Симфоническая Такома

Oct 28, 2013 12:21



Давно хотелось сходить на симфонический концерт. И тут билеты сами приплыли нам в руки -- коллега Джастина отдал пару билетов на концерт, куда они не смогли пойти. Я ужасно обрадовалась. У меня, помимо простого и понятного желания послушать хорошую живую музыку, к тому же -- совсем как в том мультике, помните -- "еще два вечерних платья осталось" :). Платье тут показывать не буду. А про музыку и сопутствующие мысли напишу. С кем-то я даже уже поделилась тут... Но давайте по порядку.

Во-первых, про сам концерт. Мы не знали, чего ожидать. Впервые шли слушать такомский симфонический оркестр. И тут надо написать про Такому, но это уже будет во-вторых. Музыкальный директор и дирижер Такомского симфонического, маэстро Харви Фелдер, руководит оркестром 18-й год и помог ему выйти на высокий профессиональный уровень -- играют они просто замечательно, тонко, слаженно, слышат и передают нюансы. А теперь маэстро выходит на пенсию. Это тоже очень важное умение -- остановиться вовремя, когда сделал все, что мог, и даже больше, и когда пора делать что-то начатое тобой -- другим. И оркестр сейчас в поисках нового руководителя. Кандидатов четыре, и у всех есть возможность провести неделю в городе, с музыкантами, выбрать музыкальные произведения, составив программу, которую они хотят показать такомским любителям классики. И вот мы попали на третьего по счету кандидата. Что я могу сказать? Нам повезло! :) Если я вообще хоть что-то понимаю в музыке, в дирижерах и еще в американцах -- именно "наш" кандидат получит работу. Если, конечно, он захочет и все сойдется. Он феноменален.

Вообще сначала мне не понравилось. Вот с самого начала -- он вышел и заиграл (вернее, оркестр заиграл) национальный гимн. Зал встал, встали все -- хотя 97% зала были люди очень почтенного возраста, и кому-то вставание давалось с трудом. Многие пели. Многие приложили руку к груди. Я этого раньше не видела на концертах. И поспешила испугаться, что мы попали на что-то скучное, неживое и пафосное. Позже оказалось, что это местная традиция, начатая сто лет назад мэром города аккурат через улицу от театра, в котором мы находились. Потом вышел исполнительный директор симфонии, потом мэр города Такома -- кстати, обаятельная женщина, которая заверила слушателей, что Такома будет продолжать оставаться центром искусств (и это правда -- искусство в городе поддерживается на очень многих уровнях, включая руководство города). Мэрилин Стрикланд. Вот ее портрет:



Она шутила. Все шутили. И все смеялись. Атмосфера была такая очень американская -- непринужденная и легкая. Потом вышел дирижер -- 3-й кандидат в музыкальные руководители оркестра. Зовут его Кевин Родс (Kevin Rhodes), он тоже много шутил и чуть-чуть представил три автора и три произведения, которые нам предстояло услышать. Два первые я не знала (Shuman: American Festival Overture и Bruch: Violin Concerto N1). Третьим (во втором отделении) была 2-я симфония Рахманинова, самая длинная симфония в мире, после малеровских. Оркестр начал играть -- и всё. Музыка меня унесла. В конце первого отделения уже хотелось купить сезонные билеты в эту симфонию. И не только нам -- вокруг соседи перешептывались о том же. Зал встретил овациями и стоя (и это я тоже нечасто вижу в Штатах!). Кстати, солировал на скрипке концертмейстер оркестра Свенд Роннинг, играл великолепно, мастерски! И главное для меня -- во всем это было столько души... Это неправда, что "у американцев нет души", это настолько неправда... О том, что дирижеру самому интересно играть -- он, кстати, хоть и иными словами, но выразил примерно эту мысль. Интересно не те произведения, которые "сконструированные", хоть и сложносочиненные... А те, в которых есть душа! И это необязательно прекрасные романтические произведения (хотя он сам, безусловно, романтик). Не все в мире красиво. Вторая мировая не была красивой. Это уже его слова. Наши переживания тоже необязательно всегда красивы. Это уже мои.

Иногда на меня находит, и я пишу о музыке -- много и подробно. В этом журнале есть несколько моих статей, если вам станет интересно ("Музыка без фраков", мое интервью с Курентзисом, здесь; "Ритмы монгольских кочевников", статья о певице Намгар и ее талантливых музыкантах, здесь; другое можно найти по метке "музыка и танец"). Но сегодня не буду писать о музыке. Хочу остановиться на личности. На людях.

