МОЛОКО МАТЕРИ
ПРИРОДА И НАУКА ГОЛОСУЮТ «ЗА», А МАТЕРИ?
Индустрия искусственного детского питания заполонила своей продукцией мир и продолжает бурно развиваться. Реклама гарантирует полноценную замену материнского молока удобными в приготовлении, абсолютно безвредными
питательными смесями, которые не только обеспечивают высококачественное питание для младенцев всех возрастов, но и экономят время матери, способствуют сохранению её фигуры, позволяют (наконец-то!) возложить бремя кормления на отцов и других родственников.
Всемирная организация здравоохранения (В03) призывает опомниться: «Природа ГОЛОСУЕТ ЗА ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ» («Здоровье мира», август - сентябрь, 1979). Ученые предупреждают: «Всякая попытка вскармливания ребенка молоком другого биологического вида является по существу экологической катастрофой для этого ребенка, и тем более значимой, чем меньше его возраст». Но эти призывы и предупреждения спрятаны в специальные журналы и научные труды, которые матери не читают. Впрочем, судя по всему, не читают и специалисты. Иначе чем же. объяснить, что даже десять лет спустя после того, как были опубликованы (в справочнике для педиатров!) эти грозные выводы, директор Института педиатрии М. Я. Студеникин в своем главном популярном труде, предназначенном молодым матерям («Книга о здоровье детей», 1988 г., 1 500 000 - тираж), спокойно сообщает: «Если у матери вообще мало молока, то ребенку дают прикорм» и дальше на пяти страницах - о смешанном и искусственном вскармливании.
Мы хотим проинформировать родителей о том, что ребенка, лишенного материнского молока, ожидают: задержка умственного, физического и эмоционального развития, ожирение, болезненность, аллергия.
Страдает и мать. «...Нормальная лактация и вскармливание хотя бы одного ребенка самым существенным образом снижает риск последующего возникновения рака молочных желез - одного из самых распространенных женских онкологических болезней».
Достаточно ли примеров? А ведь мы привели лишь некоторые, о которых сообщается в справочнике.
Мы говорим: «впитать с молоком матери», то есть как бы заложить в человеке с младенчества многое из того, что определит его судьбу. Это старое изречение лишний раз доказывает то, что опытом и интуицией народа негоже пренебрегать никому - ни матери, ни врачу, ни научному деятелю, ни самой Науке.
ПЕРВОЕ ПРИКЛАДЫВАНИЕ К ГРУДИ
Чтобы понять крайнюю необходимость раннего (в первые 15 -20 минут!) прикладывания к груди, совершим сначала небольшой экскурс в физиологию (по книге И. А. Аршавского «Очерки по возрастной физиологии»). Мы постараемся избежать сложной научной терминологии, и воспроизведем лишь суть некоторых процессов, которые совершаются в организме матери и младенца сразу после рождения ребенка.
Первые пять - семь минут ребенок соединен с детским местом пуповиной и перекачивает себе 100 - 150 мл крови, а с нею и питательные вещества из организма матери. Вот почему необходимо дождаться прекращения пульсации пуповины и только потом ее перевязывать. Но вот пуповина перевязана - поступление питательных веществ прекращено - тут же резко повышается возбудимость пищевого центра, и сразу же после рождения младенец начинает осуществлять интенсивные сосательные движения. Оказывается, он «учился» этому месяцев шесть до рождения и, если он родился физиологически зрелым, он готов сосать сразу после первого своего вдоха и крика и способен высосать 30-40 мл молозива. Но (внимание!) «...интенсивность сосательного рефлекса наиболее резко выражена в пределах первого часа после рождения. Начиная со 2-го часа после рождения и особенно в последующие часы, несмотря на прогрессирующее обеднение крови питательными веществами, ...возбуждение пищевого центра все более и более угасает». Стабильность и длительность сосательных движений тоже снижается, они становятся беспорядочнее и реже. И результат: «В связи с наступающим торможением пищевого центра новорожденные часто либо совсем не берут грудь, либо высасывают из нее молоко в недостаточном количестве. У матери развивается состояние гипогалактии» (нехватки молока). Ребенок перестает требовать кормления, короче, спит часов 12 - 16 подряд. Его можно теребить за щечки, подбородок, губки - не просыпается! И все довольны: мать и дитя отдыхают. А произошло нечто противоестественное: ребенок не получил первых и самых ценных капель молозива (а его состав меняется с каждым часом!), а материнский организм не воспринял сигнала о том, что все окончилось благополучно, что ребенок жив и ему нужно питание. А раз не нужно - резко замедляются процессы молокообразования у матери, а младенец приобретает свойства «ленивого сосуна».
