КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ…

May 07, 2009 14:44



КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ…

Часть 1: Русский час

В 2005-м году я жила в среднем по размеру городе американского Мидвеста и растила двухлетнюю трехъязычную дочь. Сначала вокруг нас совсем не было русскоговорящих семей, но со временем мы стали их встречать. Я начала мечтать, что создам этакий центр для русскоговорящих семей в своем городе: с занятиями для маленьких детишек, уроками русского языка, тематическими встречами и может быть даже своей библиотекой и видеотекой... Вскоре мы переехали на другой конец страны.


В январе 2009-го я открыла свой первый Русский час. Идея очень проста. Растущие вне России дети русскоязычных родителей начинают отказываться от русского языка как только попадают в коллектив однолеток. Если никто, кроме мамы (или только папы, или мамы с папой вместе), в кругу ребенка больше не говорит по-русски, в маленькую головку закрадываются сомнения: а так ли он нужен, этот русский язык со всеми его сложностями? Проще ведь на английском…

А мне русский язык дорог. Ни по чему я не скучала за годы иммиграции так сильно, как по моему родному языку. И с дочкой, рожденной здесь, в США, я говорила всегда и только на русском - с рождения. Одна из причин, по которой мне хотелось заниматься homeschooling, было сохранение живого русского языка в моей семье (а я большой фанат моей маленькой семьи). Конечно же, русский язык здесь, в США, вовсе не необходимость. Жить, учиться, работать, дружить, влюбляться наши дети будут, скорее всего, здесь. Так ли он действительно им нужен? Стоит ли он таких титанических усилий?

Тут каждый решает сам для себя. Кто-то скажет: стоит! Кто-то - не стоит. Как вы для себя ответили - так для вас и правильно. Моя философия в жизни - не давить, что бы ни происходило. Пусть решения приходят самостоятельно - и к нам, и к нашим детям. Мы можем заинтересовать, мы можем поддерживать интерес - вот ЭТО в наших силах. Но найти для ребенка (или родителя!) мотивацию - его собственная внутренняя работа. Лично я не хочу, чтобы русский язык для моей дочери был маминым капризом. Но если она найдет мотивацию внутри себя - русский язык станет тем маленьким дополнением (а может стать и большим), которое обогатит всю ее жизнь - сейчас и навсегда.

До 3 лет первым (основным) языком моего ребенка был мамин - русский. Вторым шел папин - китайский. И только третьим - язык страны и всего окружения, английский. Потом изменились обстоятельства нашей личной жизни. В семье появился новый человек, еще один папа - а с ним стало и несравненно больше третьего языка. Постепенно прогрессируя, за 2 года английский стал у дочки основным. А с 5 с половиной лет, точнее - с началом школьной жизни она вдруг стала отказываться говорить по-русски.

Сначала, не скрою, мне просто было больно. Но я пришла к тому, что у дочки и так большой стресс, большие перемены в жизни - и не стала грузить ее дополнительно. Через пару недель, через месяц русский уже не был таким уж большим грузом. Однако он стремительно стал терять ценность в глазах моей маленькой полиглотки… Постепенно, пробуя то одно, то другое (конечно же, мы продолжали читать книги, смотреть русские мультики, дочка даже научилась читать по-русски, но вот говорения, живого диалога, в нашей жизни становилось все меньше), я пришла к идее - не новой, но такой эффективной! -- что самое главное, чего не хватает моему ребенку на русском языке - это ИГРЫ! Игры с родителями - всегда здорово. Но чтобы действительно прочувствовать, что русский - это КЛАССНО, ребенку необходима была детская группа. Я и до этого пыталась создать игровую группу для русских ребятишек, но наши многочисленные переезды - из города в город, из штата в штат - развитию контактов не способствовали. А тут я решила, что буду работать с тем, что дано: я и моя 6-летняя уже дочь, моя новоприобретенная местная приятельница и два ее сына, почти 5 и 2,5 лет. Я решила создать ту самую веселую живую игровую среду, которая существует в их жизни на английском языке (папы, друзья, соседи, школа и т.д.) - НА РУССКОМ.

Так начался Русский час. Я решила, что структура занятия должна быть простой и повторяющейся: начинаем всегда с песни и считалочки (ее я придумала сама), переходим к чтению, затем игра (желательно активная - пусть погоняют энергию), и наконец - поделка, на которую оставляем достаточно времени, чтобы у ребенка ни в коем случае не сложилось впечатления, что это что-то ненужное, сделанное наспех, никому неинтересное. Поделка, будь это рисунок, модель из бумаги, лепка или смешение разных техник - своего рода результат всего занятия (которое длится в общей сложности час-полтора - смотря по настроению, реакции ребятишек). И конечно же, все занятие объединяется одной выбранной темой.

Итак, структура Русского часа:

1. Поем.

2. Читаем.

3. Играем.

4. Делаем поделку.

В журнале я буду выкладывать свои разработки - какие-то более удачные, какие-то менее. Здесь важно, по-моему, что мы это ДЕЛАЕМ. И оно ПРИНОСИТ ПЛОДЫ. Совершенно неожиданно для меня уже через несколько занятий мои дети заговорили между собой по-русски - по собственной инициативе, без моего вмешательства!.. И конечно же, они ждут: Завтра будет русский час?

Если у вас и ваших друзей появятся идеи, дополнения, вопросы, желание начать что-то подобное в своей компании - или присоединиться к нашей, реально или виртуально - милости просим!

русский час, начало

Previous post Next post
Up