Вело-Сибирь 2019 (Хакасия и Красноярский край). Часть 3: Сундуки-Красноярск

Jul 20, 2019 21:01

Продолжение
(Начало здесь: часть 1, часть 2)

Утром 27 июня снова сходили на пляж и после обеда поехали в сторону Сундуков, где должна была завершиться велосипедная часть нашего маршрута.

По дороге проезжали стелу "90 меридиан". Пишут, что середина восточного полушария находится здесь (0 градус - Лондон, 180 - Анадырь, а 90 вот Шира :)

Горная гряда Сундуки - это природно-исторический памятник. Они представляют собой несколько холмов своеобразной формы, на вершине одного из которых имеется огромная каменная плита, напоминающая сундук. По мнению некоторых археологов, Сундуки в древности были чем-то вроде обсерватории и использовались для наблюдения за солнцем и луной.

Сундуки

Вот такая вот у них необычная форма

А вот, собственно, сам сундук, лежащий на вершине горы, вблизи

Идём на вершину (сходили на 2 сундука из 5-ти)

Около 9 вечера приехали в село Июс, откуда должны были в 23.30 уезжать поездом до Ачинска, а там пересаживаться на второй поезд до Красноярска (прямой поезд Абакан-Красноярск есть, но он ходит по ж/д ветке с другой стороны от Енисея). Далее последовали 2 немного нервные посадки в поезд (хотя даже не знаю, могут ли они быть другими, если у вас с собой 2 велосипеда), но всё немного осложнялось тем, что в Июсе поезд стоит 1 минуту, станция промежуточная, все спят, а третьи полки, как обычно, уже заняты какими-то чемоданами. Поезд из Ачинска стоит 5 минут и было уже раннее утром, но суть та же самая.
На самом деле было бы проще и логичнее закончить маршрут там же, где и начали, то есть в Абакане, но я не могла, оказавшись в той части страны, не посетить Красноярск, ведь, как я говорила, можно сказать, что ради него всё и задумывалось :))

В Красноярск приехали около 9 утра и заселились в хостел Среда. Расположение у него не супер-удачное (оказался несколько дальше от центра, чем мне казалось при бронировании), но сам по себе весьма симпатичный, номера практически как в гостинице. Приведя себя в порядок, отправились осматривать город.

Для начала дошли до смотровой площадки рядом с часовней Параскевы Пятницы. Оттуда нам открылся вот такой вид на Красноярск

Потом спустились вниз и дошли до Театральной площади

Потом сходили в Краеведческий музей, мне было интересно узнать про коренные народы, которые раньше заселяли территорию Сибири, историю освоения Сибири русскими итд
После музея пошли по пешеходной набережной Енисея в сторону острова Татышев. Набережная там прогулочная и очень приятная.

Татышев - это остров, на котором сейчас сделан парк отдыха. Сколько же там народу... И все на велосипедах, роликах, самокатах итд итп Остров весьма большой (около 7 км2), и дорожки там на любой вкус - и асфальтовые, и грунтовые. Зимой на этих дорожках делают лыжные трассы. Есть также различные площадки - волейбольные, баскетбольные и всё такое.

Также в этом парке живёт огромное количество сусликов. На самом деле сусликов мы встречали ещё в районе озёр и потом на Сундуках. Я пыталась их фотографировать, но это требовало времени, упорства и удачи, и я была счастлива, что мне удалось сделать одну более-менее приличную фотографию суслика, хоть и с большим приближением.
Каково же было моё удивление, когда я увидела, что в Красноярске на Татышеве эти суслики чуть ли не сами бросаются на тебя. Ну, примерно как белки в наших городских парках. Но красноярские суслики прям не оставляют равнодушным.

История про одного суслика длиннохвостого (это его официальное название) особо крупных размеров
Видишь суслика?