ЭТО ЧУДО ПРИРОДЫ - МОЛОЗИВО
Мы пересмотрели уйму и отечественных, и зарубежных популярных книг для начинающих матерей и не нашли даже упоминания о молозиве в большинстве из них, в том числе в роскошном «Дошкольнике» (Педагогика, 1979), во всех изданиях уже упомянутой книги проф. Студеникина («Книга о здоровье детей»). Самую подробную информацию обнаружили у француженки Л. Пэрну («Я воспитываю ребенка», Прогресс, 1979): «Молозиво помогает избавиться от мекония», т.е. первородного кала. И все! В «Справочнике по детской диететике» только сухие цифры: «В молозиве больше белка, в 2 - 10 раз больше витамина А и каротина». И вывод: «Молозиво является наиболее подходящей пищей для ребенка первых дней жизни».
Профессор И. А. Аршавский в своей книге «Очерки по возрастной физиологии» подробно прослеживает, как изменяется состав молозива в первые дни, каково его воздействие на младенческий и материнский организм.
По наблюдениям биологов, почти у всех млекопитающих детеныши начинают сосать мать через 15-20 минут после рождения. Иначе они болеют и гибнут. Поэтому в ветеринарии выдача молозива не позже часа после отела и выпойки его телятам требуется законом («Ветеринарное законодательство», т. 2). Телята этого закона уже добились, а когда закон защитит наших детей?
Для справки: во многих зарубежных странах принято осуществлять первое прикладывание к груди еще в родильной комнате, буквально через 15 - 20 минут после рождения ребенка.
ПОЧЕМУ ПРОПАДАЕТ МОЛОКО?
Итак, позднее прикладывание к груди - первый шаг к тому, чтобы «пропало молоко». Первый, но не единственный. Вот следующие: каждое кормление только одной грудью и обязательное сцеживание; соблюдение строгого режима и ночного перерыва в кормлении - то самое, что неукоснительно требуется всеми рекомендациями Минздрава. А все перечисленное - особенно в первые недели после родов, когда идет приноравливание матери к младенцу, - нефизиологично, то есть противоестественно. Недаром во многих странах переходят на гибкий режим, разрешается кормить малыша и ночью.
Хорошее самочувствие матери, её страстное желание кормить своего ребенка и уверенность в себе - важнейшее условие благополучного и полноценного кормления. Лоранс Пэрну пишет: «Запомните, что кормить малыша надо в расслабленном состоянии, чувствуя себя счастливой; Он почувствует это (да, да!) и будет очень счастлив».
А ТЕПЕРЬ КОРОТКО О ГЛАВНОМ
Сравните два способа кормления ребенка и их результаты и выберите себе подходящий:
ТРЕБУЕМЫЙ ОФИЦИАЛЬНЫМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ
БЛИЗКИЙ К ЕСТЕСТВЕННОМУ
1. Строгий режим дня. Кормление по часам.
Отключается работа естественных регуляторов организма - чувств: голода, сытости, сна, бодрствования и др. Дает начало формированию пассивной жизненной позиции. Трудно матери и не соответствует естественным потребностям ребенка.
Гибкий, естественный режим (кормление «по требованию»), устанавливаемый условиями жизни и работы матери и потребностями ребенка и изменяемый соответственно возрасту. Одно из важнейших условий формирования здоровой нервной системы.
2. Ночной перерыв в кормлении с 24 часов и до 6 часов утра ведет к тому, что ребёнок может спать неспокойно, часто просыпаться, просить есть. Мать не высыпается.
