ромула и Рема, тоже осталось на карте Рима. Современная улица так и зовется: Виа Велабро. Во время первых поездок в Рим мы, к сожалению, до этого места не добрались. Поэтому сейчас, когда осенью на три дня приехали в Рим, проблема была решена радикально: мы просто остановились в гостинице на месте легендарного болота.
Но сначала о Волчице. Она фантастически прекрасна:
Обитает сейчас это бронзовое чудо V в. до н.э. в залах палаццо деи Консерватори в Капитолийских музеях. А это совсем неподалеку от Велабра. Ромул и Рем были добавлены к древней статуе в XV веке, их сделали в мастерской Антонио Поллайоло:
Но рядом с Волчицей детишек не замечаешь, настолько она выразительна сама от носа до хвоста:
С выменем полным пришла к близнецам несчастным волчица:
Чудо? Как мог дикий зверь не повредить малышам?
Не повредить, это что! Помогла и вскормила волчица
Тех, кто родными на смерть верную был обречен.
Остановилась она и хвостом завиляла младенцам,
Нежно своим языком их облизавши тела.
Видно в них Марса сынов: они тянутся к вымени смело
Оба, сосут молоко, что назначалось не им.
/Публий Овидий Назон. Элегии и малые поэмы. М., «Художественная литература», 1973. Перевод с латинского Ф. А. Петровского. Фасты. Книга II (415-420)/
http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1272744877
Не устаю восхищаться этим особым существом с декоративно уложенной гривой, ушами-цилиндрами, вскинутыми бровями. Грозное, величественное и забавное сплавлены в этом образе очень органично:
Вот и бывшее болото. С IV века здесь стоит четырехсторонняя арка Януса. Слева видна колокольня церкви Сан Джорджо ин Велабро, а пинии, кипарисы и пальмы растут уже на Палатине:
Это сооружение не было ни триумфальной аркой, ни храмом, как считали в Средние века. Скорее всего, это крытый перекресток посреди торгового района. Венчали арку фронтоны. Над замковыми камнями находились статуи Ромула, Юноны, Минервы и Цереры. В нишах наружных стен тоже могли располагаться статуи:
Под сводами арки можно было укрыться от палящего солнца или спрятаться от дождя:
Если мы будем смотреть на арку со стороны Палатина, то в ее пролетах увидим храмы Бычьего форума:
Вот как выглядела арка в конце XVI века. Это рисунок Яна Брейгеля Старшего, сына Питера Брейгеля Старшего. Рисунок демонстрировался на выставке «Путешествовать и рисовать», которая только что закрылась в Третьяковской галерее. В Средние века арка была надстроена и превращена в крепостное сооружение семьи Франджипане. Современный облик она обрела в конце XIX века:
На рисунке виден фасад церкви Сан Джорджо ин Велабро, которая возникла в VII веке, перестраивалась в IX и XII веках. В 1994 году ее фасад был поврежден взрывом. Сейчас восстановительные работы закончились:
В церкви не было ни души, когда мы туда заглянули. Да и вообще район этот необычайно тих для центральной части Рима:
Как и в других раннехристианских базиликах, колонны, отделяющие один неф от другого, разные, поскольку в первой своей жизни они украшали античные дворцы и храмы:
В конхе апсиды фреска с Христом в центре и Св. Георгием слева:
А под мраморной сенью хранятся частицы мощей Св. Георгия:
Фрагменты античной архитектуры находятся не только внутри церкви. Арка Арджентари начала III века стала частью стены христианского храма. Торговцы скотом и банкиры соорудили ее в честь Септимия Севера. Рядом с посвятительной надписью мы видим изображение Геркулеса:
А на этом рельефе солдаты ведут пленного варвара:
Император Септимий Север изображен со своей женой Юлией Домной:
А на рельефе, где были представлены его сыновья Каракалла и Гета, остался лишь Каракалла, убивший брата после смерти отца:
Завершить первую прогулку по Риму я хочу еще одним экспонатом выставки в ГТГ. Это рисунок Франсуа-Андре Венсана, выполненный в начале 70-х годов XVIII века. На нем видны сразу две знакомые нам арки, а рядом с ними нищие, путешественники и рисовальщики: