Эффект "Станционного смотрителя" - смещение точки зрения с центра на периферию того, о чём говорит рассказчик. При этом подлинный смысл описываемого события повести (не улавливаемый с позиции рассказчика) конституируется в зоне безмолвия. Попробую набросать, как это делается
(
Read more... )
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Только не отвлечённость. Отрешённость, так точнее. И отрешённость не исключает горести. Там такое религиозное смирение перед порядком вещей и перед трагическими противоречиями, которые этот порядок содержит.
В финале "Медного всадника" то же самое:
"...у порога
нашли безумца моего
и тут же хладный труп его
похоронили ради Бога"
Reply
Отрешенность весьма хорошо. Отвлеченность же предлагает отсутствие эмоциональной (влечение) связи, которая, в свою очередь, может нести радость и горесть. Потому мое "отвлеченность" дает возможность отвлечься и от горести, а ваше "отрешенность" отрешиться с горестью.
Хотя, если пойти далее, то отрешение я воспринимаю как отстранение, причем, без уточнения тех категорий, по отношению к которым таковое происходит. Наверное, полагая отстранение от всего.
Reply
У Пушкина это вполне осознанно и принципиально: поэтическая позиция задаёт человечный и милосердный взгляд на то, что отодвинуто на задворки истории. Показательно, что этот милосердный взгляд может обращён и на то, что противоречит взглядам самого Пушкина, с чем Пушкин не согласен.
Ведь читая Медного всадника понятно, что Пушкин не осуждает Петра, и всё своё отношение к Петру вкладывает в пролог поэмы. А затем рассказывает историю бедняги Евгения, растоптанного этой мощью. При этом поэма построена так, что эти две правды не отменяют друг друга, но и не "снимаются" не "примиряются" в синтезе. По Пушкину сама российская государственность трагична. А в трагедии нет виноватых.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment