Разговорился с философом о предпосылках. Беседа не окончена, промежуточные вехи вот такие.
Нападает на Декарта. Пишет - хотел беспредпосылочного познания, а вон тут то и есть предпосылка! конфуз.
Спрашиваю - а что даёт это изобличение предпосылок беспредпосылочности?
Отвечает - ну как же, расширение горизонтов познания и вообще.
Не понимаю. Раньше люди искали основы, чтоб было куда ногу поставить и куда-то шагнуть. В мысли, в познании, в действии. Сейчас пафос поменялся - все принялись эти основы разрушать. Спрашиваешь - что даёт? Отвечают - расширяет познание. Какое познание, если ногу поставить некуда? Нет, не понимаю.
Вообще как-то по мере отхождения от всякой академической философии стал ретроградом и уверился, что знать нужно не всё, а столько, чтоб было понятно, как правильно поступать. В том числе, в мысли и в познании. Михаил Бахтин в этом отношении был прав (как и во многом другом, хотя и не во всём): всё крутится вокруг ответственного поступка (поступок хранит событие мира, теряя поступок теряем мир и проч.). Всё что вне горизонта поступка - тщета и уныние, и не оттого, что туда не нужно лезть, а оттого, что все наши мнения о том, что там, будут превратны.
UPD
беседа здесь
https://www.facebook.com/ahtyrsky/posts/1509797165746945?pnref=storyСёрен Кьеркегор об "идущих дальше":
"Нужно идти дальше, нужно идти дальше". Этот порыв идти дальше давно существует в мире. Гераклит Темный, изложивший мысли в своих произведениях и затем сложивший свои произведения в храме Дианы (ибо его мысли были его доспехами, а потому он и повесил эти доспехи в храме богини), сказал: "Нельзя дважды войти в одну и ту же реку".
У Гераклита Темного был один ученик, который не остановился на этом, он пошел дальше и прибавил: "Это нельзя сделать даже единожды" . Бедный Гераклит, иметь такого ученика! Гераклитов тезис благодаря всем этим улучшениям превратился в тезис элеатов, отрицающий движение вообще; а ведь тот ученик хотел всего лишь быть учеником Гераклита, который пошел дальше, а отнюдь не вернуться назад к тому, что покинул сам Гераклит."