Мой Павлов

Mar 14, 2019 09:44





Первый день совсем без моего деда-профессора Павлова, его тело вчера кремировали. Мой мир немного изменился и уже не будет прежним. Часть мира ушла внутрь меня и навсегда там останется.

Я познакомилась с Павловым в январе 2004 года, когда попросила его быть руководителем моего бакалаврского диплома. Он мне отказал с порога, этим зацепил, заставил работать, а по итогам работы подружился со мной. С тех пор минуло 15 лет. Все эти годы Павлов для меня был особенным. В чем его главная особенность именно для меня? В том, что он первым увидел мои способности к математике и сказал мне об этом: «Ира, у тебя талант». И, однажды увидев, он все эти 15 лет поддерживал меня в развитии этих способностей.

Вчера во время прощания с Юрием Николаевичем его первый ученик, его первый кандидат наук Вячеслав Михайлович Недашковский сказал, что за 40 лет совместной работы они никогда не ругались, никогда даже голоса не повышали, хотя поводы, безусловно, были. Я же с Павловым ругалась! И как я с ним ругалась звонко! И ни с кем никогда я не смогу ругаться так, как с ним! Мы с ним однажды сцепились по поводу нашего любимого метода наименьших квадратов: я настаивала, что вычисления неверные, потому что учитывают отклонения, а не расстояния (перпендикуляр) до прямой, он возражал. Ругались с ором, а потом быстро помирились, успокоились и снова дружили. Он похвалил: «Молодец! Соображаешь, отстаиваешь свое мнение - диссертацию точно защитишь!» В другой раз я на него собаку спустила, когда он проглядел номер специальности в моей диссертации, в результате чего мне пришлось менять ученый совет. Мы шли в Титаник, и на тротуаре около Э-корпуса я разоралась на него под аккомпанемент ТТК. А он слушал, слушал, а потом спокойно сказал: «Ты высказалась? Хорошо, пошли». И мы пошли в новый, математический совет. И потом я защитилась и стала его, по-моему, девятнадцатым кандидатом наук. Если я правильно понимаю, девятнадцатым и последним.

Мне повезло - в прошедшем 2018 году я часто видела Павлова. Весной ходила каждые две недели на консультации к моему другому деду-профессору А.П. Карпенко и всегда при оказии заглядывала на родную кафедру выпить чаю с Павловым. За 15 лет мы с ним просидели за чашкой чая сотни часов! По осени мы с ним виделись еще несколько раз, он даже просил прочитать лекцию его студентам. Мы несколько раз спонтанно созванивалась. Последняя моя встреча с ним состоялась 27 ноября 2018 года. В тот день я принесла ему в подарок журнал с моей последней статьей, на память. Он обещал прочитать, сказал, что заранее знает, что статья отличная. Потом мы с ним долго, особенно долго пили чай, говорили обо всем на свете, о работе, о моих плана по переводу статей, о детях, о религии, об университете, о стране. Говорили много и очень добро, как давно не говорили. Он мне сказал, что стал чувствовать старость, что устает и плохо ест, аппетита нет. А я улыбалась и говорила, мол, Юрий Николаевич, скоро 85 лет, возраст берет свое. Он улыбался мне в ответ. Я проводила его на кафедру, усадила в его раскидистое кресло и расцеловала всласть его лысинку. Незнакомые на нас иногда смотрели c недоумением - я любила целовать его лысинку и проделывала свой обряд не только в кабинете, но и коридорах, прилюдно наклоняла его голову, целовала, потом поглаживала ладонью место поцелуя. Он стоял покорно как ребенок, знал, что я упрямая и сопротивление бесполезно.

Он знал, какая я есть, и воспринимал меня такой, какая есть, принимал всю, ценил мои способности, прощал моих тараканов, терпел мои крики. Он поддерживал меня в стремлении быть собой, говорил со мной всегда открыто. Учил меньше смотреть по сторонам, больше самой думать, решать и делать. В том, что я из себя представляю как человек и математик, большая заслуга и помощь моего любимого Юрия Николаевича.

В воскресенье он переехал внутрь меня навсегда. Снаружи его уже не будет, но он навсегда останется внутри. У меня в груди есть садик, а в нем лавочка, Павлов в воскресенье присел на ее рядом с Чайковским. Уверена, что два профессора найдут, о чем поговорить.

Previous post Next post
Up