(no subject)

Jan 25, 2023 12:00

Недавно
открытая на азиатской половине Стамбула мечеть Чамлыджа, как рассказывают с гордостью, является не только крупнейшей в городе, но и мире. У мечети шесть минаретов - как у знаменитой Голубой мечети султана Ахмета; четыре из них имеют высоту 107,1 метра.
Казалось бы, несколько странная - не округлённая до нуля - величина. Но это не просчёт строителей, но намеренный символизм, ибо длина минарета - это напоминание о 1071 годе нашей эры, когда армия турков-сельджуков под водительством султана Алп-Арслана наголову разгромила византийцев при Манцикерте, не только захватив в плен императора Романа IV Диогена, но и положившая начало турецкому завоеванию Малой Азии.
Осман, Мехмет Фатих и Селим Явуз были впереди - спустя несколько столетий, но будущее величие Оттоманской империи завязалось именно 25 августа 1071, и турки совершенно не собираются об этом забывать, более того, используют самые убедительные и наглядные средства, чтобы ещё раз напомнить об этом.
Поучительный и важный пример… Ведь что такое 1071-й, который отделяют от нас девять с половиной столетий? Триумвират Ярославичей на Руси… Борьба между германским императором и римским папой за инвеституру… Зрелость знаменитого Эль Сида… В Англии ещё даже не приступали к составлению Книги Страшного суда… До крестовых походов четверть века… Давнее, пыльное, почти, в общем, позабытое время. Впрочем, не для всех.
Некогда покойный Крылов яростно выступал против всех этих расхолаживающих попыток поскорее забыть неудобное и опасное прошлое и сосредоточиться на братски-многонациональном настоящем: мол, зачем длить все эти исторические претензии и обиды, вновь переживать ветхозаветные триумфы и победы; сейчас немодно такое помнить, тем более упоминать публично.
Нет, настаивал Крылов, русские должны помнить, особенно зло, должны считаться с ближними и дальними соседями, не должны никому ничего прощать. Про русских ничего сказать не могу, а вот турки живут вполне по крыловским заветам, а когда их пытаются усовещать, апеллируя к их прежним подвигам, то они, вместо того чтобы размазывать покаятельные нюни, отвечают жёстко, не отступая от своих позиций ни на миллиметр.
«Что вы можете сказать про геноцид 1915 года?» «Чудовищная страница в нашей истории, просто сердце кровью обливается от того, как предатели армяне, ожидавшие приход царской армии, поголовно вырезали турецкое население на прифронтовой территории. У нас и доказательства есть. Вот - фото армянок с винтовками…»
И это, как ни кажется удивительным, работает. Хотя бы на примере общины румов - греков, коренных жителей Константинополя. По Лозаннскому договору 1923 около трёхсот тысяч греков остались в Стамбуле, хотя на остальной территории страны, прежде всего в Ионии, произошёл обмен населения, когда миллионы бывших подданных султана оказались вынуждены сменить место жительства в директивном порядке.
Так продолжалось до сентября 1955 года, когда двухдневные погромы в турецких городах и прежде всего в Стамбуле, добили греческую и остатки армянской общины. Теперь от живших в Константинополе на протяжении столетий греков осталось примерно две с половиной тысячи - на весь пятнадцатимиллионный Стамбул.
Иначе говоря, связка «Мы гордимся своим прошлым - Мы управляем своим настоящим» на примере турок демонстрирует свою эффективность. Потому, возвращаясь уже к делам нашим скорбным, на национальном турецком телевидении вряд ли возможно представить взволнованную передачу, посвящённую памяти человека, который начинал и заканчивал день молитвой за победу злейшего врага Республики.
Нет, прерывать эфир радостными сообщениями «Смердячий пёс Буба наконец-то издох!» не стоит. Достаточно просто не заметить: каждый день нас покидают ветераны сцены, всех не оплачешь.

Ближний Восток

Previous post Next post
Up