Мне нравится послеконцертная традиция беседы с дирижером -- не знаю, насколько это повсеместно принято на гастролях, но я сталкивалась только здесь. Самые любопытные остались после концерта, чтобы встретиться с дирижером. Несмотря на то, что в нем есть такие чуждые мне черты шоумэна (это без осуждения, просто не мое), на концерте он меня покорил -- насколько тонко он чувствует музыку и умеет работать с оркестром так, чтобы передать это слушателю. Оказалось, кстати, что Кевин работал 10 лет в Европе и считается одним из самых востребованных дирижеров в мире балета -- работал в таких знаменитых театрах, как Ла Скала и многих других (список на его сайте). Невероятно обаятельная личность с мощной энергетикой и собственным видением музыки и куда двигаться оркестру дальше. В зале я обратила внимание, что основная масса пришедших -- люди очень пожилые. Чему я очень рада! Но тут не могу не рассказать свой опыт юности. Когда я училась в универе, два года (!) у нас преподавался авторский курс истории музыки совершенно уникальным человеком, музыковедом Евгением Андреевичем Лозинским. Он разработал этот курс и добился, чтобы его ввели в Красноярском ГУ. Он также добился того, чтобы студенты могли бесплатно посещать симфонические и камерные концерты в Красноярской филармонии -- если не ошибаюсь, еженедельные. Лозинский всегда говорил вступительное слово на них. Это был человек, способный заразить своей любовью к музыке. Это самое большее и самое важное, на мой взгляд, что может дать учитель ученику. Будь ты как учитель семи пядей во лбу... Еще он вел авторскую передачу на местном радио "Записки старого филофониста". Обо всем этом, кстати, можно прочесть в статье в вики. О чем нельзя прочесть в этой статье, так это о его готовности каждому страждующему (а это же были времена дефицита -- 80-е и 90-е) записать все, что они хотят, из его личной коллекции мировой музыки. Не знаю, сколько он мне таких кассет записал... Мы не сдавали ему экзамены по окончании учебного года. Все, что он хотел, это чтобы мы написали ему сочинение на любую тему из тех, что мы брали на лекциях. Когда я сдала работу "Мой Рахманинов" на 4-м курсе, он сказал мне: это настоящее эссе, отнеси в редакцию "Дня и ночи", скажи, мол, Лозинский порекомендовал. Я была счастлива услышать такую высокую оценку от человека, которого очень уважала и даже восхищалась. Хотя от скромности, а скорее неуверенности в себе, никуда ничего так и не понесла. Но это гений преподавателя -- когда результатом своей работы они хотят видеть частное, а не общее. Не вызубренные билеты, с датами рождения и смерти великих композиторов и вымученными музыкальными терминами. А что тебе лично, твоей душе дало знакомство с Музыкой... Сами концерты в Красноярске были изумительные, очень достойный у нас был оркестр (надеюсь, что и остается). Много лет руководителем и дирижером был Иван Шпиллер -- человек интересной судьбы. Только теперь я узнала, что Шпиллер много лет работал дирижером государственного оркестра кинематографии и записал музыку к 160 фильмам! В их числе "Калина красная", например... Я стала вспоминать обо всем этом, о почти еженедельных своих походах в филармонию в 90-е, где зал был заполнен такими же юными, как я, -- именно потому, что ничего подобного не увидела в Такоме и поразилась этому. Стало так грустно! А что же будет дальше? Ведь от законов жизни никуда не уйдешь -- старшее поколение постепенно уходит, и зал будет оставаться полупустым? Конечно, несколько молодых лиц в зале все же были. Такие красивые, юные, мальчики в галстуках-бабочках, девочки в нарядных платьицах и туфельках! Точно такие же, какими были 20 лет назад мы. Это полная ерунда, что люди меняются. Люди всегда одинаковы, и нынешние 20-летние так же прекрасны, как мы были, и как наши родители были...  И я возликовала внутренне, когда один из них, милый и трогательный, с рдеющими щеками кудрявый юноша спросил у маэстро, что он планирует сделать, если станет дирижером здесь, чтобы привлечь молодежь в зал. Ответ был развернутым, он вообще не отмахивался от вопросов -- нырял в них с головой. Одна из идей -- конкурс для студентов по созданию видеоряда к конкретному музыкальному произведению -- прекрасная идея, Такома, кстати, сильна вот именно подобными идеями -- о чем будет чуть ниже... Мы поблагодарили маэстро за такой насыщенный вечер, а когда возвращались по ночным улицам к машине, говорили с Джастином о том, что вот куда все это девается в людях? Кажется, что когда нам было по 20, во всех такие идеи бурлили... хотя, наверное, это не совсем так, наверное, и тогда мало кто бурлил... но все-таки! Бурлили и мечтали! А сейчас, глядя на своих ровесников и людях младше меня на 10 лет, я так часто вижу потухшие глаза, вижу, как люди прячутся за масками цинизма, безысходности какой-то, "практической реальности" жизни... Куда все девается? И как ему удалось остаться к его 40 с чем-то настолько живым и страстным? Он рассказывал о своем детстве -- вырос в глубинке страны, совсем недалеко от мест, где я жила раньше и откуда родом Джастин. Вырос в семье, которая держала стоянку грузовиков... Папа после 8 банок пива высказывал ему все, что думал, о его музицировании... Его ничего не остановило. В нем ничего не потухло. Почему же в ком-то этот свет, который есть в каждом без исключения ребенке, из самой простой обычной семьи, гаснет практически без остатка, а в других не только не гаснет -- а освещает еще и жизни других вокруг, причем не потому что это самопожертвование (не верю в это), а потому что это свет радости жизни и творчества, свет любви?

