Предлагаю размышления о том, что в текст евангелия могли быть внесены правки церковными фарисеями. И к чему это привело, на примере слов "молитвой и постом".
Источник Спаситель просто не мог этого сказать
В это воскресенье читалось зачало из Евангелия о бесноватом мальчике, беса из которого не смогли выгнать ученики, пока Господь с тремя из них был на Фаворе. На проповедь вышел отец Пётр, старший священник (у нас нет настоятеля, поскольку есть игуменья), с академическим образованием, и зарядил проповедь минут на 20. Сначала проехался по неверию, которое больше бесноватости, с чем сложно не согласиться. Дальше перешел к «молитве и посту». И, поскольку сейчас пост, то прошелся по нему, как инструменту выработки смирения. С чем уже крайне сложно согласиться, вспоминая замечания Христа фарисеям и их обличения за ханжество. Смирением там и не пахло, хотя фарисеи могли поститься очень жёстко, не так как мы, с рыбкой и жаренной картошкой.
После этого батюшка неожиданно перешел к отсутствию слов «и постом» во всех современных переводах Библии на русский и европейские языки. Но услышанные аргументы меня просто сразили наповал. А ведь батюшка закончил академию и защитил диссер. Оказывается, убрали «и постом» западные переводчики, зараженные европейским способом жизни и западными ценностями. И тут же отец утверждает, что формулировка наша, которая сегодня звучала, истинно-православная, а без «поста» - католическая. Читай, еретическая.
Просто жесть! Сомневаюсь, что отец не знает то, что напишу, но тогда не понятно, зачем лукавит с прихожанами? Это не католики вырезали «и постом», это не в меру «повёрнутые» на внешнем деланье церковные фарисеи его добавили. Современный русский перевод РБО тоже не содержит этой добавки, и переводчики ничего не вырезали, а дословно перевели.
То, что Церковь в состоянии встраивать в себя фарисейские традиции и культивировать фарисейство, я писал в цикле статей «Вечный фарисей» в 6 частях, а также в статьях «
Епископ женат не более одного раза», «
Нестерпимы мне празднества грешников», «
О «несовершенстве» любви Божией», и ряде других. Т.е., не только сами люди склонны к фарисейству, но и Церковь впитала в себя немало от коллективного фарисейства своих членов. И эта вставка по поводу поста как раз и есть проекция фарисейства, которое позволило себе править самого Спасителя. Это верх дерзости переписчика.
И это факт. Все древнейшие найденные кодексы не содержат этой добавки. Да это и логично, ведь Новый Завет молчит о посте первых христиан. То, что Господь не стал бы делать добавку «и постом» я разбирал в своей ключевой статье по пищевому посту «
Послеоперационные мысли о посте». Здесь приведу только выдержку оттуда, с некоторыми комментариями, которая касается этого предмета.
Вообще, озабоченность постами не соответствует евангельской насыщенности информации об увлечении постами первых христиан в Деяниях и Письмах апостолов. Если принимать на все 100% теорию церковного развития, то в базе, в Радостной Вести, практически нет указаний относительно необходимости постов. Только в одном месте Господь говорит ясно, что когда отнимется «Жених», то ученики будут поститься. И они постились после распятия до Пятидесятницы. Но после Вознесения был послан Утешитель, ученики поспешили на проповедь, а для путешествующих пост отменяется, поскольку приходится есть, что дают и что получилось съесть. Ведь сказано: «Пойдите и научите». И это важнее поста, поскольку научить - это дать основание для веры, а значит, для спасения.
Излюбленная ссылка «постников» на Деяния (где апостол Павел говорит, что «еще не наступило время поста») вообще не уместна. Перевод РБО всё расставил по местам. «Мы потеряли много времени, а дальнейшее плавание уже становилось опасным, так как прошел день Поста́» (Деян. 27: 9) День Поста́, или день Искупления (евр. Йом-Киппур) праздновался 10 числа месяца Тишри (сентябрь - октябрь). В это время плавание становилось опасным из‑за осенних бурь и полностью прекращалось с середины ноября по середину марта. Т.е., это не пост первых христиан, это еврейский пост, который был обязателен для евреев. Это все равно что сказать: сегодня была вялая торговля на европейских площадках из-за Дня Независимости в Штатах (выходной). Т.е., простая, чисто техническая ссылка на календарное событие. Так и тот дневной еврейский пост был ориентиром прекращения мореплавания. А некоторые не в меру православные этой фразой утверждали, что первые христиане на момент плавания в Рим Павла уже имели традицию календарных постов.
Ну и возвращаясь к добавке, из всего вышесказанного, Господь просто не мог сказать «и постом», иначе противоречил бы сам себе. «Жених» на момент исцеления бесноватого мальчика не был отнят у учеников, а сам Господь сказал, что будут поститься, когда будет отнят «Жених» у «свадебных гостей». Потому упрекнуть за слабую молитвенность учеников Господь мог вполне. Это им и не дало изгнать беса, поскольку понадеялись на свои силы. А вот попрекнуть их отсутствием поста Он не мог, поскольку Сам им этого не рекомендовал и защитил их перед фарисеями.
Потому, добавка «и постом», может и в доску православная, по словам отца Петра, но относится она к тому, что в Православии от людей, а не от Бога. А то, что от людей, часто приводит к скатыванию в фарисейство или является таковым по сути и изначально. (см. «
Заповедь человеческая»)
А нужен ли пост?
