Согласие отцов - реальность или иллюзия?

Oct 14, 2013 16:49


"Согласие отцов" - одна из наиболее сложных тем в церковной истории. Простите за тавтологию, но в современной Церкви решительно нет согласия по поводу того, существует ли "согласие отцов" на самом деле. Да и не в одних отцах тут проблема. Вопрос в большем - дает ли христианство набор готовых ответов на все и всяческие вопросы религиозной жизни, ( Read more... )

экклезиология, опрос

Leave a comment

balytnikov October 14 2013, 14:04:09 UTC
Есть и четвертый вариант (он кстати, предполагает взаимную
непротиворечивость (то есть согласованность) и двух первых).

Во все времена среди абсолютного (в математическим смысле) большинства
святых Единой, Святой Соборной и Апостольской Православной Церкви
Христовой существовало и существует полное согласие по всем важным для
нашего спасения вопросам веры. Это не значит, что по каждому такому
вопросу это большинство состоит из одних и тех же святых (каждый святой
может ошибаться, именно поэтому отдельные святые часто противоречат друг
другу), но такое большинство всегда есть и может быть выявлено.
Разумеется, существует и "единое, истинное и неизменное на все времена"
святоотеческое учение Единой, Святой Соборной и Апостольской
Православной Церкви Христовой.

Так трактует консенсус патрум , знаменитая книга "О вероизложениях"
Викентия Леринского, знаменитое 19 Правило Трулльского Собора, а также и
решения большинства святых соборов, ссылавшихся на согласие отцов.

Reply

triponaciy October 14 2013, 15:23:46 UTC
Лично меня " математический смысл" в данном вопросе смущает , мягко говоря. Христианство ни разу на арифметика.
Ну и если конкретно: каково " согласие отцов" по вопросу обязательного ношения бороды и усов мужчинами и обязательного крещения полным погружением?

Reply

balytnikov October 14 2013, 15:34:09 UTC
*Лично меня " математический смысл" в данном вопросе смущает , мягко говоря. Христианство ни разу на арифметика ( ... )

Reply

часто у нас не о том.... triponaciy October 14 2013, 15:52:57 UTC
Ну, или не так "гугнивым"языком , но о том же... Ну да это я отвлекаюсь, просто раскол и всё с им связанное - моя тема.
Возвращаясь к теме: значит, наш , например, Стоглавый собор (т.е. то самое "математическое большинство") не были в согласии ( или понимании) с "согласием отцов" в этих вопросах?

Reply

Re: часто у нас не о том.... balytnikov October 14 2013, 16:16:27 UTC
Как и во многих других случаях.

БМС об отцах Стоглава не так уж плохо (в смысле, не так уж неверно) высказался (помните, да?).

Но еще лучше сказал об такого рода ситуациях рекомый выше св. Викентий Леринский:

"А если в самой древности окажется заблуждение, которого держались два-три человека, пожалуй - целый город, или даже какая-нибудь целая область? (в смысле - церковной области, то и есть и Поместной Церкви - тоже).

Ну и далее по тексту выше.

Reply

область или город... triponaciy October 14 2013, 16:46:46 UTC
... А может и наоборот: "область или город" окажутся со временем правы( через 100 или 1000 лет не так уж и важно) . Не говоря уж о том, что исторически меняется очень многое . Так каноническое запрещение ходить. врачу иудею выглядит теперь полнейшим абсурдом .
И ещё надо учитывать, что риторические обороты и преувеличения могут восприниматься как "согласие" , т.е. вне контекста и обстоятельств.
Таким образом почва для "согласия" на деле оказывается размытой , ил оказывается, что не области , а целые Поместные церкви жили столктиями вне согласия . Конечно, это относится не ко всем вопросам, но к значительной их части.

Reply

Re: область или город... balytnikov October 14 2013, 16:59:42 UTC
*ил оказывается, что не области , а целые Поместные церкви жили столктиями вне согласия*

Да. И это не новость. Об этом постоянно указывается в канонах. Причем это может не влиять на Православность Церкви при недогматическом характере вопроса (например, Римская Церковь оставалась православной несмотря на безбрачие всего духовенства). Да что там - Церкви жили не признавая каноничность друг друга, но сохраняя общение в Таинствах - и такое было очень часто (мы и греки в 15 -16 веках, Антиохия и Грузия в пятом - четырнацатом столетии и т.д.).

*Так каноническое запрещение ходить. врачу иудею выглядит теперь полнейшим абсурдом.*

Оно как раз не абсурдно, особенно если прочесть правило в оригинале и воспринять его в контексте исторической обстановки.

Вот, я у Кураева пишу об этом:

http://diak-kuraev.livejournal.com/528603.html?thread=138487259#t138487259

Именно поэтому все надо воспринимать, как Вы верно пишите, "в контексте обстоятельств".

