Русский извод

Jan 26, 2013 13:51

Спасибо  dva_vinnypuha за ссылку на пост thomas-cranmer о преодолении «вертикали». И, кстати, комментарий tapirr  - тут,   komelsky - тут, ну и вообще вся тема в развитие критики вертикали из christ_civ  - тутПо сути люди хотят, что-то сделать, но им мешают разные привязки к «вертикали». Материальные, психологические и религиозные. Всё это не раз описывалось и ( Read more... )

аналитика, вопрос

Leave a comment

victor_vlad January 26 2013, 17:08:14 UTC
Критика вертикали и протестантизм не одно и то же.

Христос с уважением относился в ветхозаветному жречеству, но Его церковь не унаследовала ветхозаветного, левитского жречества. Это было совершенно ясно первым поколениям последователей Христа: они говорили о священстве всех (1-е посл. Петра 2:5, 9 и Откровение 1:6, 5:10, 20:6). И это, применительно к христианству, рушит Ваши рассуждения об особом от лаиков священстве-жречестве (да еще организованном в вертикаль). Его нет в Новом Завете. Да, эта идея возвращается в христианство быстро, но она не новозаветная. Понимание предстоятельства как жречества и сугубого священства - историческое и только историческое. Жречество связано с жертвой и храмом. А ранняя церковь точно не была связана с храмом как особым сакральным, отделенным от профанного пространством. Да и жертв она не приносила. Она благодарила, воспоминала и ожидала Его пришествия (см. 1 Кор. 11:26). Христос не дал нам вертикали в виде иерархии жрецов различной степени.

Reply

Критика вертикали и протестантизм не одно и то же. aleksy_n January 26 2013, 17:50:16 UTC
Отвечу Вам тоже, что и Михаилу выше:

А есть какое то другое изложение протестантизма кроме отказа от вертикали?
Только без красивых слов, а называя вещи как есть. Если приведёте хоть одно, где не вырисовывается конфликт с вертикалью, тогда можно будет рассуждать, одно или не одно и то же. Но Вы пока не привели.

Reply

Re: Критика вертикали и протестантизм не одно и то же. victor_vlad January 26 2013, 18:52:47 UTC
Протестантизм тут ни причем. Есть масса изложений сути протестантизма, но это к делу не относится.

Что такое "вертикаль"? Если это пирамидальное построение власти, то критиковать его можно и нужно и с позиций православия, и с позиций католичества. - Вот это-то я и хотел сказать. Такая критика не есть непременно протестантизм. В протестантизме, кстати, мы нашли себе какое-то пугало, хотя в нем практически никто из нас не разбирается.

Reply

Re: Критика вертикали и протестантизм не одно и то же. aleksy_n January 26 2013, 20:28:04 UTC
>>Протестантизм тут ни причем. Есть масса изложений сути протестантизма, но это к делу не относится.

Дико извиняюсь, но как это "к делу не относится" и "не причем", когда это собственно и есть сабж, Вы что?!

Ну, а как Вы ничего кроме "к делу не относится" про то, что вынесено даже в заголовок сказать не пожелали уже дважды, то делаю выводы:
1) аргументов у Вас нет
2) признавать часть своих рассуждений изводом протестантизма Вам очень неудобно
3) значит не зря написан пост, раз он вызывает именно такую реакцию на слово "протестантизм" :)

А по деталям Вам с удовольствием отвечу:
Вертикаль - это "преемство", "право рукоположения" и "юрисдикци", какие очень хочется обойти, но не выходит. Про пугало -- не мои слова.

Reply

Re: Критика вертикали и протестантизм не одно и то же. victor_vlad January 26 2013, 21:06:00 UTC
Слово "протестантизм" у нас клеят как ярлык на любую критику неподконтрольной власти епископата. Причем, зная о реальном протестантизме крайне мало. Зачем размахивать пугалом протестантизма, не имея о нем понятия?

Вам нетерпится поставить меня на полочку с ярлычком "протестантизм"? Воля Ваша. Мне совершенно неважно, как мои рассуждения соотносятся с протестантизмом. Мне важно, насколько то, что говорю я, соответствует тому, чему учил Христос.

Суть обмена репликами здесь я вижу не в том, чтоб припереть собеседника к стенке, пустив в ход всю тяжелую артиллерию. Относительно чего у меня нет аргументов? Относительно того, что критика вертикали не есть протестантизм? (Под вертикалью я понимаю пирамидально построенную церковную власть; а с тем, что Вы назвали элементами вертикали, нужно разбираться в каждом случае отдельно). Я Вам указал, что такая вертикаль из Нового Завета невыводима. И Вы на это ничего не возразили. Неужто уж и Новый Завет, раз там нет вертикали, заражен протестантизмом?

Reply

Re: Критика вертикали и протестантизм не одно и то же. aleksy_n January 26 2013, 21:30:41 UTC
А почему Вы считаете, что я не имею понятия ( ... )

Reply

Re: Критика вертикали и протестантизм не одно и то же. victor_vlad January 26 2013, 21:59:15 UTC
Я предполагаю, что у Вас слабые представления об историческом протестантизме, потому что его нельзя уложить в одну формулу вроде "его суть - в критике вертикали". В нем политический и административный аспект был лишь одним из аспектов и, думаю (да и сами реформаторы так думали), не главным. Реформаторы-то как раз думали, что они возвращаются к апостольской вере. Не только и не столько в политическом и административном смысле.

