Лена и Борис НИКИТИНЫ. «Мы, наши дети и внуки», окончание

Aug 30, 2022 13:28




НАШИ ПРОСЬБЫ
К ВРАЧАМ И СЕСТРАМ РОДИЛЬНОГО ДОМА
Было так: пригласили нас в московский родильный дом, и мы рассказали врачам, акушерам, сестрам (собралось человек 30) о том, что вы уже прочитали в предыдущих публикациях «Семьи». Вопросам не было конца:
- И вы поили некипяченой водой?
- Совсем раздетого на мороз?
- Зачем же кормить сразу?
И так далее. Самым удивительным оказалось то, что многое врачам-специалистам было неизвестно. И когда они узнали, что у нас скоро появится внук или внучка, предложили привести будущую маму к ним в родильный дом.
- А не могли бы вы выполнить наши просьбы? - не растерялся Борис Павлович.
Получив согласие, в тот же вечер, вернувшись домой, Борис Павлович написал свои «Просьбы к врачам и сестрам». Через несколько дней повез дочку в родильный дом и вручил «Просьбы» главному врачу.
- Гм, - сказал главный, просмотрев столь необычный документ.- Действительно, тут, скорее, все естественно, но... существуют инструкции Минздрава, их не миновать. Однако, на что запрета нет - попробуем!
Новорожденную положили маме на грудь сразу после рождения. Вокруг родильного стола собрались все свободные врачи и акушеры: «Сосет!» - удивлялись они. Так «тронулся лед» в наших взаимоотношениях с медициной.

Итак, о чем мы просили врачей родильного дома?

Не делать никаких инъекций и особенно местной анестезии, так как она губит материнский инстинкт и вредно действует на ребенка.
Постараться придать роженице положение полусидя, чтобы потугам помогала сила тяжести, то есть вес ребенка, тогда роды проходят легче и быстрее.

Не накладывать зажимы и не перевязывать пуповины, пока не прекратится пульсация крови в ней, то есть подождать 5-7 минут, чтобы ребенок забрал из плаценты всю свою кровь (100-150 мл).

Ничего не давать ребенку из бутылки с соской в первые 10-15 дней (глюкоза, донорское молоко), чтобы не делать из него «ленивого сосуна» и затем «искусственника».

Не смазывать соски матери «зеленкой» и не протирать раствором борной кислоты (она вредна для ребенка). Самая эффективная профилактика маститов - раннее прикладывание к груди, кормление грудью и минимум сцеживаний.

Не закапывать в глаза новорожденному ни раствор ляписа, ни сульфацил натрия, если нет для этого показаний. Они часто вызывают конъюнктивит у ребенка, особенно ляпис (до 80 процентов).

Не удалять первородную смазку с кожи ребенка в течение первых суток, так как в ней содержатся полезные вещества, всасывающиеся в кожу.

Не ограничиваться измерением роста и веса, а дважды - через одну и пять минут - провести экспресс-диагностику физиологической зрелости по шкале Апгар-Аршавского (сердцебиение, дыхание, окраска кожи, мышечный тонус, рефлексы) и сообщить результаты родителям. Зрелый ребенок - 8-10 баллов. Нормальный вес - 3±0,6 кг.

Рекомендовать матери произвести «запуск терморегулирующих функций» организма трехкратным погружением ребенка в холодную воду (6-12°С). Погружение делать полным (так, чтобы головка уходила под воду последней и лицом вниз) , коротким (на 0,6-1 сек.), с интервалом между погружениями в два-три вдоха ребенка. Резкий крик после погружения нормален, длительный сон после погружения (до пяти-шести часов) тоже. Наилучшее время «запуска» - первый-второй день после рождения, то есть в «период наивысших адаптивных возможностей ребенка» (И. А. Аршавский).

В дальнейшем поддерживать терморегулирующие функции всегда в рабочем состоянии. Для этого рекомендовать матери кормить ребенка голеньким (сидя или лежа, как ей удобнее) -ребенок получает «воздушные ванны» четыре - семь раз в сутки по 15-20 мин. Это включает в работу терморегуляторы организма и предупреждает опрелости; заворачивать ребенка в пеленки только для сна, оставляя его в распашонке или голеньким во время бодрствования. В комнате в одеяло не заворачивать, чтобы не вызвать потницу, опрелости и другие неприятности.

Не советовать матери «смиряться со стиркой пеленок на шесть - восемь месяцев», а рекомендовать «учить гигиеническим навыкам со дня рождения», как это делается у народов Индии и многих африканских стран. Для этого держать ребенка над тазиком или раковиной, если он проснулся сухим, держать после еды или питья воды и подкреплять рефлекс опорожнения мочевого пузыря наградой - приласкать, покачать, иногда и покормить. Мать почти избавится от огромной и бессмысленной работы по стирке и глажке пеленок, а малыш не будет. приобретать навыков противоестественной неопрятности и неврозов, вызываемых позже ночным недержанием мочи (энурез) и связанным с ним комплексом неполноценности.

Это лишь часть наших просьб. Выполнить их нетрудно, а результаты могут быть так велики... И когда-нибудь (мы уверены!) эти «Просьбы» станут простой инструкцией Минздрава. По велению Природы.

НАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
РАБОТНИКАМ ДЕТСКИХ САДОВ

Ни в ясли, ни в детские сады мы детей не отдавали, поэтому опыта «детсадовских родителей» не приобрели. Конечно, мы об этом не жалеем. Потому что и тогда, и сейчас считаем, что наши дошкольные воспитательные учреждения предоставляют очень мало возможностей для физического, умственного и нравственного развития ребятишек: ни побегать босиком, ни подвигаться всласть, ни поиграть в охотку, ни трудных задачек на смекалку, ни совместных дел и занятий со взрослыми или со старшими, ни учета личных способностей и состояний, ни непременной доброты, любви к каждому ребенку - как же без этого жить и каким вырастешь?
Кроме этого, для нас оказалось просто невозможным передать детей, даже на время, в другие руки, пусть добрые, умелые, но чужие. И дело тут было не в недоверии или какой-то боязни. Что что, а сохранность и сытость детей в детском. саду вроде бы сомнению. не подлежат. Тут другое: дети целый день были где-то в незнакомом для нас мире и окружении, а как же тогда мы бы чувствовали их и знали? Ведь они меняются не по дням, а по часам. И как бы дети постигали наш мир, видя нас только в утренней суете и вечерней усталости?

В общем, и сознание, и чувство - все было настроено против этих «камер хранения для детей», которые представлялись нам своеобразными казармами, где все делается по жесткому режиму и «чохом» - всеми разом. Мы не представляли себе там своих ребят! Конечно, нам было трудно, подчас почти невозможно. Но мы все таки выход находили: по очереди работали (кто - утром, кто - вечером), у нас были разные выходные и отпуска, брали работу домой или детей на работу (когда они подросли). Иногда пользовались помощью бабушек, а бывало, просто знакомых или соседей, и все-таки выдержали.

Когда начались наши «встречи с родителями», мы волей-неволей стали расшатывать стереотип воспитания детского сада как лучшего варианта воспитания дошкольника. Папы и мамы начинали задумываться, а иногда принимали трудные решения поступиться ради малыша какими-то интересными своими делами. И мы радовались тому, что кого-то «наставили на путь истинный». Но все чаще к нам подходили с вопросом: «А если мы согласны с вами и очень хотели бы обойтись без детского сада, да не можем. Как быть?» И знакомили нас с такими жизненными обстоятельствами, которые загоняют людей в тупик: матери-одиночки, многодетные без жилья, малообеспеченные молодые семьи, студенты. Да, для них детский сад - жизненная необходимость, Мы узнали, что есть и другие - не хотелось бы называть их отцами и матерями,- им дети только помеха и обуза, а жизнь детей в подобных «семьях» превращается в ежедневное страдание. Для таких детей детский сад - просто спасение.
И мы стали думать - вникать в эту нелегкую и, как оказалось, очень больную проблему «обобществленного детства». Мы пошли в детские сады, познакомились с условиями работы в них и буквально потеряли покой.

Мы даже и не подозревали, как там трудно и взрослым, и детям: до 30 - и больше! - малышей на няню и воспитательницу (с нищенской зарплатой); до 30 - и больше! - однолеток в одном «загоне» целый день. А поминутный - действительно казарменный! - режим. А обязаловка в кормлении - (по норме) и в занятиях (все - играем, все - рисуем, все - поем), как положено. А бумагописание вместо живого творчества (планы да отчеты - по ним судят о работе). Все как будто нарочно сделано, чтобы отпугнуть творческих. воспитателей и задержать развитие детей.

Мы уже к тому времени твердо знали, что значат первые годы для жизни человека; какие колоссальные потенциальные возможности скрыты в дошкольном возрасте. Была уже написана «Гипотеза возникновения и развития творческих способностей», которую у нас никак не удавалось опубликовать, а в ФРГ и Японии ее выпустили в свет очень быстро. Там же были изданы и другие наши книги. И уже в 1981 году мы получили первое известие: в ФРГ появился детский сад «по Никитиным».
Надо было что-то делать. Тем более, что к нам стали все чаще обращаться за поддержкой, за информацией энтузиасты дошкольного воспитания, болеющие душой за свое дело. Ну как нам было не откликнуться?!

Одним из первых детских садов, поставивших в группе спортивный комплекс В. С. Скрипалева, был детский сад № 1226 в г. Зеленограде. Сколько энергий и решимости это потребовало в то время - был 1979 год - от заведующей Э. Ф. Алексеевой?! И вскоре воспитатели с удивлением и радостью отметили: дети стали вдвое меньше болеть. А уже через год физически настолько окрепли, что в первом классе почти все были отобраны в школу олимпийского резерва. Ребята стали дружнее и доброжелательнее, так как свободные занятия и игры на спортснарядах научили их быть внимательнее друг к другу. Наконец, с облегчением вздохнули сами воспитатели: спорткомплекс стал еще одной «няней», помогающей занять детей полезным и веселым делом.

Постепенно спортивные комплексы, бассейны переставали быть в стране полулегальным экзотическим новшеством. Перестройка развязала руки многим честным людям. И они несмотря на то, что верхние этажи образования по-прежнему не заботятся о своем фундаменте - дошкольном детстве, начали строить новый фундамент семьи. Для них и предназначены наши «Предложения». Пусть не смущает вас их краткость: здесь есть главное, с чего можно НАЧАТЬ.
_____

Ссылки на сайт Никитиных и скрины материала находятся в начале первой части
Previous post Next post
Up