пост от первого лица. Образование в наше время - штука весьма неоднозначная. Человек образованый не всегда является человеком разумным. Не то чтобы я не верил в конкретно нашу образовательную систему, или в чьи-то другие, но любое системное обучение - это немного мёртвый процесс. Любое знание, подаваемое централизовано - лишь свод правил, инертный и зачастую бесполезный. Все тысячи таблиц сопромата не сделают человека хорошим инженером, если он таковым не является. Из сотен усердных студентов-медиков мало кто станет доктором Темперанс Брэннан. Людей учат фактам и правилам, которые имеют склонность меняться; к тому же, в потоке времени меняется не только наше знание о мире, но и сам мир - появляются и исчезают острова, моря, отрасли и государства. Да что там говорить - несколько веков назад мы жили на плоской Земле, и только потом узнали, что она круглая, чтобы затем вновь начать сомневаться в её истинном устройстве.
Любое значительное открытие, любой скачок в научном развитии означает лишь то, что кто-то умный и настойчивый пробил корку существующей системы и наглядно показал всем, что прежние представления являются неверными, и на самом деле всё иначе. И все сразу начинают переучиваться.
Так что, образование - не совсем то, что определяет развитие человека, его успехи и перспективы. К тому же - и это самое главное - научные степени часто не дают человеку способность правильно и хорошо жить.
Вот воспитание - другое дело. Человек воспитаный - это тот, кто знает, как нужно поступать в жизни, потому что у него есть тысячи и даже миллионы примеров того, как в разных ситуациях поступали люди, достойные подражания. И, конечно же, получить эти примеры можно только из книг.
Человек воспитаный будет честно и правильно жить хоть на плоской, хоть на полой Земле - потому что замены и подмены фактов не влияют на его ценности и образ жизни.
Однако, и среди воспитаных людей встречаются подлецы, глупцы и неудачники; к тому же, эффект воспитания нередко оказывается настолько же низким, насколько часто со своей целью развить человека не справляется и образование.
Следует признать, что ни образование, ни воспитание; ни книги, ни учебники не гарантируют того, что ученик станет разумным, просвещённым и просто хорошим человеком.
Более того, и образование, и воспитание являются лишь инструментами для достижения некого абстрактного и всестороннего развития, которое трудно измерить, и ещё сложнее понять, как же его "получить". И которое отличает духовно развитых людей от тех, кто, как говорится, "уехал из деревни, но деревня не уехала из него".
Попробую объяснить и развить эту мысль на личном примере.
Недели две назад я начал читать "Государя" Никколо Маккиавелли, которого впервые захотел прочесть лет семь назад - вычитал у умных людей, что без него никак, ни воспитания, ни образования. До того - видимо, в силу слабого образования и воспитания - об этой книге я не слышал. Да. Начал и остановился, прочитав две главы - а это, кстати, буквально две страницы. Остановился, потому что в этих двух главах уже видна вся современная история нашего государства, от СССР до текущей политики Кремля и даже случившегося у соседей майдана. Во всяком случае, всё это удалось увидеть в нескольких абзацах. Очень многое поместилось в двух главах; они дали толчок огромному числу мыслей, и более глубокое понимание некоторых вопросов.
И, знаете, я абсолютно уверен, что семь лет назад ничего этого увидеть бы не удалось, и книга не произвела бы ни образовательного, ни воспитательного эффекта. Почему? Потому что за это время я в чём-то развился, и стал более воспитаным и образованым.
Вот тут и встаёт в полный рост вопрос, для которого потребовалось столь пространное вступление от первого лица (надеюсь, оно справилось со своей задачей подсветить грани этого вопроса).
Вопрос : в чём измеряется развитие? Чем оно определяется?
И, знаете, ответ не заставил себя ждать. Он быстро нашёлся, и появился самым настоящим озарением. буквально-таки озарившим очень многое. Ответ - чуть ниже, потому что он будет написан крупными буквами, и не хочется, чтобы его увидели раньше времени.
Ещё раз уточню, что именно мы ищем.
Это не "багаж знаний" и не объём усвоенной информации - они дают людей-энциклопедий, "заучивающих" знания и не всегда способных применить их.
Мы ищем то, за чем отправляем детей в школы роботехники и в МГУ; то, что есть у юриста, за день досконально осваивающего любую новую оргтехнику и то, чего нет у бухгалтера, так и не усвоившего основные возможности экселя; то, что дают своим ученикам преподаватели, час времени которых стоит пятизначных сумм.
количеством имеющихся в нём связей между событиями и фактами.
Не "количеством фактов и событий" - ведь они могут быть ложными, переменными и неточными.
Нет, важны именно связи.
Горизонтальные, вертикальные, во времени и пространстве, от малого - к великому; из прошлого через настоящее к будущему; от детских сказок и наблюдений за природой - к великим открытиям и маленьким ежедневным победам.
Связи - это способы взаимодействия всего со всем, истинные и рабочие.
Связи - это математика.
Да что там говорить, даже карма - это всего лишь причинно-следственные связи фактов и объектов.
В этой связи сразу вспоминается рассказ Михаила Казиника о его школе - в которую, кстати, по слухам, детей министров возили на занятия на вертолётах. Видимо, было за чем.
Урок может быть посвящён, например, яблоку. Берётся яблоко и целый урок ученики вспоминают всё, что знают о яблоке, от содержания железа в нём до истории с Прекрасной Еленой. На следующем уроке место яблока может занять виноград, или восемнадцатый век, или кислород - да что угодно, на самом деле. И всё это - в связке друг с другом и со всем окружающим миром.
Такой метод даёт возможность создавать ученикам персональную карту мира, в которой все факты и события будут правильно зарисованы, упакованы и доступны для применения в любой момент.
Более того, такой метод даёт не только большое количество самих связей, но и - внимание! - учит находить и создавать новые, собственные связи.
Ученики учатся учиться. Успех - в этом.
Если у человека есть такая карта, где каждый предмет и явление находятся на своём месте, то владелец карты в любой момент, мгновенно и безболезненно, способен заменить неверный факт новым, более полным знанием, не засоряя сознание лишней и ложной информацией.
Именно точная информация, вместе с возможностью её применения, делает человека более образованым. Более воспитаным. Более развитым.
Именно количество связей определяет уровень развития человека.
И, раз так, мы можем понять, что, в значительной степени, определяет уровень развития всей человеческой цивилизации, и возможную скорость изменения этого уровня.
И этот момент ещё более интересен - особенно, если рассматривать человека как временного носителя сознания, переживающего множество последовательных воплощений.
Скорость развития цивилизации определяется количеством информационных связей в сознании индивида, которые он способен передавать своему потомству генетически.