О сознании

May 26, 2024 14:24

В очередной раз ввязался в увлекательную игру бега по кругу за собственным хвостом обсуждения т.н."трудной проблемы сознания". Захотелось подтянуть старую запись на эту тему из 2017 года, ну и заодно ещё кое-что из того, что кажется существенными.

О сознании и нейрофизиологии: к проблеме построения метаязыка описания сознания. Развивая предыдущее ( Read more... )

феноменология, логика смысла, биологики, физики и лирики

Leave a comment

chur72 May 26 2024, 16:01:54 UTC
Ну здесь всё проще, по-моему. Язык описания субъективности в некотором роде первичен по отношению к "языку науки". Язык же первоначально и складывался для оперирования с данностями непосредственного человеческого опыта, в котором есть место и для "объектов" и для "субъекта" и даже "субъектов". То есть проблемой здесь, как мне кажется, является не отсутствие языка, которым может быть описан субъективный опыт (наш язык приспособлен к описанию в том числе этого опыта изначально), а вторжение языка объективированного описания в области, для описания которых он изначально и не предназначался.

Потом язык философских терминов и категорий, вырабатывался в том числе для концептуализации этих вещей, и он худо бедно работает, тут вопрос в том, чтобы корректно им пользоваться, не порождая "логических монстров".

Ну вот как-раз характерный пример. В обсуждении, на которое я ссылался в сабже, у меня случился любопытный разговор с одним чудаком, вознамерившимся разрешить "трудную проблему сознания" с помощью винегрета из научпопа и плохо усвоенной философской терминологии. Когда он заявил, что сознание является иллюзией, я поинтересовался, значит ли это, что он считает иллюзией самого себя и спросил его чьей иллюзией он в таком случае является. Он мне ответил, что иллюзия не обязательно должна быть чьей-то. Тогда я позволил себе указать, что вообще-то значение слова "иллюзия" предполагает, что её может испытать только некоторый субъект, то есть присутствие субъекта эксплицитно предполагается уже самим содержанием этого понятия. В ответ он заявил, что мой разум скован категориальными узами, иначе бы я понял, что иллюзия может и не иметь отношения к субъективному опыту. Тогда я начал приставать к нему с просьбой дать какой-нибудь пример того, что он считал бы иллюзией и что при этом явно или неявно не предполагало бы некоторого субъективного опыта. Он долго отпирался, но в конце концов выдал, что неверное указание скорости спидометром является его иллюзией, чего я, впрочем, не могу понять, потому что зашорен категориальными ограничениями. Я уже не стал спрашивать, почему просто не назвать это случай "техническим сбоем", не натягивая на него слово "иллюзия", которую при таком подходе получается что испытывает спидометр (то есть мы к спидометру начинаем неявно относиться как к одушевлённому существу - что и требовалось доказать): понятно, что у человека какая-то каша в голове, которую он считает "незашоренностью".

Reply

egovoru May 27 2024, 11:22:48 UTC
"проблемой здесь, как мне кажется, является не отсутствие языка, которым может быть описан субъективный опыт (наш язык приспособлен к описанию в том числе этого опыта изначально), а вторжение языка объективированного описания в области, для описания которых он изначально и не предназначался"

Но разве сама постановка "трудной проблемы сознания" не является таким "вторжение языка объективированного описания в области, для описания которых он изначально и не предназначался"?

Reply

chur72 May 27 2024, 12:28:11 UTC
Да, мне кажется, что является. Это констатация тупика, в которой упирается "объективирующее" объяснение, когда оно пытается объективировать субъективность. Субъект и объект - это же логическая корреляция, одного не может быть без другого. В какой-то условный момент интеллектуального развития человеческой цивилизации "субъекта" вынесли за скобки и начали заниматься исключительно "объектом". "Объект" в результате стал казаться чем-то самоочевидным, стал отождествляться с тем "что есть на самом деле". А "субъект" соответственно наоборот стал казаться чем-то загадочным, нуждающимся в "объяснении", причём в объяснении непременно в объектных категориях. А потом - нате вам - выяснилось, что субъективность в объективированное описание целиком не помещается. Ну из того, что не поместилось, что-то просто отрезали и выбросили, то есть не заметили и проигнорировали, а то, что сложно оказалось проигнорировать, назвали "квалиями" - вроде как тоже своего рода объекты. Дело за малым - согласовать "квалии" с прочими объектами в общей теории всего (при этом это "всё", разумеется, должно состоять исключительно из объектов и объективаций, у нас же теперь считается, что "то что есть на самом деле" есть "объективно" и никак иначе). А они никак не согласовываются. Отсюда и "сложная проблема сознания", как мне кажется.

Что касается "другого языка"... ну вот есть такая песенка "то, что сейчас происходит во мне, тоооже является частью вселенной". Вот мне кажется, что в этой песенке больше понимания сути дела, чем в иных наукообразных рассуждениях о "сложной проблеме сознания".

Reply

egovoru May 28 2024, 11:43:20 UTC
"то, что сложно оказалось проигнорировать, назвали "квалиями" - вроде как тоже своего рода объекты"

А в чем, по-Вашему, заключается объектность квалий? Мне-то кажется, никто их объектами не назначал. Как я понимаю, так называют элементарные субъективные ощущения. Вопрос о том, какие объективные события приводят к появлению квалий как субъективных ощущений кажется мне вполне легитимным, а его "трудность" носит только технический характер - я не могу экспериментировать на себе (вернее, область таких экспериментов весьма ограничена).

Reply

chur72 May 27 2024, 13:56:26 UTC
А вообще я немного ёрничаю, и это несправедливо. Читаю сейчас неплохой обзор в википедии по "трудной проблеме сознания" - https://ru.wikipedia.org/wiki/Трудная_проблема_сознания#Основные_подходы_к_трудной_проблеме_сознания - Чалмерс, Нагель, Левин, Сёрль, Хорст. Умные дядьки и, конечно, понимают, с чем имеют дело и умеют находить слова, чтобы эту суть обозначить.

Reply

egovoru May 28 2024, 11:52:07 UTC
Я прочла книжку Чалмерса, где он эту "трудную проблему" поставил - увы, многое в ней осталось для меня непонятным. Поразил меня и эффект, произведенный книжкой начинающего автора в среде заслуженных профессионалов. Впрочем, тут, видимо, сказывается мой недостаток философского образования - я не в силах оценить глубину философской идеи.

Reply

egovoru May 28 2024, 11:55:02 UTC
Ого - похоже, у Вас в журнале гиперссылки не выделяются особым шрифтом. Слова "многое в ней осталось для меня непонятным" в моем предыдущем комментарии ведут к моему посту о книжке Чалмерса.

Reply

chur72 May 28 2024, 16:27:48 UTC
нет, всё выделилось)

Reply

egovoru May 28 2024, 22:02:53 UTC
Ну, может, это просто на моем мониторе не видно. А что Вы скажете о книжке Чалмерса?

Reply


Leave a comment

Up