Суслик не прочь чем-нибудь поживиться

Суслик налаживает контакт с местными жителями

На самом деле в этой поездке было 2 момента, когда я сначала не могла остановиться и перестать фотографировать, а потом не могла выбрать, какие фотографии оставить - это космические виды с горы Куня и эти вот красноярские суслики :) Так что мне было сложно сейчас выложить всего 3 фотографии с ними, а не десяток. Такие забавные зверьки - это что-то :)
Кстати, на Столбах этих сусликов нет, но есть бурундуки. И это не одно и то же :) Бурундуки меньше сусликов по размеру и с ярко выраженными полосками на спинке. И всё же не такие умилительные.

29 июня на автобусе поехали к Столбам, предварительно обработав всю одежду противоклещевым репеллентом и взяв с собой маленький пузырёк, куда можно было бы посадить снятого клеща, и клещедёр :) Да, я основательно подготовилась к поездке, поэтому мало того, что весной сделала прививку, так ещё и приобрела специальное приспособление для вытаскивания клещей и сделала страховку от клещевого энцефалита. Вообще, как я поняла, ситуация с клещами на Столбах такая--в мае и в начале июне их там реально много. К концу июня и далее уже гораздо меньше, но, тем не менее, категорически не рекомендуется сходить с оборудованных троп, иначе можно снять с себя сразу пачку. С прививкой, конечно, это я перестраховалась, достаточно было бы страховки от клещевого энцефалита, по которой можно, если что, сдать клеща на анализ и сделать укол иммуноглобулина в случае чего. Но надо сказать, что местные на эту тему явно припариваются - слово "клещи" периодически звучало вокруг, также были видны торчащие из рюкзаков противоклещевые репелленты. Хотя, кстати, комаров там, к счастью, нет, можно гулять спокойно (не забываясь периодически осматриваться на предмет клещей).

От автобусной остановки к Центральным столбам идёт широченная дорога - 7 км вверх, иногда полого, иногда весьма круто. Есть грейдер, есть оборудованные деревянными ступенями участки, где на некоторых сегментах встречаются развивающие плакатики о флоре и фауне Столбов. Также по дороге имеются туалеты, места для отдыха и небольшие ларёчки, где можно купить что-то поесть. Меня впечатлило количество народу и контингент. Идут все. Школьники, хипстеры, родители с колясками, тётушки за 50, бабушки и дедушки за 70 итд А ведь там на круг получается минимум 15 км, это даже если на сами Столбы не заходить. Но у народа, как я понимаю, такая форма досуга - берут рюкзачки, перекусы и шагают на Столбы. В принципе я поняла, почему в Красноярске всегда было много сильных спортсменов-любителей - сам город даёт достаточно много возможностей для активного времяпрепровождения, и видно, что это здесь принято.

Один из вариантов дороги на Столбы

Развивающие стенды на эко-тропе

Лёша следует рекомендациям по борьбе с клещом
(медведи, кстати, на Столбах тоже есть, но, конечно, не в туристических местах, а в дикой части заповедника, но предупреждающие таблички повсюду)

Мотивирующие плакатики по пути :)))

Сели перекусить в специально оборудованном месте

И вот, наконец, вход на Центральные столбы

Сами Столбы - это скалы причудливой формы. У основных есть названия - Бабка, Дед, Перья итд Вот, к примеру, один из Столбов (не помню, правда, какой именно)

А это столб Перья

Попробовали, как там лазается

Вообще на Столбах исторически народ занимался скалолазанием, причём без страховки. У этого движения даже есть название "столбизм", и зародилось оно ещё аж в начале XX века, своеобразная субкультура. Но мы на гордое звание столбистов не претендовали, поэтому сделали пару фотографий и пошли дальше.

Вид со Столбов на тайгу

И я на фоне вида со Столбов на тайгу :)

На Центральных столбах заблудиться нереально - везде указатели, а если идти дальше, помимо обычных карт, можно воспользоваться специальным приложением на телефон, называется "Красноярский хайкинг". Там, кстати, маршруты не только по Столбам, но также и по Ергакам, и по другим районам.

