Чем хороша эта выставка в Третьяковке на Крымском валу - тебе открывается человек во всей его полноте. Полноте, конечно, не в смысле комплекции, а многогранности. Иван Константинович Айвазовский кем только не был в течение своей долгой (82 года) жизни - академиком и многочисленным почетным членом, благотворителем, профессором, живописцем Главного морского штаба, археологом, действительным тайным советником, а в переводе на флотскую табель - адмиралом, кавалером многих орденов, включая французский Почетного легиона. Из-под его, как говорится, кисти успело выйти 6 тысяч картин, скорость, с которой он их создавал, наверное, не знает аналогов в истории, как и количество выставок по всему свету, которые ему удалось организовать.
Для своей родной Феодосии он сделал больше, чем любой другой её житель, включая легендарного основателя Феодоса: школа искусств и картинная галерея, железнодорожная ветка до Джанкоя и крупнейший торговый порт, построенные только благодаря его настойчивым хлопотам, водопровод, снабдивший город бесплатной водой, поставляемой к фонтану Айвазовского из Субашского источника в его имении Шах-Мамай, и так далее и так далее.
Но обратимся к выставке (вид сверху).
Несмотря на запрет фотографирования, все усердно запечатлевали увиденное и самое себя на фоне увиденного, пользуясь попустительством немногочисленных смотрительниц.
Вокруг плескались и могуче накатывали так любимые художником морские волны,
беззвучно палили пушки,
открывались романтические прибрежные виды.
Но не только! Не только море было подвластно его изощренной кисти, вот, например, жизнерадостные Чумаки в Малороссии,
или Аул Гуниб в Дагестане - последнее прибежище имама Шамиля.
Не чуждался художник и портретного жанра, хотя и не считал себя в нем бесспорным специалистом, ограничиваясь изображением только близких ему людей, например, старшего брата Габриела, архиепископа Армянской Апостольской церкви, автора более 20 книг.
Айвазовский был неутомимым путешественником, объехавшим всю Европу, Турцию, Египет, Кавказ, при всей любви к Феодосии жажда новых впечатлений с периодичностью 3-4 раза в год гнала его прочь из Крыма, на выставке можно обозреть карту его бесконечных художественных вылазок.
В возрасте 75 лет он отправился в Америку украсить своими работами Всемирную выставку в Чикаго, а заодно перенести на холст Ниагарский водопад.
Можно подумать, что он побывал и в Антарктиде вместе с Лазаревым и Беллинсгаузеном, но кто бы что ни говорил, это вряд ли могло произойти, ко времени их легендарного похода художнику едва исполнилось 3 года отроду и картина Ледяные горы была написана им к 50-летию открытия Южного континента русскими моряками по рассказам очевидцев.
Завершая рассказ о нашем еще сентябрьском визите, покажу набережную Москвы-реки, какой она открылась нам при выходе из Галереи, кажется, она удачно встроилась в предшествующий изобразительный ряд.