Аскетика для «чайников»

Feb 25, 2015 21:09



Техника безопасности для начинающих и продолжающих


Аскеза по-гречески означает упражнение, тренировка

То есть, аскеты - это «тренированные» христиане, навроде профессиональных спортсменов - в отличие от прочих «любителей».
Когда я только пришел в Церковь со своей, дарованной мне Господом прежде всех и всяких «воцерковлений», верой в Него, и занял крайнее место в длинной очереди ожидающих Спасения, стоявшие чуть впереди начали наперебой просвещать меня относительно моего места «у параши». Оказывается, быть просто верующим во Христа отнюдь недостаточно, потому что «миряне» или «овцы» - это так, «третий сорт - не брак», народ - «невежда в законе, проклят он», охлос, с которым в церкви мало считаются. А настоящие христиане - это особо избранные Божии монахи и священники. И тому, кто пришел в церковь по вере, нечего отираться среди церковных старушек, но нужно стремиться в «настоящую церковь для избранных» и начинать восходить по церковной лестнице «от силы в силу» (есть даже такая книжка, которая так и называется «Лествица») по ступеням самосовершенствования к святости.

Ну хорошо, а как же вступить в это избранное сообщество, где вход в него, и каковы условия?

Прежде всего - послушание, которое начинается с выбора духовника. Так, стоп, минуточку - а откуда вдруг на пустом месте взялось какое-то послушание, и кому? Ведь взрослые же вроде все люди. А, отвечают, это потому что все мы грешные, и давно привыкли к тому, что грех и страсти руководят нами, поэтому нам нужен руководитель, пастырь добрый, чтобы нас, неразумных, пасти и оберегать, спасая от самих себя. У всех порядочных уважающих себя православных должен быть духовник, а если у кого нет, то он без окормления развиваться и двигаться ко спасению не может, и так и будет погрязать в пучине погибели, или забредет в болото прелести и самообольщения, и опять-таки погибнет, как одинокая овца без пастыря. И потому - заметьте! - послушание превыше поста и молитвы!
Духовники тоже бывают разные

Для женщин, к примеру, и новоначальных неофитов годится в духовники обычный приходской поп по месту жительства - «белый», то есть женатый. Для продвинутых - обязательно монах, и хорошо бы не простой монашествующий священник на приходе, каких теперь немало, а настоящий монастырский монах, причем не столичного разлива, а, например, из Лавры: и от Москвы ездить к нему «на дух» (исповедоваться и советоваться) недалеко, и монастырь серьезный, с традициями, а не декоративный. Но к элите православных послушников относятся несомненные счастливчики, залучившие к себе в духовные отцы настоящего старца. Но такое, конечно, невозможно осуществить самому, что называется, «с улицы», потому что «настоящего старца» на улице не встретишь, и просто так к нему не попадешь - к нему тебя могут только привести те, кто уже является «чадом». Если, конечно, ты пройдешь у них своеобразный «фейсконтроль», и тебя сочтут достойным этой высокой чести.

И вот начинается тренировка. В основе ее лежит принцип предочищения. Что это такое? Сейчас объясню. В Евангелии Господь обещал нам многое. Например, «Кто верует в Меня, из чрева его потекут реки воды живой. Это сказал Он о Духе, Которого должны были получить верующие в Него». Или вот: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы». И все это, прикиньте, без всякой тренировки, о которой в Евангелии нигде не говорится ни слова. Однако, ввиду того, что все мы грешные, и потому недостойны по грехам своим таковой милости Божией, то нам, как мудрым девам из притчи, надлежит прежде брака с Женихом достойно предуготовить себя к оному «браку», поправить светильники свои и украсить себя всяческими добродетелями. И тогда Жених, найдя нас бодрствующими и готовыми, изберет нас, достойных, в отличие от нерадивых и плохо подготовленных - так что, воля ваша, надо начинать тренироваться, пока не поздно, так как не знаете, когда Господь приидет.
Начинается тренировка