На этой философской нотке я оставлю концертный зал -- он находится в историческом театре города (его отреставрировали в 1990-е) и оставлю вас с несколькими фотографиями из зала, а сама двинусь дальше по Такоме.























Итак, во-вторых -- про Такому. Не люблю, когда ее называют пригородом Сиэтла или даже частью Сиэтла. Все же пригород -- это то, что "пригораживают", строят, когда основное-большое уже есть. У Сиэтла и Такомы свои собственные, уникальные истории, развивающиеся во времени фактически параллельно. Не то как градовед-любитель, не то просто как любитель жизни и ее мелочей, я это чту. :) Такома свой собственный город, небольшой -- чуть меньше 200 тыс. жителей по опросу 2010 г. Это второй по численности населения город в районе залива Пьюджет-саунд (понятное дело, после красавца Сиэтла) и третий по величине в штате Вашингтон (едва уступает городку Спокан на востоке штата... на мой вопрос, как Джастин думает, как русские называют город Spokane, Джастин сказал, что конечно же "спокойной ночи", и был недалек от истины). У Такомы история какая-то сложная, за что мне город всегда искренне жаль. Он расположен в одном из удивительных мест здесь -- в красивейшей бухте, на холме, откуда открывается вид на залив, полуостров и острова, и почти отовсюду виден вулкан Рейнер, если он не прячется за облаками. Это огромный международный порт. Есть трагические моменты в жизни города -- как, к примеру, погром ни в чем не повинных китайцев, которых просто взяли и выслали из города в ноябре 1885 г., посадив их в поезд, под дождем, а дома их снесли подчистую... В этом жесте отчаяния (причиной казалась нехватка рабочих мест из-за дешевого и спорого труда китайских иммигрантов) Такома уже давно раскаялась и попросила прощения, построив красивый парк в память этого события прямо на побережье, недалеко от места событий. Середина XX века тоже стала трудной для города. Опять из-за нехватки рабочих мест и субурбанизации (в двух словах, процесс освоения земли вокруг большого города, переселения из многоэтажек  в дома сельского типа в пригороды). Если в 1889 г. Редьярд Киплинг писал о бешеном темпе развития Такомы, то почти через 100 лет, в конце 1970-х гг, Харолд Мосс (в последствии мэр города) сказал, что Такома выглядит как после бомбежки. Надо сказать, что при всем развитии в последние 20 лет, некоторые места так и до сих пор выглядят заброшенными... Возрождением города принято считать 1990-е, когда было отреставрировано несколько исторических зданий (в частности, здание железнодорожной станции, в которой сейчас находится суд, и тот самый театр, где проходят симфонические концерты) и спроектировано и построено несколько новых зданий, без которых представить совеременную Такому просто невозможно: прекрасный современный музей искусств (2001) и уникальнейший музей стекла (о котором я писала с фотографиями здесь), в котором выставлены произведения как мирового искусства стекла, так и местных мастеров во главе с Дэйлом Чихули (ооочень сильная современная школа художников-стеклодувов). Кстати, Чихули -- коренной такомец, очень много делающий для своего родного города. Выставки меняются постоянно. Одно из совершенно уникальных достижений в видении музея своего места в жизни общины считаю конкурс детских работ, по эскизам которых регулярно делаются изделия из стекла -- причем прямо на месте, ведь в музее есть своя собственная стуклодувная мастерская, открытая для посетителей. Музей истории штата Вашингтон, построенный в 1996 г. и отражающий великолепную архитектуру центральной железнодорожной станции рядом (суда теперь), также считаю одним из лучших музеев в этой области -- где все очень доступно, наглядно показано и рассказано детям и взрослым, где экспонаты можно не только смотреть, но и трогать, лазить по ним и т.д. Несколько фоток оттуда:

Перед центральной ж/д станцией (теперь здание суда). Внутри также есть экспозиция произведений искусства из стекла, открытая публике


Вид на мост и музей стекла


В музее истории штата Вашингтон




Такома считается феноменом по плотности количества музеев (новейший из них открыт в 2011 г. -- самая крупная в мире частная коллекция автомобилей). Такома признана одним из 30 городов в Америке с наилучшими условиями жизни (19-е место). Такома была названа "самым сексуально здоровым городом". И еще "самым голубым" городом. И один из наиболее благоприятных городов для пешеходов в Америке. Всех своих гостей обязательно вожу в Такому. После прогулок со мной ее невозможно не полюбить. :) А уж если Кевин Родс станет музыкальным директором Такомского симфонического... ой, боюсь-боюсь, билеты на концерты будет не достать! :)

Америка, люди, музыка и танец, пишу-размышляю, Красноярский край, в 40 жизнь только начинается, я

Previous post Next post
Up