Аксиома 3. "Философия ставит нам цели и определяет наш образ действий; и только философия может спасти нас". Выбор философии - следующий шаг разумного человека. Философия дает возможность ставить цели и действовать в рамках всей жизни.
Что такое разумность для человека? Понятие разумности шире понятия рациональности. Любая целенаправленная деятельность рациональна. Как писал Мизес, "рациональная деятельность - избыточное понятие". Вполне рационально вели себя коменданты концлагерей, требуя больше "качественного живого товара" для выполнения производственных планов. Вполне рационально ведут себя современные чекисты, придумавшие "сувенирную демократию", больше похожую на зловонный нарыв. Вполне рационально вел себя африканский царек, который хранил человечину не под кроватью, а в холодильнике. Думается, конец всех этих «рациональных» существ будет один и тот же. Потому что они не разумны.
Чтобы быть разумным, помимо выполнения правила сосредоточенности сознания на выполняемом деле,
человек должен уважать объективную реальность, частью которой он является. Не помню, чтобы Айн Рэнд писала что-то о постмодернизме, но весь смысл ее текстов - это опровержение господствующего мировоззрения современности - постмодернизма, культа относительности и условности, учета множества чужих мнений в ущерб реальности. Реальность - абсолютна. Истина - абсолютна. Используя современное слово, атакуемое современными политиканами, реальность - экстремальна. Она не допускает того, чтобы человек нашел для себя щель где-нибудь между: жизнью и смертью, разумностью и неразумностью, наличием ценностей и их отсутствием. Всегда необходимо выбирать. Жизнь или смерть, разум или безумие, ценности. Нежелание выбирать - это выбор смерти, безумия, обесцененного существования.
Человек, действующий в этой объективной и абсолютной реальности, может (и должен) распоряжаться не только этим мгновением, этим днем (к чему его часто склоняют современные властители дум), а всей своей жизнью. "Живи в отсеке сегодняшнего дня" - писал Карнеги. Нет!
"-Понимаете, - спокойно сказал Рорк, - у меня впереди есть, скажем, шестьдесят лет жизни. Большая ее часть пройдет в работе. Я выбрал дело, которое хочу делать, и если не найду в нем радости для себя, то только приговорю себя к шестидесяти годам пытки».
Выбранные ценности сообщают жизни смысл. Они дают возможность распоряжаться всей жизнью - полностью - а не только сегодняшним отсеком. Выбранные ценности - это приговор. Обвинительный или оправдательный. Заключающий в тюрьму или отпускающий на свободу.
Какие же ценности может выбрать человек? Поскольку ценности должны быть связаны с разумом и сохранением жизни - «…производительный труд - это главная цель разумного человека, главная ценность, которая соединяет его ценности и определяет их иерархию. Разум - источник, необходимое условие такого труда; гордость - его итог». (Айн Рэнд. Объективистская этика)
Но вместо труда можно выбрать и другую ценность, например, грабеж или иждивенчество. Можно прожить свою жизнь за счет других людей. Либо выпрашивая у них милостыню, либо отнимая у них часть произведенного. Отнимая не обязательно грубой силой, но также мошенничеством или навязыванием абсурдных законов. «Есть два рода грабежа: незаконный и узаконенный», - писал Ф. Бастиа.
По сути, выбор ценностей сводится к выбору между тем, хочет ли человек прожить свою жизнь за свой собственный счет, или за счет других людей.
Таким образом, человеку, выбравшему жизнь, разум и ценность производительного труда, необходимо определиться, какие взаимоотношения между людьми разумны, а какие - нет.
Аксиома 4. (продолжение следует).