Reply

в контексте исторической обстановки triponaciy October 14 2013, 17:25:44 UTC
Видимо, в вопросе учёта контекстов мы с вами приходим к тому самому согласию))
По поводу запрета ходить к врачам, кстати, я не писал, что оно было всегда абсурдным и ничем не обусловленным.
Но о главном: из контекста обстоятельств , разностей формулировок, проблем перевода , условий и условностей ( тем более в эпоху особого внимания к контексту)) можно очень мало чего вывести , так что поле для согласия и впрямь сужается до малого числа самых общих догматических вопросов.И рассмотренные нами примеры- свидетельство тому.

Reply

Re: в контексте исторической обстановки balytnikov October 15 2013, 12:14:53 UTC
*Видимо, в вопросе учёта контекстов мы с вами приходим к тому самому согласию ( ... )

Reply

уметь толковать вопросы с учётом всего этого.... triponaciy October 15 2013, 20:40:26 UTC
Т. е. того, что мы отцов мало прочли и можем прочесть на родном языке( кстати, Кураев то сам на сирийском или ещё аком таком много отцов прочёл) . Ну, с этим учётом выходит вывод только один: "согласие отцов" длянас недоступно ( неции из греков переодически намекают на это русским по делу и без)) , ну т.е. это некая высая , такая, математика для единиц ( буквально) супер профи.... даже не для святых, поскольку языками не владеют.... Возможно, что так, но Евангелие ( Благая Вечть, в смысле) тут точно не при чём))

Reply

Re: уметь толковать вопросы с учётом всего этого.... balytnikov October 17 2013, 12:45:27 UTC
Не совсем так. Вывод будет такой (его кстати Кураев неоднократно озвучил) - согласие отцов ПО ЛЮБОМУ вопросу могут выявить либо соборные органы Церкви либо выдающиеся богослову уровня отцов и учителей Церкви (ну или уровня Флоровского, если мы говорим о нашей современности) либо - вселенская (не поместная!) церковная традиция. Ведь святые-то не сами создают "согласие в истине" - а (как и соборы) в единении с Богом - Тем же, что правит и исторической жизнью Церкви (в том числе формированием её традиции).

Ну а насчет Кураева, сирских святых и владения языками - согласитесь, что сирийских святых (тем паче активно писавших) не так уж много, славянских (писавших) - также, а языками овер 90 процентов остальных (то есть латынью и греческим) богословы в православном мире в основном владеют.

Reply

Re: уметь толковать вопросы с учётом всего этого.... triponaciy October 17 2013, 14:16:44 UTC
Ну, Кураев тоже не прям уж гиперавторитет , для меня по крайней мере. Его высказывание больше напоминает: "не лезьте , вам не разобраться, а слушайте, что я вам скажу", известный пропагандистский метод, а мы помним на кого он учился ( ... )

Reply

Re: уметь толковать вопросы с учётом всего этого.... balytnikov October 17 2013, 14:50:29 UTC
А какая разница, вселенский собор или поместный - главное, чтоб был святой (то есть "запечатлен правильностью догматов"). Паламитские догматы были приняты поместными соборами, но восприняты всей Церковью (даже Православными Поместными церквыми, не учавствовашими в паламитских соборах). Если Церквоь устами всех Поместных церквей что-то признала - это равно вселенскому собору.

По католикам искомый собор - Влахернский Собор, состоявший после смерти Михаила Палеолога.

По Флоровскому - тут в другом вопрос, что он хорошо знал труды отцов (тут даже Мейендорф - не ровня ему далеко).

Вселенскость империей никогда не ограничивалась - главное чтоб на соборе были представители всех Православных Поместных Церквей (на тех соборах, которые были до отделения индийских церквей от Православия они были представлены, как и армянская, персидская и т.п. Церкви). Да и на последующих соборах были Церкви вне империи - на шестом никуда не делись АнтиохияЮ Александрия и Иерусалим, а на Седьмом - и Рим, хотя они уже давно были вне империи.

Reply

valenod October 15 2013, 13:12:41 UTC
НА счет арифметики - а как же любимый всеми неподписант Марк Эфесский?

Reply

balytnikov October 15 2013, 13:22:30 UTC
Как я указал выше - этот принцип применяется только применительно к соборам Единой Истинной Церкви Христовой.

Какое отношение к ним имеет Ферраро-Флорентийский собор?

Строго говоря. по нормам РКЦ её волю в полноте выражает один человек - папа. Это всегда было четко прописано со времен "папской революции" Сейчас это есть в ККП.

Reply

valenod October 15 2013, 13:37:31 UTC
Ну да, логично, спасибо

Reply


Leave a comment

Up