Меня умиляет, когда говорят, что пост - это воздержание от гнева, ненависти, гордости и т.д. по списку грехов из книжки подготовки к исповеди. И люди не понимают, какую глупость говорят. Получается, что в другие дни я могу духовно расслабиться, и гневаться, и ненавидеть, и гордиться. Тогда зачем весь этот цирк с усмирением плоти и сердечных страстей? Мне скажут, что в пост воздерживаться нужно сугубо, а вне поста - обычно. А вы пробовали гневаться в два раза меньше, чем обычно, ну, или в три раза больше, вне поста? Кто-нибудь в сильном гневе вообще вспоминает о посте? Моя глубокая уверенность - или ты учишься не гневаться всегда и одинаково сдерживаешься в любой день, или, расслабляясь вне поста, ты ломаешь весь духовный навык, приобретенный в посту. И так с любым грехом.
Пост, в том формате, как он существует в Православной и Католической Церкви не нужен вообще. Нужна выработка бесстрастного отношения к пище и бесстрастного отношения к любым земным предметам и идеям. И эта работа должна вестись всегда, в любой день, а не только в посту. Вот такая у меня на сегодня позиция. Никому ее не навязываю. Просто делюсь соображениями. Если они не верны, критикуйте. Но не надо мне сейчас клеить непослушание Церкви. Меня страшит только непослушание Христу и Евангелию. Непослушание человеческому фарисейству меня не смущает.
Мне могут заметить: А как же все святые Церкви за 20 веков? Они все постились, а ты своим мудрованием ставишь под сомнения их практику и практику всей Церкви?! Отвечу вопросом на вопрос. А вы уверены, что они стали святыми благодаря посту? А не могло быть так, что они стали бы святыми раньше, если бы отказались от церковного фарисейства? Может, и святых было бы больше, если бы людей с детства не натаскивали на «соблюдения» и «исполнения»? Находясь в церковном мэйнстриме, очень сложно стать сбоку, вне системы, и со стороны критично посмотреть на духовное деланье и уставы для монахов и мирян.
Старец Порфирий для меня тут как доказательство того, что не все пути ведут через борьбу со страстями по Лествице. Есть и иные пути к Богу, которые не похожи на путь преподобных монахов. Особенно, если говорить о большинстве христиан не монахов. И бедняги те христиане, которые, находясь вне монастырей, примеряли на себя монашеские уставы. А потом и Церковь взяла и нахлобучила на всех пасомых монашеские посты и практики, которые для них никогда изначально не предназначались. И эти уставы даже монашество постепенно увели от духовного деланья в область трудничества и внешнего деланья.
Домонашеские постовые практики первых 200 лет - это копирование иудейской подзаконной практики и заповедей иудейских старцев. Не завещал Христос постов апостолам, иначе это 100% проявилось бы неоднократно в Новом Завете. Но мы этого не находим. Идея литургического круга богослужений тоже позаимствована оттуда. Бог предвидел, что мы так сделаем, но это все создает ритуал, который является костылем религиозности. Бог же ищет себе «сынов», а не «рабов», которые поклонятся Ему в духе. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин.4: 23-24)
Человек постоянно выбирает пути духовные, чтобы в них больше было внешнего, видимого, что было бы мерилом его усилий. И пост есть именно таковым инструментом. Если бы он был нужен для спасения так же, как и любовь, то не было бы тщеславных постников, которых погубила строгость поста, не было бы монахов с подорванным здоровьем непомерными постами, как свт.Игнатий Брянчанинов, по его собственному признанию. Не было бы миллионов фарисеев во все времена, которые думали, что спасаются, строго постясь, и что Бог принимает эти жертвы, что Богу это от нас нужно. Как жаль, что ко мне так поздно пришло это понимание, а не тогда, когда только родились мои дети!
Мне скажут - так Спаситель постился 40 дней, разве он нам не подал примера, которому мы должны следовать? И подал и не подал. Спаситель не постился, поскольку по календарю пришло время поста. Он постился, поскольку молитвенно готовился к началу служения. Я писал в своей последней работе по антропологии «
Об устройстве падшего человека», что возможно пост (отказ от вкушения пищи вообще) таки усиливает способность к духовности ума человеческой души. И для человека молитва может быть более проникновенной в состоянии поста. Зачем был пост Спасителю, который преобразил человечество уже в момент Теофании? Сложный вопрос. У меня есть пару догадок.
- Он все же взял на себя человеческую плоть, потому согласился подчиниться законам развития человеческого тела. Вышел Он на служение в 30 лет. Греки разрешали ученикам заниматься философией с 30 лет. Возможно, это возраст, когда человек начинает заглядывать внутрь. Возможно, в каком-то Богочеловеческом формате, для нас непостижимом, это произошло и со Христом в его 30 лет.
- Допускаю, что Он постился, чтобы показать пример для нас, что важнейшие изменения в нашей жизни должен предварять пост. Наверное, если бы я запланировал рукоположение, когда учился в семинарии, то я бы точно постился, по примеру Спасителя. Но Спаситель не постился по календарным постам евреев. По крайней мере, об этом нет ни одного упоминания в Евангелиях. Он не давал нам таких примеров, ни одного.
Потому просто Он не мог сказать «молитвой и постом». Часть чудес сделана с предварением «помолившись», но нигде - «попостившись и помолившись». А если такового примера не было, то как его требовать от учеников?
Как максимум, с календарными постами надо завязывать. Возможно и со средой и пятницей. Об этом напишу материал в ближайшее время. А как минимум, бесы изгоняются просто молитвой, без поста. И как раз это очень по-христиански, даже если не совсем православно.
Хотелось бы понять, есть ли фактологические доказательства внесения оной правки или серьезное доказательство того, что все это домыслы.
Потому что смысл действительно искажается невообразимо, отсюда как раз популярное "бесогонство", а по сути "бесопоклонение" и пр.