Вело-Сибирь 2019 (Хакасия и Красноярский край). Часть 1: Ергаки-ГЭС

Jul 20, 2019 21:04


Невероятно, но факт - впервые за 35 лет своей жизни я выехала куда-то восточнее Москвы :)
Точнее, если уж вдаваться в детали, то самый "восточный" город, который мне доводилось посещать - это, наверное, Тбилиси, но при этом я никогда не была ни в восточных регионах России, ни в ЮВА, ни на Ближнем Востоке... И вот, наконец, довелось побывать в Сибири, а именно в Хакасии и Красноярском крае.

Идея про велопоход по Сибири возникла следующим образом - на моей работе в конце прошлого года подзакрутили гайки с отпусками и сказали, что в отпуск в 2019 году все пойдут по графику, утверждённому в конце 2018 года. То есть ставить отпуск можно на любое время (ну, если это не идёт вразрез с какими-то рабочими делами), но вот изменять даты - нет. Каких-то конкретных планов у меня не было, и я написала себе первый отпуск на вторую половину июня, подумав, что это вполне удачное время, чтобы отдохнуть. Но зимой, когда пришло время задуматься о том, куда таки ехать в отпуск, я поняла, что есть одна загвоздка - да, это удачное время для поездки в Европу, но нюанс в том, что в Европу я не хочу... Не то, чтобы я прям утомилась от разъездов по европейским странам, уж не буду преувеличивать :)), но просто реально хотелось съездить куда-то ещё... Южные регионы России тоже отпадали - была там неоднократно. Азия тоже не вариант - не сезон вааще.

Озадачившись, пошла в народ с вопросом, где вообще в это время сезон, кроме тех регионов, которые я для себя вычеркнула (у Лёши не было каких-то явных предпочтений, и ему было практически всё равно, куда ехать). Народ в основном пожимал плечами, но одна моя знакомая, которая родилась и долго жила в Красноярске, сказала, что в конце июня тепло в Сибири. Я усомнилась - мол, снег же, наверное, там ещё лежит? (Мои познания о Сибири были очень скудными) Но знакомая сказала, что нет, на высоте ниже 1000 н.у.м. снег сходит уже к концу мая, и что можно сделать классный маршрут по Хакасии или Алтаю. Где находится Алтай, я примерно знала. Погуглила, где находится Хакасия. Оказалось, что недалеко от Красноярского края. Задумалась... В Красноярск я очень хотела съездить ещё начиная лет с 20, когда у нас на 4 курсе в институте народ поехал туда летом на студенческую практику (в то время в Питере практически все фармацевтические заводы уже благополучно почили, так сказать, в бозе, поэтому студентов отправляли на советские заводы, где жизнь ещё еле-еле, но теплилась - Красноярск, Курган, Саранск итд), ну и мои одногруппники, судя по привезённым фото, очень неплохо провели время в этом самом Красноярске - ходили на Столбы, купались, сплавлялись по Енисею итд Причём, поездку полностью оплачивал наш ВУЗ. И я тогда очень пожалела, что вместо этого провела весь июль в Питере, каждый день таскаясь в химическую лабораторию пивоваренного завода имени Степана Разина на Обводном канале (который на данный момент уже тоже отправился вслед за старыми фарм.предприятиями Санкт-Петербурга). Но, тем не менее, все эти годы Красноярск фигурировал у меня в голове как город, куда теоретически мне бы хотелось съездить, но было непонятно, с чем это совмещать и в каком формате туда ехать... И тут, взглянув на карту, я поняла, что мне наконец может представиться шанс там побывать. В итоге я смогла с ходу назвать 5 точек в этом регионе, про которые я что-то где-то слышала и которые была не прочь увидеть - Ергаки (откуда-то знала про этот район Саян), Саяно-Шушенская ГЭС (кто не знает старика Крупского), озёра Хакасии и рядом с ними гряда Сундуки (прочитала мельком в интернете, когда искала информацию про Хакасию), ну и, собсна, сам Красноярск, потом соединила эти точки в Яндекс-Карте, выработала, так сказать, концепцию похода :)), и сообщила Лёше, что маршрут готов, можно брать билеты. Ну, мы и взяли - туда до Абакана на вечер 14 июня, обратно - из Красноярска на воскресенье 30 июня. После этого Лёха детальнее проработал маршрут, ну и мы поехали.