с того, что духовник нагружает новообретенного послушника обременительным многочасовым молитвенным правилом на малопонятном церковном языке, поклонами, подготовками к причастию, чтением святоотеческих книг, житий святых, трудов по аскетике и прочих «преданий старины глубокой», и тут же требует начинать бороться со страстями, первой из которых, лежащей как шпала поперек пути к совершенству, является, конечно же, скверна блуда со всеми ее грязными мыслишками и похотями. Все это надлежит исповедовать и обсуждать с духовником, и бороться с вожделением, искореняя ее в себе по примеру древних подвижников, ввергавших себя, например, нижней своей грешной частью в колодец со студеной водой до омертвения членов. Выходит из этого, как правило, какая-то чепуха. Прикиньте-ка на своем примере: вы молоды, женаты, с женой у вас любовь и нежные ваши любовные отношения в самом разгаре - и вдруг вы уверовали в Бога, пришли в церковь, нашли там  духовника-монаха, и он сходу говорит вам и объясняет, что все это скверное блудное сожительство во грехе и мерзости, тем более, что брак-то ваш не венчан, а потому и не брак вовсе. И надо каяться и нести епитимью за блуд, а потом венчаться, а до того - ни-ни! - не сметь и помышлять о близости с женой. И начинается: посты, бдения, подготовки к причащению с недельными евхаристическими постами, умерщвления плоти, раздумья о скверности отношений с женой, об осквернении похотью - и в то же время требования духовника «плодиться и размножаться», и «брюхатить бабу, чтоб не ходила праздной». А во все время очередной беременности - ни-ни! - чтобы не сквернить плод. Ну какой брак и какая любовь все это выдержит? Да еще прибавьте сюда действительное осквернение ваших взаимных святых чувств настойчивым и беспардонным вмешательством в вашу интимную жизнь неделикатного любопытствующего «третьего», приглядывающего за вами, и постыдную необходимость выворачивать перед ним подробности того, о чем Швейк говорил, что «это место принято показывать только аптекарям». А если к тому же ваша жена не успела еще уверовать и последовать за вами в вашу церковную жизнь? К сожалению, такой брак, как правило, обречен. Но, к еще большему сожалению, со стороны послушника в семейной драме обычно заметно явное облегчение от разрешения возникшей раздвоенности души, одна половина которой вся устремлена к божественным высотам, а другая, «земная», озирается вспять на попранную и преданную любовь. Ну, это не беда, потому что таковому колеблющемуся быстро объяснят его новые церковные друзья и благожелатели, что «возложивший руку на плуг и оглядывающийся неблагонадежен для Царствия Божия», «враги человеку домашние его», «Христос принес не мир но меч, чтобы разделить»  мужа с женой, и «кто возлюбит жену более Меня, тот недостоин Меня». А как же Любовь, которую вроде бы заповедал нам Господь? На это вам скажут, что не любовь это вовсе, а блудная страсть и похоть животная, а Настоящая Любовь по причине своей невыносимой светоносности для грешного человека недостижима, и является достоянием святых. А для нас, грешных - чем-то вроде горизонта, к которому надлежит только стремиться, сосредоточившись пока на стяжании добродетелей попроще: послушания, терпения, смирения, почтения к начальству и власти, которая - любая - «от Бога» - о! И вот неутешная «соломенная вдова» остается у своего разбитого корыта, да еще зачастую в окружении малых детушек, а наш скороспелый подвижник устремляется от них к «зияющим вершинам» - и пожалуйста, дорвались до «самопредочищения», вот вам готовый новоиспеченный кандидат в иноки, монахи, а там, глядишь, и в архиереи. Что потом из них таких выходит - как говорится, «пробовали-убедились», и на них на всех в сегодняшней «церкви», что называется, «отворотясь не наглядишься». Почитайте, к примеру, хоть блог Кураева, что ли.

И это только один пример «борьбы со страстями», в который вовлекают новопришедшего церковные «слепые вожди слепых», о которых вон еще когда высказался Господь наш: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» - и ничего-то с тех пор не изменилось, кроме вывески: «иудаизм» забелили и поверх него начертали «православие». Тут в самую пору вспомнить слова апостола: «блюдите, како опасно ходите» - обращенные ко всем нам, «любителям» (см. выше).

Что ж, двинемся дальше «по степеням» вослед нашему горе-подвижнику. Возьмем, к примеру, любимое чтение «православнутой» молодежи, рекомендуемое духовниками всех мастей, как некое введение в аскетику - знаменитое сочинение Аввы Дорофея. Есть в этой толстенной книжке что-то вроде предисловия: «сказание о Досифее», который имел счастье попасть к авве (по-нашему авва - это отец) в ученики. Как же развивалось его «послушание», и чем кончилось?

