(no subject)

Jan 09, 2023 11:56

Разрозненные
заметки о посещении Стамбула.
Первое и, пожалуй, главное. Начавшаяся СВО и разрыв с «цивилизованным миром» породили ощущение, что можно прожить и без Европы - планета большая, жизни не хватит, чтобы её объехать. Однако знакомство со Стамбулом, городом, находящимся буквально на территории Европы, внесло существенные коррективы в этот самоутешительный тезис.
Стамбул - при всех своих географических и исторических особенностях - есть город восточный и никакой другой. (Соответственно, понимая это, начинаешь по-другому смотреть на многодесятилетний сериал «Приём Турции в ЕС»: очевидно, что это не случится никогда, но всерьёз продавать раз за разом туркам надежду на вступление в единую семью - для этого следует обладать исключительной - колониальной закваски - наглостью.)
А в восточном городе, при всей привязанности к экзотике, находиться тяжело: один день этот шум, гам, суета, толкотня приятно забавляют, но дальше очень хочется домой ото всей этой - путь и более чем умеренной - ай-на-нэ.
Из чего можно сделать вывод, что нынешний разрыв с Европой, который пока не ощущается как нечто значимое и давящее, рано или поздно оформится в общественное требование и российской власти так или иначе придётся наводить мосты с Парижем и Берлином. Впрочем, есть слабая надежда, что и Европа тоже совершит некие встречные шаги - когда, конечно, вызванное 24 февраля ожесточение чуть уляжется.
Второе. Стамбул - место коммерческое и совершенно не импрессионистическое. Роскошная торговля - особенно с учётом бегства из России ведущих брендов; великолепный фаст-фуд, который отчего-то не приходит к нам в страну, хотя здесь для него бездна возможностей; косметологический туризм (мужчины со следами пересаженных волос, женщины повязками на носах здесь сплошь и рядом) - этим Стамбул силён.
А вот собственно за культурными переживаниями туда ехать не стоит. Однообразная застройка прошлого века; редкие образцы современной архитектуры, которые не вторичны даже, а третичны. Скученность, теснота, минимум захватывающих дух видов.
Понятно, что византийского города тут не встретишь, но и османский тоже уверенно стирается с карты. Только республиканский - лишённый размаха и широты, претензий и дерзновения: «Мы тут просто деньги зарабатываем, деньги».
Само собой напрашивающееся сравнение Санкт-Петербурга и Стамбула (имперские столицы, столетие назад утратившиеся свой высокий статус) разваливается, даже не завязавщись - настолько глубока пропасть между этими городами.
Поразительно, но даже Босфор не облагораживает Стамбул, существуя где-то на периферии, не будучи инкорпорированным в городскую ткань. И Босфор мстит за свою оставленность: даже с воды Стамбул выглядит вытянувшимся на километры нагромождением коробок, разбиваемых воткнутыми громадными флагштоками.
Третье. Упоминание о флагштоках не случайно. Ни в одном другом городе я не видел такого количества национальных полотнищ циклопических размеров. Это не может быть случайным, и то обстоятельство, что турки утыкали Стамбул своими флагами, демонстрируя - какому соседу? - что эта территория принадлежит им, означает на само деле то, что они точно знают, что сидят в чужом доме, и потому вынуждены подбадривать себя расстановкой патриотических знаков повсюду.
Наш великий современник Е.С. Холмогоров как-то заметил, что турки очень конфузятся византийского прошлого захваченных ими земель и всячески стараются его закамуфлировать. Это действительно так.
Находясь в Стамбуле, трудно представить, что у этого города было какая-либо прошлое, кроме турецкого. Историческое существование этого места началось 29 мая 1453 года, а до того тут что-то было, даже колонны и крепостные стены остались, но хроники не сохранили имён этого сгинувшего народа.
И потому во вновь превращённой в мечеть Святой Софии на предназначенных для посетителей плакатах есть только Мехмет Завоеватель - и никаких предыдущих девятисот лет жизни этого храма. Плакаты, разумеется, сугубо на турецком.
Впрочем, есть в городе место, где можно прикоснуться к доосманскому прошлому. Это - широко рекламируемая панорама, посвящённая штурму Константинополя весной 1453. Панорама сделана отменно. Графическая часть - картина вдоль купола - это решающий момент боя, когда османы прорываются через пролом в стене.
Аудиовизуальная - ролик, рассказывающий о битве, где самый яркий момент - это пучок энергии, который отправляет на тот момент ещё христианская Айя София, чтобы зарядить воинов Мехмета отвагой. Для нас такой выверт может показаться странным, но создатели знали, какая аудитория будет превалирующей.
Нельзя сказать, что турки не чувствуют некой неловкости ситуации. Чтобы унять сомнения, фрагмент экспозиции посвящён оправданию действий султана Мехмета, который не просто так захватил Константинополь, но руководствовался исключительно гуманитарными соображениями.
Оказывается, сразу же после штурма Мехмет принялся отстраивать разрушенный во время Четвёртого крестового похода город. Чтобы нагляднее представить себе четвертьвековую дистанцию, разделяющие эти два события, достаточно вообразить Сергея Собянина, устраняющего последствия Чумного бунта.
Четвёртое. Если Стамбул, как город, не оставляет вдохновляющего и захватывающего впечатления («И это - второй Рим? А разговоров-то было…»), то Турецкая республика, турецкая цивилизация предстают совершенно в другом свете.
Чувствуется, что Турция, несмотря на обостряющуюся перед президентскими выборами в этом июне политическую борьбу, на подъёме. Это уверенное в своих силах государство, которое сознательно и с азартом включилось в борьбу за первенство в мусульманском и тюркском мирах.
И если с претензиями на мусульманский мир есть кому остановить её амбиции - по счастью, нефтяные монархии Залива косо смотрят на бывших своих угнетателей, то с тюркским миром положение буквально «хватай и беги».
Достаточно поставить себя на место казаха или киргиза, который ищет, к кому бы из сильных держав эмоционально прислониться, учитывая, что для Запад и России он, в общем, чужой, и его симпатии естественным образом обращаются к Турции - лингвистически, культурно, конфессионально близкой.
Более того, Турецкая республика сейчас набирает такую мощь, такой напор, что и у Армении, по большому счёту, нет никаких шансов избежать ползучей сателлизации. Стоит закрыть, так или иначе, арцахский вопрос и избавиться от российской военной базы, дальше пойдёт само - и даже силу применять будет не надо.
Пятое. Сугубо личное. Лоукостеры - зло. А новый стамбульский аэропорт, громадный и нескончаемый, где можно с комфортом провести восемь часов томительного ожидания и постоянных переносов вылета, - добро. Спасибо тебе, İstanbul Havalimanı!

Ближний Восток

Previous post Next post
Up