Вечером в пятницу 14 июня Лёша привёз из дома велосипеды и вещи на такси в Пулково, а я приехала туда сразу после работы. Из Питера в Абакан нет прямых рейсов, поэтому в 19.25 мы должны были вылететь в Москву, а в 00.10 - из Москвы в Абакан. На стойке регистрации нам сказали, что в Москве сильная гроза, поэтому рейс из Питера задержат на час. Мы сказали - не вопрос, и пошли приятно проводить время в бизнес-зале (у Лёхи есть проход туда по Priority pass) . Волнений по поводу задержки мы не испытывали, т.к. успевали с запасом - пересадка в Москве должна была быть у нас 3 с лишним часа, а из-за задержки стала 2 с лишним, но это всё равно более чем, даже при учёте смены терминала. После этого всё было как обычно - самолёты, пересадки итд В Абакане мы оказались в 4.50 по московскому времени, то есть в 8.50 по местному.

Аэропорт в Абакане совсем небольшой, и мы сразу же оказались в зале выдачи багажа, чтобы встретить наши велосипедики. Я стояла около ленты и смотрела, как грузчики выкидывают на неё чемоданы, и мы обсуждали, что велики, ессно, сюда не пролезут и что их вынесут отдельно. После того, как на ленту был кинут последний чемодан, и грузчик начал закрывать окошко, я зачем-то решила крикнуть ему--мол, уважаемый, а негабарит-то у вас там ещё остался? На что грузчик с недоумением ответил - мол, эээ, какой негабарит?... Я говорю--ну, у нас там 2 велосипеда в чехлах ещё должно быть. Грузчик говорит--не знаю, больше ничего нет. Я--эээ..., в смысле "нет"?!?!?!...... Сердце ёкнуло в груди, но паззл пока не складывался. В некой растерянности мы подошли к сотруднице аэропорта и сообщили, что, мол, так и так, в Петербурге были велосипеды, а вот сейчас почему-то нет, но они должны быть, никак не может не быть... Сотрудница связалась с грузчиками, переспросила, точно ли ничего больше не было из этого самолёта, получила уверенное "нет" и выдала нам для заполнения заявления об утере багажа.

Я начала выпадать в осадок. Разумеется, я неоднократно слышала о том, что бывает такое, что багаж не прилетает, более того, ещё в мае я краем уха слышала в новостях, что в Шереметьево были какие-то серьёзные проблемы с багажом и что целые рейсы прилетали без своих вещичек, но как-то не акцентировала на этом внимание и считала, что проблема давно решена. По факту эта проблема в московском аэропорту не решена и по сей день (середина июля), но на момент отлёта в отпуск я об этом не знала и как-то вообще не примеряла эту ситуацию на себя. И была совершенно не готова к тому, что багаж мы не получим - банально в ручной клади у меня были не необходимые вещи, а те, которые я упаковывала в последний момент, когда велосипед уже был собран - то есть в моём рюкзачке лежала куча шоколадок и орешков, но ни одного предмета одежды :) Лёха был более успешен - у него с собой был велорюкзак и в нём значительная часть его вещей.
При этом надо отметить, что абсолютно все сотрудники в абаканском аэропорту в данной ситуации были ОЧЕНЬ корректны. Наверное, это объясняется небольшим пассажиропотоком, поэтому люди просто не успевают озвереть от кучи претензий со стороны разъярённых пассажиров. Ну или просто они сами по себе такие приятные :) Поэтому наше негодование было изящно погашено на корню, и мы начали решать проблему конструктивно.

