КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ... (2)

May 07, 2009 14:47



КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ...

Часть 2: Art Studio и Learning Play Dates

Сразу после первых занятий (см. предыдущую статью о Русском часе) у меня стали возникать идеи одна за другой, реализовать которые я и начала, как говорится, по горячим следам…


У меня растет очень общительный и самостоятельный ребенок со множеством разнообразных интересов. Растить ее интересно и легко, и вместе с тем challenging, скажу так: заставляет чесать репу… Как организовать нашу жизнь, чтобы и дочкины потребности в общении и друзьях, и наши с мужем потребности в уединении и времени на работу над собственными проектами были удовлетворены? Я долго думала о домашнем образовании и дальше, по достижении 5-летия (возраст в США, когда начинается общеобразовательная школа)… Сохранение руского языка, как я уже говорила, было большим стимулом в этом. Но удовлетворить эту жажду общения, я знала, мы не в силах. Были и пара других причин, по которым homeschooling в нашей семье не состоялось. Ведь хочется, чтобы решение, которое принимает семья, было одинаково приемлемо для всех сторон. Это не поиск компромисса, а наоборот - поиск win-win situation. Сначала мы с мужем думали о частной школе - мы нашли ее, мы влюбились в нее, дочке дали замечательный грант, но в итоге мы все равно не потянули финансово: муж остался без работы, и мы не знали еще тогда, сколько долгих месяцев, почти ровно год, мы будем в поисках… Так на нашем горизонте замаячила государственная (бесплатная) школа. Которую я как институт, признаюсь, много лет побаивалась. И я решила избавиться от этого своего страха. Меньше страха - больше свободы. Школу мы очень любим. Я провожу в ней довольно много часов (волонтерствую). Вижу и сильные стороны, и слабые. Главное для меня, что атмосфера в ней добрая, любящая. Эта любовь чувствуется во всем: как ученики относятся к школе, какие в ней учителя, философия руководства, атмосфера классных комнат. Школа у нас нетрадиционная. Ежемесячно учителя из разных штатов слетаются, чтобы перенять опыт. Но цель моя рассказать все же не о школе, поэтому углубляться не стану. Школа выполняет для нашей семьи свою функцию: а) социальную и б) общеобразовательную - вторую, во всяком случае, частично.

Оставшуюся образовательную часть я отвожу на дополнительные занятия (классы) и на то самое домашнее образование, homeschooling.

Дочка начала занятия в группе едва ли не с рождения. Сначала это были занятия в библиотеках, так называемые story time. Поскольку мы жили в довольно больших городах, то имели возможность выбора - смотрели, какие занятия нам нравятся больше. Я считаю, что в дополнение к родительским усилиям это помогает прививать интерес ребенка к чтению. Плюс занятия в группе - что важно, если вы с ребенком дома. В нашем случае (двух- или трехязычный ребенок) это еще и дополнительный (или единственный, если в семье нет англоговорящего родителя) английский. Занятия в библиотеках регулярные (еженедельные, а в крупных библиотеках есть и программы на каждый день) и бесплатные, и я их очень рекомендую. С трех лет дочка начала заниматься в таких классах, как танцевальный, музыкальный (очень рекомендую программу MusicGarten - поищите в своей округе, если вы еще не наслышаны о ней), зоологический (такие есть при зоопарках). С четырех лет - лепка и снова танец, на этот раз фольклорный (гавайский hula dance). В пять лет добавили плаванье и рисование.

Когда началась школа (Kindergarten, подготовительная ступень 12-летней общеобразовательной американской школы), мы решили, как говорится, to take it easy - расслабиться, не гнаться, дать ребенку привыкнуть к новому ритму жизни - ежедневным школьным занятиям. Поэтому первое полугодие вообще не брали никаких дополнительных занятий. Потом я начала свою еженедельную программу Русский час. И понеслось…

Идеи набухают как почки на деревьях. Следующей стала студия искусства. Поскольку у нас растет художница, и пока у нас была возможность, она занималась с профессиональным художникам (Open Arts Studio в городе Такома - великолепные преподаватели!), нам совершенно необходимо поддерживать эту сторону бытия. Я прочла замечательную книгу американского автора о том, как обучать детей от полутора лет до 8 искусству (Koster, Joan Bouza (2005). Growing Artists: Teaching Art to Young Children, Third Edition. New York: Thomson Delmar Learning. Эта книга переведена на русский как “Растим художников: Преподавание искусства детям”) и вдохновилась. Мы с мужем оба не далекие от искусства люди, хотя специального художественного образования у нас нет (если не считать мой курс по истории искусства в университете), но если вы прочтете или хотя бы просканируете эту книгу - вы поймете, что оно и не главное. Вернее, не главное, чтобы помочь детям стать исследователями в искусстве, помочь им научиться понимать себя, свои чувства, и с помощью различных художественных техник научиться выражать себя… К моим исканиям подключился муж. Выросший в семье художницы и с братом художником, сам будучи профессиональным фотографом и любящим экспериментировать в изобразительном искусстве, он много знает и о разных художественных техниках и материалах. Так мы начали нашу программу Art From The Heart… Название английское - мы преподаем эту программу на английском. Студия ни коим образом не призвана ЗАМЕНИТЬ работу с профессиональным художником, помогающую юным дарованиям отточить технику. Наша цель иная: мы говорим о том, что такое искусство, что такое я, учимся пониманию, как та или иная техника помогает нам выразить свое настроение…

Следующим начинанием стала моя идея Learning Play Dates - учебно-игровых занятий. Она родилась в результате раздумий, что такое образование, что в нем, с моей точки зрения, важно. Совмещение игры и учебы. Проектный подход к обучению (когда ученики самостоятельно изучают тему всевозможными способами, задействуя книги, интернет, беседы со взрослыми, опыты, наблюдения и т.д.). Наша задача не добиваться запоминания фактов, а помочь маленькому человеку научиться учиться -- не бояться потеряться в огромном мире информации, проводить самостоятельные исследования, искать и находить нужные материалы и т.д. Эти занятия я предлагаю ежемесячно - чтобы у детей была возможность хотя бы немного “повариться” в теме и встретиться с друзьями, чтобы создать вместе что-то интересное, запоминающееся. Эти занятия мы назвали Explorer's Club, темы варьируются от науки до культуры и географии. Мы предлагаем их на английском языке для смешанных по возрасту групп детей. Здесь я должна поблагодарить группу хоумскулеров из города Цинциннати (The Greater Cincinnati Homeschool Network) - общение с этими людьми очень помогло мне все время заглядывать за грань привычного, искать и находить новое, идти вперед, делать то, во что веришь -- и не бояться ничего.

Вот из чего и как родилась наша Академия на курьих ножках - академия для любознательных детей и их неравнодушних взрослых.

Продолжение следует.

дочка, начало

Previous post Next post
Up