Если ребенок просыпается ночью, его надо подержать на горшочек и покормить, как это делают народы неиндустриальных культур. Почти все млекопитающие кормят детенышей и ночью. «Зрелые новорожденные должны обязательно получать грудь не 6, а 8 раз в сутки» (И. А. Аршавский).
3. Раннее применение бутылки с соской (рожка) для кормления. Последствия: получение «ленивого» сосуна, толчок к искусственному вскармливанию, так как из груди сосать гораздо труднее, чем из бутылки.
В первые 10-15 дней в рот ребенку давать только материнский сосок (грудь), а водой поить с ложечки. Не давать перед самым кормлением даже воду, так как наполненный желудок - сигнал к торможению пищевого центра, и ребенок отказывается сосать.
4. Поспешное диагностирование гипогалактии (нехватки молока) и ранние докормы донорским молоком или смесями («Малютка», «Малыш» и т. п.). грозит ожирением и акселерацией, т. к. коровье молоко предназначено. для телят, набирающих вес в 5 раз быстрее. ребенка. Угнетают человеческую бифидусфлору в кишечнике ребенка, вызывают поносы и резко снижают сопротивляемость болезням. Вызывают задержку развития мозговой ткани.
В первые 10-15 дней никаких докормов, давать только воду с ложечки. Все должны знать, что любая женщина может выкормить ребенка, а тем более родная мать. Докормы в первые. месяцы позволительны только женским молоком. Смеси не опасны после прорезывания первого зуба (после 5-8 месяцев).
5. Смешанное вскармливание, когда 30% грудного молока в рационе считается. достаточным для нормального питания ребенка. Результат - «искусственники» склонны к аллергиям в 10 раз чаще «естественников». Возможен рахит. Значительно чаще болеют респираторно вирусными инфекциями и кишечными расстройствами. По мнению проф. Аршавского, искусственное и смешанное вскармливание обусловливает раннюю импотенцию, прогрессивный рост которой отмечается во всем цивилизованном мире. У детей, которых кормили из бутылки, неровные зубы встречаются на 40 процентов чаще, чем у детей, которых до года кормили грудью.
Естественное вскармливание молоком и водой) до прорезывания первого зуба (до 5-8 месяцев). «Грудное вскармливание способствует не только правильному питанию ребенка и его иммунологической защите, но и психическому благополучию,.. что так важно для его физического и эмоционального развития как в детстве, так и в последующие годы жизни» (М. Карбалло).
6. Ранние, необоснованные «коррекции» питания (с 1,5 месячного возраста дают соки, фруктовое пюре, яичный желток, рыбий жир, вит. Д и т. д.) часто ведут к диспепсическим явлениям: пучит животик, расстройство кишечника, ребёнок часто плачет, возможно появление признаков гастрита.
Не прибегать к «коррекциям», так как желудок еще не готов к ним. Рыбий жир более вреден, чем полезен. Избыток витамина Д опаснее, чем его недостаток.
Докормы начинать с сигнала природы - прорезывания первого зуба: сухарик, корочка хлеба, яблоко, морковь - чтобы «точил зубки» и учился жевать.
7. Советы матерям, основанные на медицинских предрассудках:
- Будить для кормления, если просыпает больше чем на 15-20 минут. Но тогда отключается работа естественного регулятора сна в организме.
- Обязательно сцеживать оставшееся молоко. Это замедляет саморегулирование в системе «Мать - Дитя», создает дополнительные и вредные заботы, т. к. учащаются маститы.
- Смазывать соски бриллиантовой зеленью и протирать раствором борной кислоты. Ребенок может не брать сосок, борная кислота вредна для ребенка.
- Требование докармливать, если «не добирает в весе» или вводить лекарственные средства. Так стимулируется ожирение, так как «нормы» веса противоестественно выросли, а оптимальные нормы забыты.
Не следует нарушать сон ребенка ради режима. Выспавшийся ребенок спокоен, играет, хорошо ест.
Сцеживать, если нужно другому ребенку, и не надо, если сосет только один.
Избегать подобных противоестественных мер.
Годовалый ребенок до акселерации весил в среднем 9,0±1,1 кг. Не раскармливать выше 10,1 кг, чтобы не привести к ожирению.