Указатели на Столбах

Обойдя Центральные столбы, думали, куда идти дальше. Была мысль пройти по тропе 7 км до Бобрового лога (это парк отдыха, где есть в том числе и горнолыжка зимой), и оттуда на канатке спуститься к шоссе, но решили всё же вернуться тем же путём, что и пришли, т.к. тропа к Бобровому логу по виду была не такая натоптанная, как на Центральных столбах, ну и у меня было опасение, что вероятность встреч с клещами там будет явно выше.

Ну а потом возвращение в хостел, сборы, такси в аэропорт, ночной рейс в Санкт-Петербург и час приятной дороги через авиагородок к дому, а я, как и обычно после отпуска, радовалась встрече с любимым городом и благословенными +15 :)) Т.к. жаркое лето - это, конечно, хорошо, но лёгкая прохлада как-то привычнее :)

Ну и немного, так сказать, сухих фактов:
1) трек поездки - по ссылке Трек разорван, т.к. около 80км мы преодолели на автобусе (участок Танзыбей-Казанцево). Итого за поездку мы проехали на велосипеде чуть меньше 700км (по треку цифра больше, но там в общий километраж включён этот автобусный участок, хотя при этом не записаны 2 радиалки - к базе "Спящий Саян" и под Борус). Если верить gpsies, набор высоты составил 7 тысяч с копейками, но вообще рельеф там очень приятный - холмы пологие и практически не ощущаются. Но и много где в Хакасии рельеф отсутствует как жанр, т.к. степь.
2) всего у нас было 9 дней в велоформате (правда, часто выезжали уже ближе к обеду, т.к. с утра куда-то ходили), 2 дня прогулок в Ергаках, 2 дня в Красноярске, 1 день отдыха на озере Шира и самый первый день ушёл на то, чтобы добраться до Ергаков. То есть 15 полных дней в Сибири и немного захвачено ещё от двух дней (вылет вечером после работы в пятницу и прилёт утром в СПб в воскресенье)
3) билеты Аэрофлота стоили около 29тр туда-обратно с человека (17тр рейс СПб-Абакан и 12тр рейс Красноярск-СПб; если бы был один город прилёта и вылета, то было бы дешевле). Но мы практически всё оплатили аэрофлотовскими милями, внутри России вот на такие вот дальние расстояния их получается выгодно тратить.
4) билеты на автобус в Ергаки покупали на сайте www.bustraffic.ru. Транспортное сообщение между Абаканом и Ергаками на самом деле не очень развито, автобусов буквально 2 в сутки, но, тем не менее, мы 2 раза ими воспользовались (хотя, конечно, если группа большая, то эти автобусы - не вариант, слишком маленький багажный отсек, а люди в основном едут все с багажом, так что нужно в таком случае заказывать микрик).
5) в ходе поездки, помимо авиабилетов, мы потратили около 18тр с человека. Это все расходы, начиная с такси в Пулково и заканчивая такси в  Емельяново. И это при том, что мы все ночи, кроме 3-х, ночевали в квартирах, гостиницах или на турбазах. На горелке тоже готовили считанные разы, часто ели в столовых или готовили вечером на плите. Таким образом, получается, что в сутки мы тратили чуть больше 1тр с человека. Рублей 500-800 из этого - жилье, остальная сумма - это питание, различные билеты на автобусы, в музеи и всё такое.
6) из поломок - только мой передний тормоз.
7) погода - в основном, супер! Иногда слегка жарковато, но не критично. Дожди были за всё время раза 3, но в итоге длились недолго. Вообще вторая половина июня - это одноначно хороший сезон для посещения данного региона. Я изучала статистику погоды там, ну и оказалось, что июнь такой же тёплый месяц, как июль и август, но при этом он самый сухой из летних. Ну и ещё аргумент в пользу июня - как я уже писала выше, в середине июня в Ергаках зацвели жарки, и это безумно красиво. Хотя, что касается погоды именно в Ергаках, то, как уже упоминалось, она там непредсказуемая и часто плохая.
8) количество встреченных медведей - 0 шт., количество встреченных клещей - 1 шт. С комарами в итоге практически не встречались. Возможно, если бы мы ночевали всё время в палатках, то встреч с этими кровососущими было бы больше, но не факт. Что касается распространённости медведей, то, как нам сказали местные, в районе Ергак они есть, и это факт, так что там нужно поосторожнее, а за Григорьевкой (поселок на трассе Абакан-Кызыл) их уже можно сказать, что нет. Ну и в степях Хакасии их уже вообще нет, разумеется.
Клещей совсем нет в Ергаках (что интересно, т.к. там тайга-тайга, но тем не менее), немного есть в Хакасии и полно на Столбах.
9) несмотря на то, что мы почти всегда ночевали не в палатках, могу сказать, что возможностей для диких ночевок в этом регионе предостаточно - озёр и рек более чем, и нет проблем с подходами к воде.
10) местный колорит - присутствует. В Хакасии так точно. Правда, никакие национальные блюда в кафе обнаружены не были, к сожалению :(
11) дороги - отличные! Все дороги, которые были по треку (и асфальт, и грунтовки/грейдера) в идеальном состоянии. Трафик присутствовал на федеральной трассе "Енисей" (особенно на подъездах к Абакану), некоторое количество машин было в окрестностях ГЭС (но их количество не напрягало), а все остальные дороги были практически пустыми, трафик мог быть из серии 1 машина в 20 минут (а на некоторых участках машин не было вовсе).  И, несмотря на это, ни одного велотуриста/велоспортсмена-любителя за всё время мы ни разу не встретили :) Ну, не считая Татышева, там много народу каталось.
12 ) с местным населением никаких нехороших историй у нас не было - всё гладко. Хотя на всякий случай мы избегали ситуаций, где можно было бы нарваться на неприятности. Ну это как везде.

