В третий день своего путешествия по Северной Осетии отправляемся в Ирафский район Дигорского ущелья. Перво-наперво едем в Задалеск, а потом будет ещё Галиат.Всего мы преодолеем около 110 км от Владикавказа в одну сторону.
Дорога по Дигорью изобилует красивыми пейзажами.
На минутку остановились на мосту Ахсинти хед или «Чёртовом», как называют его в народе. Мост перекинут через реку Урух в каньоне Ахсинта в Дигорском ущелье Северной Осетии. Каньон Ахсинта считается самым узким на всем Северном Кавказе.
С него открывается невероятный вид вниз, где под нависающими скалами на 80 метровой глубине бурлит горная река. Говорят, что когда-то с этого моста сбрасывали вниз приговоренных к смерти преступников, а тех, кому удалось выжить, отпускали. Теперь экстремалы прыгают с него, привязанные верёвкой.
Подъезжаем к Задалеску.
Селение Задалеск расположено в Дигорском ущелье, на возвышенности на правом берегу реки Урух и делится на две части: Верхний и Нижний Задалеск.
Цель посещения этого селения, - музей Нани Задалеской. Это имя знают все в Алании, в честь неё раз в году в республике даже есть праздничный день.
История селения Задалеск связана с самой трагической страницей истории алан. В конце 14 века походы монголов во главе с Тимуром в Аланию завершились почти поголовным истреблением алан. Согласно легенде, одна оставшаяся в живых женщина, названная позже Нана, чтобы не исчез с земли аланский род, собрала осиротевших детей из 16 аланских родов и вывела их тайными ходами. Она кормила их дикими фруктами и кореньями. Они укрылись в пещере на поляне Морга близ Задалеска. Пещера расположена в тектонической трещине, северная часть которой перекрыта гигантской обвальной глыбой, а плоское основание ее является потолком пещеры. Туда не добрались войска Тимура. Спасенные ею дети положили начало возрождению народа. Благодарные жители Задалеска построили для нее и детей дом, который после её смерти стал святилищем.
В настоящее время музей матери-спасительницы аланских детей Задалески Нана- это дань уважения женщине - героине тех далеких лет.
После посещения музея, организаторы нашего путешествия запланировали нам пеший поход на гору высотой 2000 метров над уровнем моря. Когда-то там располагалось селение Ханаз. В конце 19 века в нём проживало около трёх тысяч человек, а теперь никого нет. Хотя, есть кое-где современные строения,- дачи. Их владельцы ездят туда на внедорожниках. Ну, а мы пешком. А вот, что бы знали, - каково быть горцем.
Пыхтя, надеясь на треккинговые палки и второе дыхание (это я про себя) потихоньку идём к цели. А цель наша, - древняя Ханазская башня или «Фрегат». Так её называют за форму, похожую на судно типа фрегат.
По дороге встречаются развалины бывших домов сельчан, склепы, пасущиеся лошади и коровы. Интересно, что пасутся сами по себе, без пастухов.
Приблизительно через час добрались до башни. Её возраст 7-8 веков и она является памятником федерального значения.
Кое-кто полез вовнутрь башни. А я отдохнула на «завалинке».
И общая фотка всех, кто добрался до цели на фоне гор.
Путь назад был веселее, потому что вниз. Я даже колокольчики низкорослые разглядела на камнях.
А вот автобус, который зачем-то лет 60 назад заехал сюда, да так и остался жить.
Молодёжь покаталась на качелях над крутым склоном. В Осетии любят устраивать качели в таких местах.
А внизу виден Задалеск, откуда мы пришли.
Добравшись до него, быстренько перекусили, как всегда, осетинскими пирогами с разной начинкой, загрузились в родной уже микроавтобус и продолжили путешествие в высокогорное село Галиат.
Погода портилась и Галиат показался мне мрачным, тем более, что опять надо было подниматься куда-то вверх. Усталость предыдущего похода по горам явно сказывалась.
А место ведь интересное. Здесь переплелась заброшенная древность, как говорят, аж IV века с современной жизнью. Здесь вовсю идёт стройка новых частных домов.
Когда появился Галиат никто не знает, но в округе сохранилось множество древних культовых памятников, среди которых и петроглифы. Основная часть сохранившихся построек относится к средним векам, когда здесь пролегало одно из ответвлений Шелкового пути. Местные жители активно продавали скот и ремесленные изделия. О богатстве и значимости Галиата говорит и большое количество сторожевых башен. Далеко не каждое осетинское село располагало хотя бы одной башней, здесь их сохранилось целых три.
На обратном пути из Галиата останавливаемся возле очередного арт-объекта, который расположился недалеко от галиатского водопада. Арт-объект «Хъисын фæндыр».
Кишын фандыр - струнный смычковый инструмент, под аккомпанемент которого старцы-сказители напевали свои истории про легендарных героев и другие предания старины. Широко использовать его начали в конце XIX века, заменив им традиционную двенадцати струнную арфу. Считается, что кишын фандыр также помогал в поисках тел при сходе снежных лавин и позволял предсказывать погоду по изменению его звучания. Инструмент напоминает скрипку, но способ игры отличается: музыкант держит его вертикально, на коленях.
На этом программа дня закончилась, кроме ужина,конечно . И спать...После такой дозы горного воздуха будем "дрыхнуть без задних ног".😊