ИТАК, МАМА, ЧТО ВЫБЕРЕШЬ ТЫ?
НАШ МАЛЫШ В ПЕРВЫЙ ГОД
(КОНСПЕКТ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЛЮБИТ КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ)
Сначала, нарушая многие традиции воспитания, мы сомневались: «Правы ли мы?» А теперь, когда семеро наших детей выросли и работают, а четверо старших обзавелись семьями и растят девять внучат, мы, оглядываясь на прошлое, убедились в том, что выбрали верный путь. Более того, можно было действовать еще смелее и идти еще дальше!
Мы одолели простуды, и этого оказалось достаточно, чтобы у ребят было крепкое здоровье: четверо из них в детстве даже не пробовали лекарств.
Мы дали дошколятам в игрушки спортивные снаряды. И они оказались действенным средством для приобретения легкой, стройной, спортивной фигуры, большой силы, отличного сердца, защитили их от детского травматизма.
Раннее чтение (с трех-четырех лет) и комплекс новых развивающих игр помогли развить творческие способности детей, а домашняя мастерская сделала умелыми их руки.
Но все это стало возможным потому, что были «первый час», «первый день», «первый год». Наше глубокое убеждение: именно первый год является годом «запуска» здоровья, силы и способностей ребенка. Возможности развития у новорожденного просто сказочны, и мы поражаемся, почему наука и практика воспитания так мало до сих пор о них знают и ещё меньше используют.
-
Вот с чего мы начинали, что делаем и что думаем о ПЕРВОМ ГОДЕ.
1. Мы не соблюдаем строгого режима кормления. В первые месяцы перерыв между кормлением обычно короче требуемых трех часов, но может быть и больше трех. Кормит мама, полулежа на диване, а малыш лежит голенький рядом с нею и свободно двигает ножками и ручками. После кормления обязательно держим 1-2 минуты вертикально, чтобы не срыгнул проглоченный воздух и учился держать головку. Мать кормит грудью до 12-14 месяцев.
Прикорм (после 5-6 месяцев) - ничего специально для малыша не готовим. Все, что ему «по зубам», попадает с общего стола и ему: ложка киселя, каши, бульона, кефира и т. п. Никаких норм питания не устанавливаем. Дети едят, сколько хотят, но едят вместе со всеми.
2. Малыш у нас, пока не спит и во время кормления, лежит голеньким или в одной распашонке (при комнатной температуре от +18 до - 20°С). Приучаем его к этому первые два дня после прихода из роддома, а следовало бы со дня рождения. В первый же день мы развернем его и положим голеньким, пусть шевелит ручками и ножками. Если он начал икать, то его через несколько минут завернем в тонкую пеленку, а через часок при кормлении снова раскрываем. Только для сна в комнате мама заворачивает его в тонкую пеленку, а для сна на воздухе - в зависимости от погоды (например, теплое шерстяное одеяло при температуре ниже -5° С) и перед сном согревает своей рукой стопы малыша, если они прохладные, и заворачивает ножки в теплую пеленку.
Если малыш в комнате бывает голеньким, то тонус мышц повышен (они напряжены) и они развиваются; прохлада бодрит, делает движения приятными; без одежды и пеленок легко двигаться; и в этом возрасте чем быстрее совершенствуются движения, тем успешнее развивается интеллект.
По нашим наблюдениям, малыши, которых держат в комнате голенькими, почти не подвержены простудным заболеваниям.
3. Оказалось, что кожа малыша в таких условиях не нуждается в частых подмываниях и купаниях и без всяких смазываний и присыпок остается чистой и здоровой. Опрелости, сыпь и покраснения, полученные им в родильном доме, исчезают в течение нескольких дней и больше не появляются. С мылом мы купаем младенца раз в неделю, под душем в самодельной бане, где температура бывает от +35 до +55°С. Подмываем холодной водой (не под струей, а с ладони).