Ситуация осложнялась тем, что на 16 часов этого же дня у нас уже давно были куплены билеты на автобус в Ергаки, где мы планировали провести 3 дня, гуляя по горам пешочком. Мы подумали, что, несмотря на имеющуюся бронь в Ергаках, нам по всей видимости придётся остаться в Абакане до завтра, чтобы дождаться велосипедов, но когда Лёха посмотрел наличие билетов на завтрашний автобус, то оказалось, что их нет. Это тоже решаемо, есть такси в конце-концов, но придётся заплатить. Дойдя в заявлении до пункта о том, куда нам нужно привезти багаж, мы хмыкнули - типа, а что делать, если мы пока не знаем, куда его везти?, на тот момент у нас не было понимания, где мы будем ночевать в Абакане. Но сотрудницы аэропорта сказали, что нам не нужно никаким образом менять свои планы и что Аэрофлот сам привезёт наш багаж, и не важно куда. Это нам подтверили также и представители Аэрофлота в аэропорту - мол, ни о чём не волнуйтесь, всё привезём. Мы пожали плечами, написали в пункте о месте назначения "Ергаки" и оставили мой рабочий Теле2-шный номер, т.к. знали, что в Ергаках другие операторы не ловят.

Написав заявления, в состоянии лёгкой растерянности сели на троллейбус у аэропорта и поехали в сторону ж/д вокзала - там мы планировали провести несколько часов в привокзальной комнате отдыха, чтобы всё же немного поспать после бессонной ночи в самолёте, и оттуда же во второй половине дня отходил автобус в Ергаки. По пути на вокзал зашли на рынок, где купили мне пару вещей самой первой необходимости, и газовые баллоны в поход. В это же время началась стадия принятия, и я уже даже начала входить во вкус ситуации - ну а чё, удобно, когда ты прилетаешь в отпуск с маленьким рюкзачком и нет необходимости тягать все эти баулы, я уже и забыла, что так можно... При этом, если разобраться, то повода впадать в отчаянье и вправду не было - в принципе веломаршрут можно было легко скорректировать таким образом, чтобы начать его через 3 дня не в Ергаках, а в Абакане (в то, что нам их привезут в Ергаки, мы не особо верили).
Мы немного вздремнули в комнате отдыха и в 16 часов сели на автобус в Ергаки. Этот автобус идёт по маршруту Красноярск (Красноярский край)-Абакан (Республика Хакасия)-Кызыл (Республика Тыва). За Тувой (официально сейчас она Тыва, но Тува как-то привычнее...), собсна, Россия заканчивается и начинается Монголия. А Ергаки находятся как раз посередине между Абаканом и Кызылом. Автобус идёт несколько часов (с большой остановкой на покушать). Из него мы вышли около 9 вечера, и вот так началось наше путешествие.


Остановка называется "Визит-центр Ергаки". Фото не с того дня, но вообще выглядит этот визит-центр примерно так.


Пешком дошли до базы СТК "Пик Звёздный", где у нас был забронирован номер на 4 ночи. В Ергаках есть 3 основные базы - база отдыха "Ергаки" (самая крупная), "Пик Звёзный" и "Спящий Саян" (у последних двух одни хозяева). Мы сначала собирались на "Спящий Саян" (он самый простенький и дешёвый), там при бронировании не было мест, но нам предложили номер в Пике Звёздном по цене Саяна, и мы без раздумий согласились. По факту оказалось, что у Звёздного самое удачное расположение (ближе всего к самым известным маршрутам), ну и сами домики там очень приличные.

