Неделя в Париже. Сен-Северен и Сен-Жюльен-ле-Повр

Sep 30, 2007 23:32


Я не в состоянии рассказать про все объекты Парижа, которые мы успели обойти всего лишь за одно утро. Просто пытаюсь одними постами передать общие ощущения, другими - выхватывать отдельные объекты, как лучиком фонаря из темноты. Ещё до поездки в Париж я наметил по схемам возможные собственные маршруты и теперь водил свою семью, импровизируя на ходу в рамках заранее намеченного. Мне не приходилось спрашивать дорогу у французов. Я лишь посматривал на карту и схему из путеводителя "Полиглот", да заглядывал в описания из путеводителя "Вокруг света".

После того, как я провёл своих женщин (жену и дочь) по Латинскому кварталу, у нас началась официальная пешеходная экскурсия, которая двигалась буквально по моим стопам. Однако я не жалею, что мы прошли по одному маршруту дважды. Ведь самое интересное (в моём понимании) экскурсовод нам так и не показала, а о некоторых объектах даже не упомянула. Хотя казалось бы, вот оно, всё рядом - протяни руку, укажи пальцем, в крайнем случае - пройди лишние 20 м.

В этих путевых заметках я и хочу пройти по объектам, не удостоенных внимания в ходе официальной экскурсии.

Предыдущие статьи о Париже можно найти здесь:
Общее впечатление
Башня Сен-Жак
Церковь Сент-Эсташ

Сен-Северен

Чтобы хорошо представить себе "пламенеющую готику", лучшего объекта, чем церковь Сен-Северен (St-Severin), не найти. Достаточно взглянуть на её полурозетку, в которой вы найдёте вместо привычных лепестков - языки пламени. Сразу становится ясно, почему стиль был так назван. Интерьеры церкви также очень интересны. В них можно найти элементы и ранней, и поздней готики. Если обойти вокруг, то видно , что она весьма широка (5 нефов), но при такой ширине необычайно коротка. Изнутри это не так заметно из-за просторных капелл.



История церкви уходит далеко в века. Построена аж в XI веке (раньше, чем Нотр-Дам!) на месте меровингской часовни VI века, после того как последня была полностью разрушена норманнами. Названа часовня была в честь отшельника Северена, под влиянием которого внук Хлодвига I постригся в монахи. Видимо, это был настолько выдающийся акт прозелитизма, что отшельника объявили святым. Долгое время церковь оставалась единственным приходским храмом всего левобережья Парижа. С XIII по XVI века она несколько раз перестраивалась, а портик получила от разрушенной в середине XIX веке церкви Сен-Пьер-о-Бёф. Последняя, кстати, упоминается в романе Гюго "Собор парижской богоматери" в сцене, где Пьер Гренгуар попадает на суд к бродягам. Значит, к моменту издания романа она была ещё цела.


Раз уж я упомянул роман Гюго, то приведу из него такую цитату: "Над всем господствовали церкви. Они были многочисленны и великолепны в Университете и также являли собою все эпохи зодчества, начиная с полукруглых сводов Сен-Жюльена и кончая стрельчатыми арками Сен-Северина".

Сен-Жюльен-ле-Повр

Упомянутая у Гюго маленькая и неброская с первого взгляда церковь Сен-Жюльен-ле-Повр, мимо которой я вначале проскочил, устремившись к Сен-Северен, имеет настолько богатую историю, что я, опомнившись, вернулся и внимательно её осмотрел. Хотя она и младше Сен-Северен на одно столетие, зато лучше сохранила свой древний романский облик. Нынешнее здание строили в 1165-1220, т.е. в то же самое время, что и Нотр-Дам. Уже с 1170 года в церкви проводятся службы. Если же говорить о предшествовавшей ей меровингской часовне, то последняя была построена еще в VI веке, как и предшественница Сен-Северен. Названа она в честь канонизированного епископа города Ле-Ман, раздавшего народу все свои деньги и получившего прозвище Юлиана Бедного (по-французски - Жюльен-ле-Повр).


С появлением Сорбонны на левом берегу Сены в 1215 г. Сен-Жюльен становится приходской церковью университета. В ней проповедовали Пьер Абеляр и и Фома Аквинский. В ней молились или заказывали молебны: Данте, Петрарка, Рабле и Вийон. Собственно, одного осознания, какие люди переступали этот порог, достаточно, чтобы не пройти мимо, а зайти внутрь. Унивеситетский период церкви закончился в 1524 г. , когда во время очередной бузы студенты совершенно её разгромили. Ректор им, видите ли, не понравился. Но это же не повод, чтобы "стулья ломать"! В общем, властям это осточертело, и необузданную Сорбонну от церкви отделили на века.

В 1563 г. Сен-Жюльен была сильно перестроена. Её владельцами становятся по очереди богадельня и знаменитая больница Отель-Дье. В 17-веке обветшавшее здание, дабы не ремонтировать, частично разбирают. Находившийся внутри её колодец оказывается снаружи (я на него, к сожалению, внимание тогда не обратил). Тогда же была разобрана и грозившая рухнуть башня-колокольня.

После революции (до 1826 г.) в помещении Сен-Жюльен-ле-Повр устраивают соляной склад. С 1889 г. её передают униатам (греко-католикам мелькитского толка). Униатский характер церкви я заподозрил сразу, обратив внимание на характерный иконостас. В отличие от православного, пытающегося растянуться во всю высь и максимально закрыть алтарь, этот напоминал скорее ширму.

В завершение попытаюсь обобщить свои впечатления. Что мне нравится в подобных французский церквях, кроме их внешнего вида и интерьера? Во-первых, богатая история, которая тянется к эпохе раннего европейского христианства. Во-вторых, осознание, что прохожу под теми самыми сводами, где звучал голос Фома Аквинского, где преклонял колени Данте. В-третьих, удивительные и уникальные названия, которые не только музыкально звучат, но и сами скрывают истории удивительных людей, по которым были названы.
Previous post Next post
Up