Я почему-то эту книгу пропустил... Вперед прочитал "Непобедимое Солнце" и пребывал в неописуемом удовлетворении от его прочтения. Пока в одном из комментариев не узрел замечание, что Искусство... на порядок интереснее.
А я Вам скажу, почему пропустил - потому что люблю, чтобы торт и книга были одним куском, а Искусство... содержит аж три произведения!
Я не скажу, что первое и последнее произведения даны "в нагрузку", но центральное - центральное.
Первое произведение - как бы разминочное о кабардино-балкарских путешественниках, вынужденных понизить свою планку запросов на отдых по мотивам эпидемиологических событий в стране.
Автор тренируется сам и тренирует наш разум попытками вплетения в плотную историческую ткань прожитой нами современности отдельных линий древнего мифотворчества посредством соответствующего рассказа от имени экскурсовода с экстрасенсорным прошлым.
В итоге всё выглядит доказательно и убедительно, завершаясь ожидаемой, но внезапной развязкой. Произведение действительно заслуживает прочтения, тем более, что там практически непрерывно звучит мотивчик Et si tu n'existais pas; фальшиво, но звучит...
Click to view
Второе произведение как самое сладкое оставим напоследок.
Третье произведение я рассматриваю как некий изыск - как будто слушал Рахманинова (читал второе произведение), и так наслушался, что - хватит! И надо поставить для контраста Аркадия Северного.
Суть - как добиться релаксации от приедания благами роскошной жизни до уровня изначальных восторгов этими самыми благами в условиях столыпинского вагона.
И собственно - Искусство лёгких касаний - в качестве уже второго произведения сборника (а не книга в целом). Здесь по результатам тренировок в первом рассказе полотно всеобщего исторического и общественного существования человечества автором соткано наново с вплетением в него столь оригинальных преломлений существующих мифов и слухов, общественных и исторических фактов в новой почти безумной трактовке, что на выходе появляется столь интересная и умная вещица, которая в итоге и радует её прочтением.
Прежде всего заинтересовала и порадовала подача материала в виде модного нынче синопсиса по результатам ознакомления с трудом некоего многостраничного и многопланового автора Голгофского, ассоциируемого многими читателями с Галковским, интерес к которому с цитированием проявляют и мои друзья по ЖЖ. Сам пока с творчеством Галковского не знаком (но чувствую, что провокация и автора, и друзей склонят к изучению), поэтому развивать мысль в этом направлении не буду. Отмечу именно такой интересный "жанр" или "формат" подачи произведения.
Во-вторых, интересна и продуктивна идея представления известных архитектурных деталей - горгулий (с водостоком) и химер (без водостока) - как передаточного механизма идей "небесных сфер" человечеству в первом случае и отдельных секретных человеческих замыслов в обход небесной канцелярии во втором. Причем в нынешнее время в маркетинговых целях термин "химеры" актуально заменен (замещен) на "химемы".
В-третьих, ну есть же такое понятие ноосферы, введенное Вернадским, с достаточно размытыми определениями и границами; так вот автор достаточно своеобразно преломил данную теорию в своих интересах для программирования общественного сознания посредством вышеназванных создаваемых химер.
В-четвертых, древняя египетская наука, технология и религиозно-духовные практики - как методы и способы - предлагаются и рассматриваются автором средством воздействия на эту самую ноосферу.
В-пятых, Пелевиным + Голгофским рассматриваются и изучаются оккультные, политические, масонские и прочие тайные и религиозные организации (да и отдельные личности) как "научные" коллективы, решающие проблемы специфического воздействия на общество и нужного управления историческим процессом посредством химер.
В-шестых, необходимо отдельно отметить достаточно подробное описание, не без юмора, технологических подходов создания и запуска химер в рамках советского государства и соответствующих (в том числе идеологических) органов.
В-седьмых, как апогей всего расследования и исследования проблемы выход на современные информационные войны, пресловутые кибернетические атаки с запуском выстроенных информационных химер посредством социальных сетей.
Ну, и, наверное, как какой-то вывод после прочтения...
1 Такой плотный клубок мыслей, интриг, исторических и литературных фактов побуждают осмыслить их с достаточно новой, но всё-таки абстрактно-нереальной (надеюсь на это) точки зрения, поражаясь эрудиции и изобретательности Пелевина.
2 Интересна мысль о незаметном для большинства окончании третьей (информационной) мировой войны с текущими проблемами послевоенного раздела и управления миром.
Для себя как юмористический факт отмечаю, что известные политические организации и деятели тупо действуют в рамках повестки этой книги. Так что, Пелевин выдал какую государственную тайну?