Вообще, если ехать в Ергаки с серьёзными намерениями походить по горам, то обычно люди встают с палатками на озере Светлом (это ближе к "Спящему саяну", но не близко, километров 9 от базы) или в районе озера Радужного (от базы "Пик Звёзный" до Радужного километра 3,5-4 оборудованной тропы с настилами и лестницами), и ходят оттуда радиалки. Но у нас не было ни серьёзных планов, ни особого снаряжения (из обуви взяли старые тряпочные беговые кроссовки), поэтому мы поселились на базе, и решили, что будем ходить оттуда. Но была ещё одна причина, почему я хотела жить на базе... Я не люблю палатки :) Да, и это тоже, но не только. Медведи... Да, в Ергаках, как и во многих частях Красноярского края, есть медведи... Что не удивительно - тайга, однако... Более того, планируя поездку, я начиталась страшилок про то, как года 4 назад медведь напал на палатку в районе Радужного и серьёзно травмировал находящихся в ней людей, так что вывозили вертолётом..... Происшествию есть объяснение - эти стоянки весьма туристическое место, но считается, что звери так близко к людям не подойдут, в итоге люди просто потеряли бдительность и начали оставлять еду около палаток и в них. А медведи от голода тоже потеряли бдительность и начали приходить прямо на эти стоянки. Ну и в какой-то момент грань была перейдена окончательно, и медведь ночью полез в палатку за едой. И, конечно, ничем хорошим это не закончилось... После этого, правда, сотрудники Ергаков приняли серьёзные меры по усилению безопасности - часть медведей отстрелили, какие-то стоянки  огородили электрозабором, поставили егерей и запретили ночевать вне оборудованных стоянок (хотя, как мы видели, люди не парятся и стоят, где им удобно). Но везде предупреждающие знаки - мол, осторожно, медведи.

Ну и, в общем, зря, наверное, я читала все эти ужастики, но, тем не менее, я была в курсе дел и на самом деле сильно припаривалась и не хотела ночевать в этом районе в палатке. Также я хотела купить в Абакане фальшфейер, но вся эта ситуация с велосипедами как-то несколько выбила меня из колеи, и мне стало лень специально ехать в охотничий магазин, находящийся где-то сильно в стороне. Плюс Лёша постоянно смеялся над моей фобией, ну и не купила я ничего в итоге. Когда мы ещё ехали из Абакана в Ергаки, по пути автобус сделал длительную остановку в посёлке Танзыбей, где можно было поесть и купить какие-то сувениры, и я решила не сдаваться и поискать там какие-нибудь средства от медведей (хотя бы дудку или колокольчик)  и сообщила об этом Лёше, когда мы заказывали еду в кафе. Лёша сказал - блин, да успокойся ты уже..., и обратился к девушке на кассе - мол, девушка, скажите уже ей, что здесь нет медведей. На что девушка эмоционально отреагировала - есть здесь медведи!, даже на трассу, бывает, выходят, мне вон видео недавно присылали, стоит на дороге худой такой, страааашный.... После этих слов я чуть не хлопнулсь в обморок прямо перед прилавком. Но в итоге никаких отпугивающих средств так и не смогла купить. Поэтому были основания полагать, что отпуск мы проведём следующим образом:


Но вообще в "медвежьих" вопросах Лёша проявлял просто-таки потрясающую непробиваемость. Поэтому в течение всей поездки настаивал на том, что медведей здесь нет. Не смущали его ни слова местных о том, что они тут есть, ни прямые доказательства наличия их здесь (об этом позже), ни предупреждающие щиты повсеместно, ни названия кафе из серии "Хозяин тайги", ни медведи, вырезанные из дерева, стоящие рядом со всякими базами и кафе. Я не понимала, говорит он всерьёз или же троллит меня, и каждый раз начинала по-новой доказывать, что, конечно же, они тут есть, вот послушай итд итп

Медведи?, ну что вы, откуда они здесь?...


Но вернусь к Ергакам. Сама база СТК "Пик Звёздный" при свете дня выглядела вот так.


В одном из таких домиков мы и жили. Стоимость двухместного номера была 1600 за сутки. Сами почти не готовили, питались в столовой не территории базы. Еда там не дешёвая, но у нас особо вариантов и не было, продуктов с собой из Абакана мы не привезли, да и, честно говоря, при наличии выбора хотелось домашней еды, а не походной. Но вообще на территории базы есть беседки, где можно посидеть вечером. Также некоторые постояльцы успешно готовили на открытых террасах в домиках.

