Неделя в париже. Церковь Сент-Эсташ.

Sep 23, 2007 19:12


Церковь Сент-Эсташ (Eglise Saint-Eustache, в русских текстах часто - церковь святого Евстафия) была ещё одним из объектов, намеченных мной в Москве для обязательного просмотра. См. предыдущие статьи:
Общее впечатление
Башня Сен-Жак

Церковь расположенна рядом с Форумом-дез-Аль (фото слева), и это не случайно. Сам Форум - торговый центр с 4-мя этажами вниз - находится на месте огромного продуктового рынка, с лёгкой руки Золя получившего название "чрева Парижа". Так что основными спонсорами и прихожанами церкви долгое время были именно торговцы. При этом разные торговые гильдии имели в ней собственные капеллы.


Церковь была настолько популярна, что стала своей и для тысяч парижан, не имевших к торговле никакого отношения. Обилие известных имён, в биографии которых прописана Сент-Эсташ, поражает воображение. В ней крестили: Ришелье, Мольера и мадам де Помпадур. В церкви отпевали: Лафонтена, Кольбера, Мольера, Мирабо, Рамо и поэта Вуатюра. Статую Кольбера (сюринтендата при Людовике XIV, автора экономической теории меркантелизма) и бюсты композиторов Рамо и Листа можно увидеть внутри церкви. Я их не видел, т.к. приехал слишком рано и внутрь не попал. Мне так хотелось увидеть святого Евстафия, что именно с неё мы начали собственное (без экскурсоводов) изучение Парижа.


Сент-Эсташ по объёму (внутри - 100м х 44м х 33м) сопоставима с Нотр-Дам, а по высоте свода даже ненамного превосходит его. О прекрасном органе (8000 труб!) и не менее прекрасной акустике лучше всего говорит перечень премьерных авторских исполнений: это "Те Деум" Берлиоза и "Большая месса" Листа. "Вы наслаждаетесь богатой скользящей то вверх, то вниз гаммой семи колоколов церкви св. Евстафия" - писал о её звоне Гюго в "Соборе парижской богоматери". А раз уж я упомянул об этом романе, то напомню, что именно в пользу Сент-Эсташ, а не Нотр-Дам, как можно было бы подумать, был взят штраф с Квазимодо, когда его судили за участие в неудавшемся похищении Эсмеральды.

Архитектурная уникальность церкви состоит в том, что в ней можно увидеть плавный переход от поздней готики к ренессансу. Гюго занёс её в список церквей, которые из-за такого рода особенностей следует особенно беречь. Если не ошибаюсь, она идёт в его списке сразу после Нотр-Дам (в последнем сохранился переход от романского стиля башен к готике апсидной части). Разностильность Сен-Эсташ - результат растянувшегося на столетие строительства (с 1532 по 1637) по проекту Лемерсье. Интересна история церкви до 1532 года, я бы сказал, история до рождения.


На её месте стояла небольшая Сент-Аньез (церковь Святой Ангессы), которую заменили Сен-Эсташем, когда она перестала вмещать прихожан. Здесь я столкнулся с чисто французским явлением (или чисто католическим?), т.к. не знаю аналога в России, чтобы при перестройке церкви сменили её святого, более того, даже изменили ему пол!

История появления Святой Агнессы настолько интересна, что я не могу её не рассказать. Филипп II Август, отправляясь в крестовый поход, занял у торговца Жана Але крупную сумму. В те времена церковь осуждала ростовщичество, а просто так деньги никто не давал. Поэтому за занятые деньги обычно оказывались какие-то неслабые услуги. Жану Але позволили в качестве такой "процентной" услуги брать налог по одной рыбе с каждой рыбной корзины рынка Ле-Аль. Купец сделал на этой рыбине состояние, но так как с церковной братвой делиться надо, на свои деньги построил эту самую Сент-Аньез. Изображение рыбы, ставшее символом церкви, - единственное, что сохранилось и было затем перенесено в Сент-Эсташ. Сегодня это многими воспринимается как символ раннего христианства, но я сомневаюсь, чтобы во времена крестовых походов кто-то помнил, что именно рыба, а не крест была символом христиан в I-II веках.


Перед церковью, на площади Рене-Кассен, установлена прикольная скульптура "Слушающий" (называют её по-разному, я выбрал название по своему вкусу). Эту огромную голову, лежащую на щеке, с кистью руки у уха, скульптор Анри де Миллер 6 месяцев вырезал из цельного камненного блока весом 72 т. Мы у этого уха, конечно же, сфотографировались.

P.S. Прошу прощения за перекошенность некоторых фотографий. 3 дня дождь лил почти непрерывно, Нам приходилось выжимать ветровки и одевать их опять. Пришлось даже докупить обувь, чтобы можно было её менять. Фотографии в эти дни делались в большой спешке из-под зонта.

Париж, путешествия

Previous post Next post
Up