По итогу нам всё понравилось, хотелось бы съездить ещё по России, т.к. на самом деле в ходе поездки я неоднократно думала о том, что вот мы сюда поехали, в общем-то, по чистой случайности - не зря я так подробно рассказывала об этом в начале, акцентируя на том, что мы и вправду ничего не знали об этом регионе. А по факту оказалось очень интересно, и все дороги, по которым мы ехали, были очень живописными и разнообразными. И это при том, что поскольку у нас была поездка из серии "галопом по Сибири", и я хотела захватить и Ергаки, и ГЭС, и Красноярск, то многие красивые места в той же Хакасии мы просто не успели увидеть. Знаю об этом, т.к. консультировалась, так сказать, со специалистами (в смысле, со знакомыми, кто там жил), на тему того, как там лучше ехать, и мне рекомендовали и Ивановские озёра, и дорогу от Саралы к Сундукам, и район Аскиза в сторону гор, и район между Красноярском и Хакасией (Кутурчинское Белогорье, в частности дорогу через Курагино и Жайму), но мы там нигде не были, т.к. просто не охватить всё... Ну и вот я думала - вот хорошо, в этот раз повезло, что были люди, кто мог что-то посоветовать и чьи фотографии я видела, ну а сколько ещё в России таких регионов, про которые мы, живя в европейской части, практически ничего и не знаем... Ладно, Байкал, Алтай, Камчатка - эти места у всех на слуху, но на самом деле много ведь ещё и других регионов в нашей стране, которые очень интересные, но о которых мы ничего не знаем. К примеру, вот я слышала несколько восторженных отзывов о Бурятии, но что я, живя в Питере, знаю о Бурятии? Да практически ничего на самом деле... В общем, интересно мне было бы увидеть ещё какие-нибудь дальние регионы нашей необъятной.

Продолжение следует... Шутка, не пугайтесь :)) На этом всё.