… «Когда пришло время вкушать пищу, авва Дорофей сказал ему: «Ешь до сытости, только скажи мне, сколько ты съешь». Он пришёл и сказал ему: «Я съел полтора хлеба, а в хлебе было четыре литры». Авва Дорофей спросил его: «Довольно ли тебе сего, Досифей?» Тот отвечал: «Да, господине мой, мне довольно сего». Авва спросил его: «Не голоден ты, Досифей?» Он отвечал ему: «Нет, владыко, не голоден». Тогда авва Дорофей сказал ему: «В другой раз съешь один хлеб, а другую половину хлеба раздели пополам, съешь одну четверть, другую же четверть раздели надвое, съешь одну половину». Досифей исполнил так… И так с Божиею помощию, мало-помалу, от шести литр, а литра имеет двенадцать унций, он остановился на восьми унциях, то есть шестидесяти четырёх драхмах (по-нашему - 254 грамма; для сравнения, в блокадном Ленинграде давали 250 граммов хлеба в день на работающего человека - прим. ав.) Ибо и употребление пищи зависит от привычки… Так провёл он недолгое время своего пребывания в монастыре, ибо он прожил в нём только пять лет и скончался в послушании, …впал в болезнь и стал харкать кровью (отчего и умер).

То есть «отец» довел «сына» голодовкой до туберкулеза и уморил его голодом, спровадив на тот свет - чего ради? А ради «спасения души». Но ведь церковь категорически против самовольного лишения себя жизни, пусть и такого замысловатого,  даже в случае смертельной и отчаянно мучительной болезни, и отвергает саму идею возможности эвтаназии по медицинским показаниям. И есть ведь уголовная статья за преднамеренное доведение до смерти. И вообще, выходит дело, что целью аскетики является поскорее человека спровадить из этой постылой и мучительной «юдоли скорбей», как называют жизнь, данную нам Богом (видимо, по ошибке?) теоретики аскезы? Да еще и создать своим последователям искусственные невыносимые условия существования, чтобы небо с овчинку показалось, или, как говаривал тот же Швейк, «чтобы военная служба медом не казалась»? Так может, правы безумцы, организовавшие «для Бога» массовые самоубийства своих последователей, а сами улизнувшие от этой столь желанной «встречи с Богом?».
Идем дальше

Вот сочинение И. Брянчанинова «Приношение современному монашеству». Откроем. Буквально на первых страницах встречаем совет такого рода: ввиду того, что истинное очищение от страстей, подлинное бесстрастие и сопутствующие ему добродетели терпения, смирения и отсечения своей воли для современных людей трудно-, а то и вовсе недостижимы, то нужно поскорее сосредоточиться вначале на приобретении благого навыка «внешнего благочестия»: следить за руками, чтобы они находились в покое, глаза держать в пол, говорить тихим голосом, не перебивать, и не говорить, пока тебя не спросили - и так до тех пор, пока не приобретешь истинных добродетелей, которые постепенно должны последовать, как продолжение внешнего навыка. Не знаю, как вам, а мне это что-то смутно напоминает - уж не притворство ли и лицемерную лжедобродетель, которая массово распространилась в нынешних околоцерковных кругах? Не о подобном ли «благочестии» напоказ говорил опять-таки Господь наш: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;  так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» - и еще много чего про приобретенный «благой навык» внешнего фарисейского «благочестия».

Не знаю, как с вас, а с меня довольно. И, Слава Богу, наелся я всем этим досыта довольно рано - да так, что впору было бежать из этой церкви, из той самой очереди «у параши», куда глаза глядят. Каковая участь, к сожалению, постигла на моих глазах многих бездумных горе-подвижников, находившихся, по их мнению, на самых разных, зачастую весьма продвинутых «степенях Лествицы». В общем, начав утопать, возопил я ко Господу: «Спаси меня!» - и тут же рука Господня оказалась наготове поддержать меня, утопающего: «Что же ты усомнился, маловерный?». И так, мало-помалу, рука об руку с Единственным Пастырем Добрым и всехним Духовником - нет , не выбрался на сушу, а - научился я ходить по морю житейскому и не утопать среди его волн. Натренировался, с помощью Божией. И получилась у меня своя аскетика - а на поверку сравнения со Святыми Отцами оказавшаяся той же самой, но не разобранной на цитаты любителями размахивать ими, как саблей, в борьбе со всеми «ненашими», а прожитой практически пред Лицом Божиим. И оказалась она совершенно не похожей на ту «православную теорию», которую внушают и втолковывают горе-подвижникам их такие же горе-духовники и лже-старцы, которых перевидал я немало.
Начнем, пожалуй, все сначала

Итак, Господь нам много всего обещал - но исполнилось ли хоть что-нибудь из обещанного? Об этом чуть позже, а пока - о нашем «недостоинстве» и как следствие, принципе «самопредочищения». Приведу мысль, удачно высказанную одним молодым коллегой, сделавшим попытку критического осмысления «православной аскетики» в целом, как явления, как «особого», «царского»  пути ко Христу и «единственно верного» учения.