В первый день после приезда (16 июня) на утро мы ничего не планировали - нужно было понять, что с велосипедами. В итоге хронология событий в тот день выглядела следующим образом - в 9 утра прилетел самолёт, в 10 я позвонила в аэропорт, и сотрудники подтвердили, что велосипеды пришли и что их сейчас будут передавать транспортной компании (на все мои многочисленные уточнения, что здесь ловит только Теле2, и если у водителя не будет такой симки, он до нас не дозвонится!, с уверенностью сказали--мол, ваще не волнуйтесь, транспортники всё знают), в 11 мне позвонил водитель и сказал, что уже выехал и через 2 часа будет, и в 13.15 наши велосипеды были выгружены прямо у домиков... Честно скажу - не ожидала... Я хорошего мнения об Аэрофлоте, но это - просто какой-то верх клиентского сервиса. При этом представители авиакомпании в аэропорту сами показывали нам, как писать претензию на их сайте (в случае задержки багажа можно подать на какую-то компенсацию и предъявить чеки за те траты, которые пришлось понести из-за этого), но мы не стали этого делать, не в обиде. При этом моя начальница с предыдущей работы в ответ на эту мою историю рассказала про их опыт с задержкой багажа--она с мужем и сыном летела в Копенгаген датскими авиалиниями, чтобы оттуда отправиться на пароме в круиз по Скандинавии. В итоге их багаж не прилетел, авиакомпания обещала привезти в течение 2-х дней, пока они ещё были в Копенгагене, но в итоге они нашли свой багаж сами в аэропорту через 5 часов поиска и...12 дней круиза... И мне было страшно представить, сколько вещей им пришлось купить на троих на 12 дней для поездки по северным странам. Поэтому Аэрофлот прям красавчики, ничего не могу сказать.
Кстати, когда мы в первый день вечером приехали на базу, то к моей большой радости оказалось, что один из пакетов с моими вещами по чистой случайности оказался у Лёхи в ручной клади, поэтому я поняла, что даже если бы велосипеды нам не привезли, то с таким набором вещей я без проблем протянула бы здесь 3 дня :) Но выводы на будущее относительно того, что брать в ручную кладь, сделала.

Ну а мы в этот первый день с утра до приезда багажа успели сбегать по эко-тропе на озеро Радужное. Пейзажи там вот такие.

Тропа до Радужного полностью оборудована. Где-то выглядит вот так:


А где-то - вот так:


Само озеро Радужное, и на вершине горы видна визитная карточка Ергак - Висячий камень.


Цветущие жаркИ (официальное название "купальница азиатская", но в разных районах России, где она растёт, её называют по-разному--огоньки, куколки, а здесь вот жарки) на фоне глухой тайги и снежных шапок гор - это просто нереально красиво...


Целые огромные поляны этих цветов


В этот же день после получения велосипедов съездили на них в сторону базы "Спящий Саян", и оттуда прогулялись пешком по тропе, которая идёт к Светлому. Тропа та вовсе не такая прилизанная, как на Радужное, но вполне натоптанная. До озера, правда, дойти не успели, т.к. иначе пришлось бы возвращаться уже в темноте.

Таёжные пейзажи по пути к Светлому. Я всё не могла поверить, что собственными глазами вижу настоящую тайгу :)


На следующий день (17 июня) с утра планировали выйти пораньше и совершить марш-бросок в сторону одной из самых дальних точек района, к вершине Зуб дракона. Но с утра была такая погода, что я очень порадовалась, что мы сейчас живём не в палатке - лило и задувало так, что мало не показалось, не каждая палатка такое выдержит... Вообще по всем отзывам погода в Ергаках, как и часто в горах, очень непредсказуемая и часто плохая. Мы были свидетелями, как погода поменялась в течение буквально 15 минут с абсолютно безоблачной до сильного ливня, и при этом говорят, что дожди в этом районе могут зарядить на 2 недели. В итоге до обеда мы просидели в домике и вышли на маршрут только около 13 часов, когда дождь начал заканчиваться. Конечно, ни о каком Зубе дракона речи уже не шло, поэтому от Радужного поднялись к Висячему камню, походили там ещё по окрестностям, спустились с перевала к Каровому озеру и пошли на базу.