4. «Гигиеническим навыкам» учим со дня рождения. После сна, после кормления, после питья воды и когда малыш «дает знать», мама держит его над тазиком, положив его на свои колени (на бедра) и поддерживая руками под коленками. Тогда малыш не любит быть мокрым, и уже в 1,5-2 месяца можно обходиться почти без стирки пеленок (мама стирала в 10-15 раз меньше обычного). Мы, таким образом, не выполняли совет врачей «смириться на восемь месяцев со стиркой пеленок», не учим ребенка все время «ходить под себя» (ночное недержание мочи и неврозы, связанные с ним, видимо, одно из последствий такого обучения). Мы удивляемся, читая, что «..навык опрятности у них крайне нестоек, что только на втором году постепенно развивается способность контролировать функцию мочевого пузыря и кишечника» (М. Я. Студеникин, «Книга о здоровье детей», М., Медицина, 1973 г., с. 110). У нас малыши рано просятся, а также и сами садятся на горшок.
5. Летом выносим малыша голенького на солнышко и «поджариваем» его со всех сторон сначала на 10-18 минут, а с 3-4-х месяцев - уже до часа и более. С годовалыми малышами были летом в Феодосии, Евпатории, Одессе. Никогда не надевали панамок и не знали солнечных ожогов и «ударов». Волосы хорошо защищают от солнца, а солнечные ванны - лучшая профилактика рахита.
6. Избегаем специальной стерильности, чтобы у ребенка вырабатывались иммунные (защитные) «механизмы» для жизни в ‚обычной нашей микрофлоре. Даем сырую воду, некипяченое молоко, позволяем пробовать «на зуб» вещи и игрушки. Всем нашим детям незнакомы желудочно-
кишечные заболевания.
7. Специальных занятий гимнастикой у нас нет. Просто мы иначе, чем принято, обращаемся с малышом. Каждый раз, как берем его на руки, просовываем ему в сжатые кулачки по пальцу и начинаем тянуть к себе, чтобы он сел (на несколько секунд, конечно), а потом и встал. Уже на первом месяце жизни держим малыша и вертикально.
Вообще обращаемся с малышом гораздо смелее, чем принято. Кладем животиком на ладонь и перекладываем с места на место, берем за две ножки и поднимаем вниз головой и т. д. Он при этом напрягается, помогает в том, что делают старшие, и быстро крепнет.
На втором-третьем месяце жизни отец брал малыша из кроватки или коляски, давая ему два пальца одной руки - указательный и мизинец, а второй рукой подстраховывая его под ягодицы. Малыш сам так крепко хватался за пальцы, что его можно было вынимать или класть обратно. Пальцы взрослого хорошо чувствуют, крепко ли он держится.
8. Можно еще брать малыша под мышки, ставить его ножками на стол и «ходить» с ним по столу сначала по 20-30 секунд, а на втором месяце по минуте и больше, несколько раз в день. В опыте, который делали американцы с таким обучением хождению со дня рождения (перед каждым кормлением), малыши пошли самостоятельно в 6-7 месяцев вместо обычных 12 и главное - были намного развитее умственно по сравнению со своими «нормальными» сверстниками.
9. Примерно с трех месяцев устанавливаем в коляске и в кроватке перекладинку, до которой он дотягивается руками и которую может схватить, чтобы сначала садиться, держась за нее, а потом и вставать. Это палочка диаметром 12-15 мм поперек. кроватки на досягаемой для малыша высоте (15-25 см), а еще удобнее лесенка «встанька» (В. С. Скрипалев, «Физкультура и спорт», № 7, 1977 или его же «Стадион в квартире», «ФиС», 1981, с. 45).
10. Как только малыш начинает ползать (с 5-6 месяцев), пускаем его на пол, чтобы для движений было больше простора, а для «исследований» больше предметов. Если он уже может вставать на ножки, то опускаем пониже гимнастические кольца (80 см от пола) и устанавливаем турничок так, чтобы он мог ухватиться сам, подвешиваем боксерскую грушу на канате, ставим раскладушку, вокруг которой малыш может ходить, держась за нее. Еще лучше установить спорткомплекс В. С. Скрипалева, который занимает мало места (около трех кв. м), но имеет одиннадцать спортивных снарядов (см. «Фибс» №№ 5-12, 1977, №№ 1-4, 1978 или книги «Стадион в квартире», М., 1981, «Наш семейный стадион», М., «ФиС», 1986).