…«Ключевым в традиционном учении аскезы является принцип спасения своими усилиями, с лишь формально декларируемой надеждой на Бога, но, по сути, самостоятельным исправлением себя, путем восхождения по аскетической лестнице борьбы со страстями. Да, каждый подвижник надеется, что в какой-то момент к его усилиям присоединится помощь Божия. Но начинает он подвижничество на основании чисто человеческого учения… Аскеты придумали другой путь спасения, не через изначальное, в Крещении дарованное, рождение свыше от Духа со всеми Его Дарами сразу, здесь и сейчас - нет, нужно заработать, заслужить те Дары. Сам принцип «Отдай кровь - получи дух» - очень человеческий, и даже магический. Я вот, Господи Иисусе, тут напрягался, боролся со страстями, а ты мне за это пошли Духа. В магии работает принцип справедливости: «Я тебе, а ты мне». Да и принцип очищения, чтобы принять Духа - чисто человеческий и ветхозаветный. Святость не боится и не брезгует вымазаться об нашу духовную грязь. Аскетическая же доктрина учит, что пока человек не очистится достаточно, Бог нас не посетит. Это же чистый «Ветхий Завет». Даже заменитель жертв придуман - сотни и тысячи земных поклонов с молитвами по четкам. И невдомёк, что Господь принес новый принцип для христиан, принцип любви, который не предполагает компенсаций и возмещений, а также достаточного очищения. Принцип любви исключает возможность тщеславия и гордости по собственным усилиям (я уже достаточно очистился, Дух, где же Ты?). Он предлагает: «Возьми Духа по вере в Сына, и не хвались своими усилиями». Даже вера - это не заслуга человека. Поворот к вере в сердце осуществляется благодатью. Крещение Духом - тоже дар Бога. И опять человеку остается только славить и благодарить Бога. Нет ничего, что человек бы мог сам себе поставить в заслугу. И даже в покаянии главное, - это действие благодати в глубинном отвращении греха, а не трудническая постоянная исповедь за совершенные проступки и помыслы. От человека тоже нужны усилия, но они всего лишь призваны показать Богу решительность наших намерений и нашу веру. Ключевые изменения в природе человека производятся только Богом»…

В. Король: Аскетическая доктрина православия

То есть, говоря кратко, аскетика, как учение об успешности самосовершенствования ради достойного принятия Даров Духа является ложным путем самоспасения без Христа, Который Сам есть Единственный Путь, ведущий в Жизнь Вечную - но именно так теперь трактуются святоотеческие аскетические труды современными теоретиками от аскезы: надо тренироваться, чтобы стать достойными Даров Духа. И в таком виде это «учение» полностью смыкается с лжеучением йоги, в чем немало упрекали аскетику на протяжении аж полутора тысяч лет трезвые голоса критиков церковной аскетической всеобязаловки.
А теперь об обещанных нам Христом Дарах Духа Святого

Вот интересно, кто-нибудь из читателей готов признаться в том, что обнаружил в себе Дары Духа, приняв Крещение по вере? Или, если был крещен в младенчестве - по воцерковлении? Наши несчастные верующие «любители» (см выше), люди «третьего сорта», так запуганы «настоящими православными» из священномонашеской тусовки «прелестью», «бесовским обольщением» и прочими ихними страшилками, что самим себе боятся признаться в том, что и они, «грязнули», тоже наравне с «избранными», удостоены Духом, обещанным  Христом всем верующим и крестившимся - и предпочитают помалкивать, чтобы не прослыть «больными», «сумасшедшими» и бесноватыми. Помню, когда меня только свела судьба с нынешним лже-«старем» Власием Перегонцевым из пафнутьева монастыря, к которому ломятся сегодня толпы страждущих, я, будучи молодым священником, был очень рад, что встретил такого во всех отношениях достойного и опытного монаха-подвижника, и решил, что теперь мне есть к кому прибегнуть, как  к духовнику. И осмелился задать ему некоторые волновавшие меня тогда вопросы, касавшиеся - вы будете смеяться - самодвижной молитвы, при этом поделившись с ним некоторыми своими в этом смысле переживаниями в надежде на обретение поддержки в поисках сходного опыта.