Висячий камень



Каровое озеро


На следующий день (18 июня) решили съездить на велосипедах в Каменный город, находящийся с другой стороны от трассы. Вообще изначально мы планировали 3 дня ходить пешком, но эти планы немного смазались из-за погоды и велосипедов, ну и есть такой момент, что поскольку мы жили на базе в самом начале маршрута, то нам приходилось каждый раз идти одной и той же дорогой до Радужного, ну и Лёше это начало надоедать.
Что касается дороги на Каменный город, то изначально Лёша предлагал в первый велосипедный день проехать по ней в объезд основного шоссе до Танзыбея, и там заночевать, но я была категорически против, т.к. посмотрев внимательно в карту и почитав отчёты, поняла, что дорога эта (старый Усинский тракт, бывшая гужевая дорога) весьма глухая, и по ней особо-то никто и не ездит. В итоге решили радиально налегке съездить в этот самый Каменный город, а до Танзыбея на следующий день доехать по асфальту уже со всеми вещами.

Дорога в Каменный город оказалась ну просто шикарная. Виды - не передать словами... Километров через 10 после начала маршрута нам пришлось форсировать речку Оя. В хорошую погоду делать это довольно весело :)

Дорога в Каменный город. Такая широкая она только в начале, потом становится уже, но качество покрытия везде хорошее.


Брод




Но, отъехав от реки буквально на километр, я увидела на дороге нечто, что мне совсем не понравилось, а именно следы жизнедеятельности медведя... Я раньше не представляла, как выглядят эти самые следы, как-то вот не доводилось прорабатывать данный вопрос, но здесь сомнений быть не могло - никакой другой зверь это оставить не мог... Я занервничала... Но переубедить Лёху повернуть обратно к базе было бы нереально, поэтому все оставшиеся 20км до Каменного города я просто методично выносила ему мозг на тему того, что я боюсь здесь ехать и не хочу приключений. Также на дороге встречались ещё чьи-то следы жизнедеятельности, и мы на полном серьёзе дискутировали, чьи же они... Вообще, конечно, похоже, что всё же лошадей, скорее всего к Каменному городу периодически водят конные туры, но в любом случае ехалось неспокойно, и я была очень рада, что у меня неплотно привинчено крепление для велофляжки, поэтому оно всегда очень дребезжит на неровной дороге, и ехать бесшумно я не могу при всём желании. Добавляло ощущений ещё и то, что там нет связи, никакой, даже Теле2.

Подниматься на Каменный город нужно по оборудованной тропе


На вершине находятся различные причудливые скалы.

Вот, например, "3 стражника"


Сверху открываются такие виды




Обратно ехали уже более задорно - я надеялась, что раз не встретили медведя по пути туда, то не встретим и на пути обратно. Ну, так и получилось. Правда, уже около реки встретили местных, которые приехали туда пожарить шашлыки, разговорились, затронули и эту волнующую меня тему, ну и местные с пониманием покивали головами - мол, да, есть они тут, видели неоднократно, и типа не очень-то они в последнее время боятся людей... Это же самое сказал парень, работающий гидом в Пике Звёздном - что, мол, дорога эта отличная и полностью проезжаемая на велосипедах, но медведи да, могут встретиться, тоже видел их там. Хотя сама по себе дорога широкая и очень хорошо просматриваемая, то есть встретиться с медведем прям нос к носу там сложно. Вдвоём мне было там страшно (после реки ни одного человека мы там так и не встретили за весь выезд, но это закономерно - форсировать такую речку сможет мало какая машина, а пешком там слишом далеко), но если в группе человек 5, то это уже, конечно, совсем другой разговор.