11. Примерно половину дня предоставляем малышу для самостоятельного познания мира. Когда он начинает ходить, мы не предохраняем его от падений, и малыш быстро учится ловко «приземляться» падая вперед, он опирается на руки, а падая вниз - садится, Навыки безопасного падения, приобретенные в детстве, сохраняются на всю жизнь и служат надежной защитой от травм.
12. Не прячем от ребенка спички, иголки, ножницы и другие опасные вещи, сами знакомим малыша с опасностью, когда он впервые сталкивается с нею. Делаем это так: предупредив ребенка, что может быть «больно!», «горячо!», позволяем дотронуться до горячего чайника, утюга, плитки, т. е. получить «урок». Двух-трех таких «уроков» обычно оказывается достаточным, чтобы ребенок на всю жизнь становился осторожным и питал доверие к нашим предупреждениям.
13. При встрече с большой опасностью (поезд, автомашина, открытое окно в квартире на пятом этаже) мы не пускаемся в рассуждения и объяснения, а в первый раз переживаем испуг, проявляем опасение и осторожность, гораздо большую, чем обычно, чтобы ребенок видел образец поведения в данной ситуации. Например, выходя впервые с малышом на улицу, подчеркнуто бросаемся в сторону от автомашины подальше, чтобы он опасался уличного транспорта, внимательно смотрим налево и направо, остановившись перед проезжей частью улицы.
Когда ребенок подрастет настолько, что может «вести маму» в магазин или в булочную (с 2-3 лет), мы поручаем ему «проводить маму в магазин», «перевести через улицу», т. е. «перекладываем заботу» о безопасности на ребенка.
14. Запрещая что-то ребенку строго говорим ему «нельзя», но тут же говорим ему «можно». Например: «Рвать книги нельзя, а старую газету можно», «Стучать молотком по телевизору нельзя, а по дощечке можно» и т. д. Запретов должно быть немного, но четких, их надо соблюдать всем.
15. Когда впервые даем карандаш или ложку в руки, то сразу даем так, как надо держать, Переучивать значительно труднее. Вообще стараемся не учить тому, от чего потом придется отучивать.
16. Мама спит с малышом рядом примерно до года. Мы считаем физический контакт младенца с матерью очень важным для его развития и укрепления нервной системы. Недостаток его ведет к обеднению эмоциональной сферы, к её ущербности и формированию «неконтактности» в старшем возрасте, преодолеть которую впоследствии очень трудно.
Чтобы избежать депривации - эмоционального голодания, - стараемся, чтобы ребенок постоянно видел мать или отца или слышал их - он тогда может играть сам спокойно и подолгу.
17. Стараемся больше хвалить, искренне радуемся успехам малыша, каждому его достижению, ведем записи о них в дневниках, составляем графики измерений физического и умственного развития каждого ребенка. Это помогает накапливать опыт, побуждает к анализу и размышлению.
18. Мы заметили, что малыш уже с 10-11 месяцев может испытывать сострадание, сочувствие, проявляет желание помочь старшим, участвовать в их делах, подражая им. Мы стараемся поддерживать это стремление ребенка, не отталкиваем его от себя, а вместе с ним делаем многое, вместе огорчаемся, вместе радуемся. Возбуждаем и поощряем в нем сочувствие к уставшему, огорченному, больному, слабому: «Мама устала, принеси ей тапочки, чтобы она переобулась».
В последние годы мы поняли, что именно в этом возрасте начинается ориентация человека в нравственных ценностях. Если наибольшее удовольствие он испытывает, доставляя радость другим людям, то радость созидания, радость творчества и отдачи становится высшей из радостей его жизни. Эти эталоны нравственных ценностей являются основой того, что называют совестью, они формируются рано и лежат, видимо, в подсознании.
Вот некоторые результаты ПЕРВОГО ГОДА.
1. В первый год жизни малыш НЕ БОЛЕЕТ.
2. Обнаженный (в трусиках) выдерживает лучи солнца, летний ветер, купание в реке и в море, ходьбу босиком по полу, земле, траве, снегу.
3. Ест почти все, что едят взрослые. Желудок работает всегда хорошо.
