Думаю, что почти у каждого жителя будет однозначный ответ "Конечно нет". Но министерство транспорта решило, что надо не просто сказать эту фразу, но и разобраться какова реальная ситуация в городе с транспортом, чего нам не хватает, что можно изменить и какой есть потенциал. Для этого они заказали научно исследовательскую работу с длинным и страшным названием, но если коротко, то это анализ транспортной системы Красноярска в свете проведения крупных мероприятий. Конкурс выиграл НИИАТ и вот что они собираются делать...
НИИАТ (Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта") это большая структура, одна из немногих, проводящих научные исследования в сфере транспорта, задача перед ними стоит следующая: провести анализ текущей транспортной ситуации в городе, подумать, что с этим сделать и выдать научно обоснованные предложения по улучшению. Сроки работы весьма сжатые, закончить нужно в июне, так как до Универсиады осталось совсем немного времени.
Программа, в которой будет проходить моделирование и анализ называется MATSim, это свободно распространяемое ПО, разработанное учеными из Германии и Швейцарии при поддержке Канады, Сингапура и др. В этой системе учитывается перемещение конкретного человека в рамках всей транспортной системы города, учитываются виды активности, возраст, способ передвижения.
Вот результат работы этой программы - визуализация транспортной системы Берлина. Разноцветные вспышки это активность конкретного человека, цвет зависит от рода его активности - учёба, работа, отдых и тд.
Click to view
Вот ещё интересное видео про транспорт в Нью Йорке, очень наглядно видно какому виду транспорта отдают предпочтение люди - общественному или личному.
Click to view
Подобные модели позволяют внести изменения в какой-то части города и проверить каким будет эффект. Можно попробовать разбить длинные маршруты автобусов на более мелкие и, используя данные социологического исследования, посмотреть будут ли люди пользоваться такой схемой, или начнут пересаживать на автомобили. Можно поменять фазы светофоров или изменить схему движения на перекрестке, поскольку учитывается город в целом и все виды активности, то мы получим наглядный результат изменений.
Радует, что над анализом транспорта в нашем городе трудятся не только сотрудники НИИАТ, но и научные руководители из Берлина, где накоплен значительный опыт в транспортном планировании. Хорошо, что работу планируют продолжать и после июня, есть надежда, что в результате мы сможем изменить наш город в лучшую сторону, но во многом это зависит от обычных жителей города, нам нужно ответственно подойти к этому вопросу и требовать от руководства города прислушаться не к своей житейской мудрости, а к научной работе.