Его реакция в то время была для меня неожиданной и в полном смысле этого слова поразительной. Как же он возмутился, как вознегодовал! Насыпался на меня с обвинениями: да как я смею, и вообще, кто я такой, чтобы рассуждать о таких предметах и интересоваться такими вещами, о которых вслух вообще не говорят! Только потом до меня дошло, как обидно ему показалось, что какой-то младопоп-грязнуля, настрогавший (их любимое словцо) с женой в постели кучу ребятишек, смеет спрашивать, как о чем-то само собой разумеющемся, его, истого монаха от младых ногтей, о сокровенных монашеских тайнах, о которых он сам только в книжках у святых читал, хоть и подвизался усердно, и постился нещадно и поклоны земные бил несчетно - возмутительно! Надо признаться, я тогда сглупил непростительно, и безнадежно испортил наши с ним еще десятилетиями длившиеся отношения, которые с той поры были навсегда отравлены неизбывной завистью, к которой примешивался тот самый ропот на Бога, диктуемый магическим принципом тренировки «я-тебе, ты-мне»: «Как же так, Господи, всю жизнь я служил тебе и ты никогда не дал мне козленка, чтобы я повеселился с друзьями, а этому своему блудному сыну, промотавшему имение с блудницами, велел заколоть тельца упитанного? Не войду в дом, и ноги моей в нем рядом с вами не будет!». Так гордятся наши монахи своей богоизбранностью, что им уже и Бог не нужен, они и без Него, сами, сделали себя достойными Царствия Небесного. Вот только Бог гордым противится, и не одаривает их чаемыми Дарами Своими: прозорливостью, чудотворением, целительством и прочими желанными чудесами, которые почему-то совершенно иссякли и оскудели среди современных аскетов, подвизающихся в нынешних монастырях с евроремонтом.
Так что насчет обнаруженных в себе Даров?

Да не бойтесь вы, никто за вами не подсматривает. Понимаете, дорогие мои, это нормально. Да-да, это и есть норма для христианина - а вот если нет оных реченных Даров, то это повод для беспокойства: что-то, выходит, со мной не так, раз на мне не сбывается обетование Христово.

Вообще, крещение в младенчестве - а таких крещеных у нас большинство - ничего человеку не дает, кроме самоуспокоения: «Я, как и все остальные, состою в нужной партии, и все у меня в порядке». Никакого Крещения Духом, конечно, не происходит, потому что для этого нужна личная Вера самого крещаемого, а если ее нет (откуда она у младенца?), то и Дух Святый не соизволяет. Конечно, потом, воцерковившись по осознанной вере, человек начинает причащаться, и становится через это причастником Полноты Духа Святаго - но лучше бы ему в этом случае даровать эту Полноту через Крещение Духом так, как заповедали нам в подобных случаях апостолы в Деяниях(8, 16-17): « …ни на кого из них Дух еще не сошел, они только были крещены во Имя Господа Иисуса. Затем Петр и Иоанн возложили на них руки, и они приняли Святого Духа» - потому что именно через Крещение Господь обещал нам присоединение к Церкви Христа в Полноте Духа Святого со всеми Его Дарами. Замечу, что в католической церкви сохранилась традиция конфирмации: ребенка, достигшего десятилетнего возраста, помазывают св. миро, присоединяют к церкви и впервые причащают. У нас, к сожалению, эта традиция не сохранилась.