Выражение "протестантизм русского извода" в рассуждениях о реформах в православии, мне кажется, не уместен, потому что у слова протестантизм есть конкретное содержание - оно отсылает к историческому протестантизму. Это выражение только сбивает с толку и уводит в сторону. Об изменениях в православии гораздо удобнее (и понятнее) говорить как об изменениях в православии.

Я мог, действительно, недопонять чего-то в Ваших рассуждениях. М. б., у нас просто немножко разный богословский язык.

Reply

Re: Критика вертикали и протестантизм не одно и то же. aleksy_n January 26 2013, 22:17:11 UTC
Вот снова Вы пишите "его нельзя уложить в одну формулу вроде ( ... )

Reply

Re: Критика вертикали и протестантизм не одно и то же. victor_vlad January 26 2013, 23:59:05 UTC
Вы мне многовато заданий надавали: и протестантизм надо определить, и кратенько обрисовать изменения, за которые выступает либеральная церковная общественность ( ... )

Reply

Re: Критика вертикали и протестантизм не одно и то же. aleksy_n January 27 2013, 08:55:39 UTC
>>"Католическая энциклопеция" так определяет три основных принципа протестантизма:

Cпасибо, что отправили меня к книжкам :)

>>римат Писания (sola scriptura), спасение только верой (sola fide), священство всех верных.:Ну а это что не выход из под вертикали ( ... )

Reply

Re: Критика вертикали и протестантизм не одно и то же. aleksy_n January 27 2013, 09:03:46 UTC
PS
Конечно у Лютера и т.д. было полно ещё своей фактуры по политике и проч., какая к нашему случаю не применима. Скажем немцы не хотели платить налог в Рим. Наши подвижники от таких помыслов избавлены :) Как и от многих других. Плюс у нас свои особенности. Скажем Кремль, какой очень сильно влияет на все процессы. Такого центра не было у них. И много что ещё. Я не писал о протестантизме во всем объеме термина. Но только в описанном смысле.

Reply

Re: Критика вертикали и протестантизм не одно и то же. victor_vlad January 27 2013, 13:54:19 UTC
Ну, хорошо. Я могу согласиться с вашим определением протестантизма как критики вертикали, если вертикаль понимать очень расширительно - не только как властную пирамиду (т. е. политически и административно), но и как вероучительный институт и как "распределителя" благодати и спасения (против последних двух представлений и направлены принципы "только Писание" и "только верой").

Даже и в таком случае современное движение за "реформы" православия в России и не только в ней мне не кажется удачным называть протестантизмом. Это движение не есть новое проявление протестантизма. Но они оба суть проявления одного и то же. Не претендуя ни на большую точность, я красочно назову это общее восстанием города против деревни, восстанием развитого, индивидуального, городского сознания против патриархального, органического.

Reply

Re: Критика вертикали и протестантизм не одно и то же. aleksy_n January 27 2013, 15:04:16 UTC
>>если вертикаль понимать очень расширительно

Да, именно так

>>мне не кажется удачным называть протестантизмомНе претендую на истину в последней инстанции. Цель записи, кроме прочего в том и состоит, чтобы поискать верное название. Да я для того и делаю оговорку "Русский извод", и собственно в названии поста только эти два слова, потому что сам понимаю, что тут будут вопросы. Но и хорошо, что они будут ( ... )

Reply

aleksy_n January 26 2013, 18:00:46 UTC
>> Христос с уважением относился в ветхозаветному жречеству, но Его церковь не унаследовала ветхозаветного, левитского жречества. Это было совершенно ясно первым поколениям последователей Христа

Не могу с этим спорить, т.к. тысячу раз сам тоже самое писал :)

>> Да, эта идея возвращается в христианство быстро, но она не новозаветная.

Конечно. Я же и пишу: "Когда Римская империя раскололась на Западную и Восточную, западная оказалась брошенной, и людям ничего не оставалось как обращаться за помощью именно к жречеству". Ну, на Востоке было чуть иначе. Но и там без жречества не обошлось.

>>Жречество связано с жертвой и храмом. А ранняя церковь точно не была связана с храмом как особым сакральным, отделенным от профанного пространством. Да и жертв она не приносила. Она благодарила, воспоминала и ожидала Его пришествия (см. 1 Кор. 11:26). Христос не дал нам вертикали в виде иерархии жрецов различной степени.А вот тут отчасти возражу ( ... )

Reply

felicia_felicia January 26 2013, 20:19:29 UTC
Согласна с Вами.
Алексей пишет про метафизику, но ИМХО, метафизика у жречества, по сравнению с оной у шаманов, редуцирована иерархией и культом.
А всеобщее священство - да, и тут связь с метафизикой - у каждого...

Reply

aleksy_n January 26 2013, 20:45:33 UTC
Ну да, если б я сюда ещё и шаманов завернул, меня б вообще съели :)
Даже люди, которые обычно понимают с полуслова и то недоумевают
Что уж говорить о тех, с кем менее знаком

Reply


Leave a comment

Up