Должна признаться, что интерес к группе сосудов, которую я хочу представить, пробудился у меня совсем недавно. Рядом с вазами геометрики, архаики и ранней классики они всегда казались мне свидетельством упадка греческой керамики. Но вот в коллекции Музея изящных искусств в Бостоне я увидела лекиф с Афродитой в раковине. Это розово-кремовое миниатюрное глиняное чудо, «рококо» IV века до н.э., рядом с роскошными вазами чернофигурного и краснофигурного стиля совсем не казалось «кичем». Более того, оно выдерживало даже конкуренцию с самым прекрасным, что есть для меня в греческой керамике - белофонными лекифами. Деликатно и нежно трактовано тело богини, раковина словно раздвигается на наших глазах, легко и естественно порхают Эроты. И это не самостоятельная скульптурная группа, а часть сосуда, высотой всего 19 см.!
В Эрмитаже есть витрина с находками из некрополя в Фанагории, которые вполне могут соперничать с бостонским сосудом. Вот вскинула голову менада:
А это еще более совершенный пластический образ - Дионис. Прекрасное тело, свободный разворот в пространстве, спадающий плащ, за которым скрыто тулово сосуда:
Удивительно хороша крылатая богиня с кроталами (подобие кастаньет), постановка тела которой напоминает о серпантине.
Цвет на этих трех статуэтках сохранился лишь отдельными фрагментами. Конечно, изначально он был гораздо интенсивнее.
В соседней витрине ваза с танцующим варваром, найденная в Павловском кургане на Керченском полуострове, сохранила раскраску значительно лучше:
Самая знаменитая фигурная ваза Эрмитажа, лекиф в виде сфинкса, найденный в женском захоронении около Тамани, датируется концом V в. до н.э.. Лекифы использовали для хранения ароматических масел. Эти сосуды чаще всего были связаны с погребальными обрядами.
Полихромная раскраска сохранилась очень хорошо. Глядя на этот сосуд можно представить себе, как на самом выглядела скульптура эпохи классики:
Эрмитажные вазы, к сожалению, невозможно разглядеть со всех сторон - старые витрины для этого не приспособлены. Придется показать еще один сосуд из зарубежного музея. Это опять Афродита в окружении Эротов из берлинского собрания:
Любопытно, как любили украшать розеттами эти композиции.
А вот как выглядит тулово сосуда с ручкой, украшенное любимыми орнаментальными мотивами краснофигурной вазописи.
Но, разглядев красоту этих сосудов, забыв о таких характеристиках, как «упадок», мы никуда не уйдем от слова «конец». Как и рококо, это хрупкое искусство подводит к черте, за которой должно возникнуть что-то совсем другое…
О фигурных сосудах:
http://cicerone2007.livejournal.com/24132.htmlhttp://cicerone2007.livejournal.com/24657.htmlhttp://cicerone2007.livejournal.com/45175.htmlhttp://cicerone2007.livejournal.com/49832.html#cutid1