Ну хорошо, а как проверить, Дары Духа все же вручены вам, или нет? Надо пробовать, другого способа нет. Как пробовать? Да очень просто. Что Господь обещал? Выберем из всего обещанного то, что не представляет из себя смертельного риска, как, например, возможность брать в руки змей или пить яд без вреда для себя - сказано ведь, не искушай Господа Бога своего, Дар Божий - не игрушка, а средство необходимости. Но вот если у вас заболел ребенок или другой близкий вам человек - что ж, вы, родители и родичи его, возложите руки на него и помолитесь с верой о выздоровлении его Господу нашему - и будет вам по вашей просьбе, ибо «чего ни попросите у Отца во Имя Мое, даст вам» и «кто верует в Меня, все сие сотворит, и больше сих сотворит», а слово Христа неложно. Так вот и узнаете. Ну, а если что не так, или чего-то вам не хватает из Божьих дарований, а то и просто очень чего-нибудь хочется - что ж, попросите у Бога, он Отец наш, и даст нам просимое просто из любви к нам, и не откажет. Помните блудного сына? Отец все сидел у окошка и ждал, а как увидел - побежал, на грудь бросился, и перстень тут и одежда, обувь новая, и уже ведут тельца для пира - вот какая любовь, а вы изволите о всяких пустяках сомневаться.
Пора, однако, вернуться к предмету нашего обсуждения - к аскетике

За это время мы с вами установили, что, во-первых, Полнота Даров Духа Святого дается в Крещении каждому крестившемуся по вере без всяких дополнительных условий - собственно, это нам обещано Господом в Евангелии, и никакая тренировка для этого не нужна. А во-вторых, для жизни пред Богом не нужно себя загонять в бутылочное горлышко искусственных выдуманных мучений, потому что Богу это не нужно. «Сыне, дай Мне сердце». «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите Бога». Господь даровал нам Дар из Даров - нашу жизнь, и этот дар поистине невозможно переоценить, потому что это огромное счастье и необыкновенное, захватывающее приключение для рыцарей младшего возраста - всех нас - в сопровождении и под присмотром Того, Кто всегда рядом, рука об руку с нами, со своей спасительной поддержкой наготове: «не бойся, что же ты усомнился, маловерный?».

Так в чем же тогда должна для нас состоять пресловутая тренировка, и нужна ли она вообще хоть для чего-нибудь?

Есть, пожалуй, единственное, в чем нам всем надлежит и стоит тренироваться неустанно, постоянно, и неотступно - в молитве и предстоянии пред Богом. «Непрестанно молитесь» - помните? А зачем, собственно, вообще молиться, и уж тем более - непрестанно? Так ведь и устать можно, от непрестанной-то молитвы, а надо ведь и спать когда-нибудь, не говоря уж о многом другом. Что это еще за новое мучение такое - непрестанная молитва?

Для того, чтобы это объяснить, придется еще раз вернуться к тому, что такое вообще молитва и для чего она нам нужна. Напомню то, что уже как-то объяснял: молитва - это Богообщение, которое совсем не обязательно состоит из разговоров - общаясь, можно и помолчать, но важно быть вместе. И наше пребывание вместе с Богом начинается тогда, когда мы о Нем вспоминаем, и ощущаем себя в Его присутствии, перед Ним - а заканчивается, соответственно, тогда, когда мы отвлекаемся на житейские мысли и впечатления, и о Боге забываем. А забывать о Нем нам никак нельзя, потому что, забыв о Нем, мы остаемся одни, один на один с бушующим вокруг нас морем житейским, «ищущим, кого поглотити». И, лишь начав утопать в волнах, спохватываемся в последнее мгновение: «Господи, спаси нас, утопаем!». А иногда бывает, что и не успеваем спохватиться…

Так вот, все эти правила, молитвы, Богослужения и прочая тренировка, собственно, нужны не сами по себе (как бы хороши они не были), а служат лишь средством к тому, чтобы быть и оставаться с Богом, и никогда с Ним не разлучаться - а заодно выработать навык потребности не отлучаться от Него.
И вот тут на свое место выходит аскетика

в том виде, в котором она очень может пригодится всем нам, «любителям» (см выше) быть с Богом.

Есть давно выработанный универсальный принцип осуществления любого действия: «тянуть-или-толкать». И принцип этот, будучи универсален, применим ко всему, в том числе и к аскетике. В начале нашего обсуждения мы уже установили принцип освоения аскезы современными «подвижниками» и прочими разными «настоящими православными»: прочитать святоотеческие книжки в возможно большем количестве и взять их на вооружение, то есть, вооружась заранее приготовленным тараном, толкать им во Врата Царствия Небесного - авось, удастся проломить и взять штурмом. Чем этот штурм кончается, мы с вами уже видели на приведенном выше примере типичного борца с блудной страстью.
...
... читайте дальше по ссылке - НЕ ВЛЕЗ весь текст - жж говорит что слишком большой размер (как это??)

пс. автор отвечает на вопросы на портале

аскетика

Previous post Next post
Up