4. С трех месяцев СТОИТ сам, держась за опору, прочно ВИСИТ, держась за пальцы взрослого (до 30 секунд).
5. ПОЛЗАТЬ начинает с 6-7 месяцев, причем не касаясь пола коленками, что говорит о высоком уровне его физического развития.
6. ХОДИТЬ сам без опоры и поддержки начинает с 8,5-10 месяцев; ходит босиком по комнате, а летом и во дворе.
7. Развитие СИЛЫ и ЛОВКОСТИ: подходит к турнику или к кольцам, сам берется за них и повисает на 2-3 секунды, влезает и слезает с дивана - в 10 месяцев; поднимает ножки к рукам из виса на перекладине или кольцах (сильный брюшной пресс) - 10-11 месяцев; влезает по вертикальной лесенке на высоту 1,5-2 метра и слезает с нее - в год.
8. К году САМ ПЬЕТ из чашки, с 13-14 месяцев САМ ЕСТ ложкой густую кашу.
9. ПРОСИТСЯ на горшок, просыпается для этого и ночью.
10. ГОВОРИТ 10-15 слов, понимает и выполняет элементарные просьбы, проявляет сочувствие, желание помочь, участвовать в занятиях старших.
А ГЛАВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ, как мы теперь понимаем, был вот в чем: живя с такими малышами, мы - при всех наших хлопотах и заботах - не уставали! Напротив, мы словно заряжались от них бодростью и радостью жизни, которая буквально била ключом в нашем доме.
СОВРЕМЕННЫЕ ОПАСНОСТИ,
УГРОЖАЮЩИЕ ЗДОРОВЬЮ И ЖИЗНИ РЕБЕНКА В ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ
О последствиях алкоголизма родителей, позднего прикладывания малыша к груди матери, перекутывания в часы бодрствования, стерилизации пищи, питья мы уже говорили в предыдущих публикациях. Добавим кое-что к перечню этих опасностей.
Например, молодым родителям надо помнить, что малоподвижность в первые шесть месяцев, недостаток движения и физических нагрузок до и после года ведут не только к недоразвитию мышечной системы, но и к задержке умственного развития. Применение антибиотиков - для лечения младенцев аминоглюкозидного ряда (неомицин, мономицин, канамицин, стрептомицин) ведет к глухоте. Кормящей матери рекомендуем, прежде чем принять лекарство, прочитать этот перечень: тетрациклины оказывают токсическое действие на малыша; сульфаниламиды усиливают желтуху у ребенка; левометицины вызывают отказ от груди, рвоту и даже поражение костно-мозгового кроветворения; метронидазол (трихопол) оказывает канцерогенное - действие.
Существуют и другие опасности, о которых следует помнить.
ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ познания мира - после 6-7 месяцев усаживание ребенка, умеющего ползать, в кроватку или в манеж - задерживает развитие творческих сторон интеллекта. Огромное количество запретов делают ребенка удобным для взрослых, но неразвитым.
Две крайности в общении с ребенком - «ЗАОРГАНИЗОВАННОСТЬ» (непрерывные занятия, развлечения, игры и отсутствие времени для самостоятельной деятельности ребенка) и «ЗАБРОШЕННОСТЬ» (сведение общения только к обслуживанию ребенка) ведут к пассивности и апатии, психическому голоданию (депривации) и госпитализму.
«БЕЗОТЦОВЩИНА» - отсутствие или самоустранение мужчины из процесса воспитания - ведет сначала к физической изнеженности, а затем (в более старшем возрасте) к инфантильности или неуправляемости и агрессивности детей.
РАЗЛАД В СЕМЬЕ - напряженная, холодная, а тем более скандальная обстановка - пагубен для психики ребенка, сильно задерживает его развитие, а позже ведет к неврозам, угнетенному состоянию, желанию уйти из дома и даже из жизни.
Мы надеемся, что вы внимательно прочитали эти строки и поняли, что многое можете предотвратить сами. К сожалению, не все в руках родителей, бабушек и дедушек. Многое зависит от врачей и медицинских работников родильных - домов, педагогического и технического персонала детских садов. Существующая практика заставляет нас обратиться к этим специалистам через газету.
___
Окончание следует