«Шедевры Пинакотеки Ватикана» в Третьяковке

Jan 09, 2017 22:51

Воспоминания о прошлом годе будут смотреться незавершенным этюдом, если не сказать несколько слов об этой выставке. 35 привезенных из Рима художественных объектов распределены по трем залам третьего этажа Инженерного корпуса Третьяковки. Здесь явлены во всей красе образцы средневековой, в основном религиозной живописи, начиная с 12-го века - икона «Христос Благославляющий», перекликающаяся с византийскими образами (Константинополь еще не захвачен крестоносцами) - и заканчивая веком 18-м - серия небольших ночных пейзажей, вставленных в одну раму, под названием «Астрономические наблюдения». Один итальянский граф, большой любитель астрономии, заказал эту серию Донато Крети с дальней мыслью - послать её в подарок папе Клименту 11-му, чтобы сердце его смягчилось живописными видами известных на то время планет Солнечной системы и он (папа) выделил бы средства для строительства обсерватории в Болонье.

Первое ощущение от этой выставки - ты оказался в машине времени, которая перенесла тебя на несколько веков влево. Чему как нельзя лучше способствует голос Вениамина Смехова, доносящийся из аудиогида (300 рублей) и повествующий о каждой представленной картине под приятную старинную музыку. Редкая в общем-то возможность порвать на час с четвертью (плюс-минус) с современностью, да еще без риска остаться в страшноватом прошлом навсегда.

Если говорить по существу, то стремящихся на эту выставку ради двух разрекламированных работ Рафаэля, должен предупредить, что сюда привезли не картины его, а гризайли. (Выступай я сейчас не в роли блогера, а рассказчика, то в этом месте обязательно сделал бы паузу и многозначительно посмотрел на слушателей: да-да, вы не ослышались - гризайли). Выглядят они как две небольшие (размером со школьный пенал) темные деревянные планки с монохромными аллегориями «Веры» и «Милосердия» - перенесенными на дерево изображениями скульптурных фигур. Невеликий размер расписанных титаном Возрождения деревяшек искупает их возраст - 510 лет.

И еще одно предупреждение для стремящихся посетить римскую коллекцию в Москве до дня её закрытия 19 февраля - когда заходите во второй зал (Высокий Ренессанс и барокко), старайтесь не смотреть вправо. То есть посмотреть можно, но очень бегло, не задерживая взгляда на самой большой картине, где Никола Пуссен изобразил Мученичество святого Эразма. Особенно избегайте разглядывания нижней части полотна, где этот Эразм (не путать с его тезкой из Роттердама!) и претерпевает свои муки, суть которых я вам раскрывать не стану, поверьте, так будет лучше для вас! И Смехова не слушайте, дойдя до Эразма - бочком, бочком и дальше!..

Слева же, напротив жуткого Пуссена, находится главная картина этой выставки, уже побывавшая в Москве пять лет назад (http://chugaylo.livejournal.com/291470.html), «Положение во гроб» Караваджо.
Необыкновенная её выразительность и особое свойство - вовлекать зрителя в сюжет заставляют стоять перед ней и радоваться счастью созерцания работы гения.


Вообще, прошлый год у меня был богат на художников. Успел рассказать:
о нашумевшем Серове,
http://chugaylo.livejournal.com/378112.html
о Ван Гоге, Гогене и выставке Ильи Зданевича в Пушкинском,
http://chugaylo.livejournal.com/382471.html
об Айвазовском,
http://chugaylo.livejournal.com/395827.html
о Центре искусств при Храме Христа Спасителя, где тоже показывали Айвазовского и много кого еще
http://chugaylo.livejournal.com/396679.html

искусство, музей, Италия, Москва

Previous post Next post
Up