На следующий день (19 июня) выехали часов в 10, чтобы часа за 3 проехать 50км до Танзыбея. Дорога там сильно на спуск, поэтому были уверены, что нам это удастся без проблем. При этом опаздывать было нельзя, т.к. на 13.40 у нас были билеты на автобус до посёлка Казанцево (пока ехали на автобусе ещё в Ергаки, пришли к выводу, что хотим на обратном пути срезать 80км равнины, т.к. ничего особенного там нет, а я незадолго до отъезда увидела фото с одной горы в окрестностях Абакана и очень хотела выделить время, чтобы туда подняться, типа это интереснее этих 80км). В итоге внезапно оказалось, что до Танзыбея не 50км, а 60, и в конце там не спуск, а равнина, но всё равно успели, конечно. Но как мы грузились в автобус - это отдельная история. И это помимо отдельной истории про то, как мы, будучи ещё на базе, брали билеты на этот автобус - банковские карточки-то все, на которые приходят смс-подтверждения, привязаны к симкам, которые в Ергаках не работают :) И интернета, можно сказать, что нет. Мы знали, что берём последние 2 билета на автобус (точнее, их взял нам из Питера Лёшин коллега) и знали, что этот автобус из себя представляет, но надеялись, что как-нибудь влезем. Ну и мы влезли, но, прямо скажем, с нервами - в салон велосипеды водитель брать отказывался (и вообще вёл себя немного по-хамски, типа "мне плевать, что вы оплатили багаж, у меня места нет"), а весь багажный отсек был занят чемоданами детей, едущих из Кызыла. В итоге в панике вытаскивали велосипеды из чехлов, снимали колёса, рули, подседелы итд и закидывали это всё по частям в автобус. В результате влезли и даже успели потом что-то съесть в кафе, но если бы знали, что уехать будет так проблематично, то, конечно, 10 раз подумали бы.

По дороге к Танзыбею. Противолавинная галерея


И я в ней


В Казанцево вышли из автобуса, собрали велосипеды и поехали в Шушенское. Да, в то самое, где Ленин жил в ссылке. Вообще Шушенское - это не единственный населённый пункт в этом районе, связанный с сибирскими ссылками. Например, в Минусинске (город рядом с Абаканом) в своё время отбывали ссылку несколько декабристов.

Единственная гостиница в Шушенском была полностью занята детской группой, ночевать в палатке я не хотела (не из-за медведей - их в равнинной части уже практически нет, бояться нечего, просто не хотела), поэтому Лёхе пришла в голову мысль поискать там квартиру и, как ни странно, он очень быстро нашёл подходящий вариант. В итоге мы заселились чуть ли не в единственную пятиэтажку в Шушенском за скромную сумму 1000 рублей за двоих в сутки, и после этого случая неоднократно в этой поездке прибегали к поиску квартир через интернет. Стоимость квартир везде была плюс-минус такая же.

Утром 20 июня пошли в музей-заповедник "Шушенское". Самостоятельно там ходить нельзя, только с экскурсоводом, но экскурсовода дают при этом сразу, без набора группы. Как нам пояснила наш экскурсовод, изначально этот музей делался с прицелом на сибирскую ссылку В.И.Ленина, но в 90-ые акценты изменились, и сейчас он посвящён быту сибирских крестьян конца XIX-начала XX века. Это не просто какое-то одно здание, это комплекс под открытым небом, воссозданная часть сибирского села. Оказалось очень интересно! Я, как типичный городской житель, задавала экскурсоводу много глупых вопросов из серии "а что крестьяне делали всю зиму?", "а откуда крестьяне брали деньги?" итд Вот честно, никогда раньше не задумывалась...

Воссозданная деревенская улица


А вот в этой комнате проживал в начале XX века Владимир Ильич с Надеждой Константиновной. В принципе, как мы поняли, жилось Владимиру Ильичу в Шушенском не так и плохо. Ссылка - это всё-таки не каторга.


Выехав из Шушенского около 13 часов дня, начали движение вдоль Енисея в сторону ГЭС. В первые километры дорога была достаточно унылой (точнее, очень привычной, а-ля юг Лен.области), и я подумала--мда, не сказать, что здесь очень увлекательно..., и немного забеспокоилась - а вдруг тут везде примерно так? У нас же на самом деле были довольно смутные представления об этом регионе... Но вскоре на горизонте появились горы, которые становились всё ближе и ближе, затем открылся вид на Енисей, ну и я взяла свои слова обратно. Там красиво!

Енисей


Природа и индустриализация


Доехали до Майнской ГЭС, которая является так называемым контррегулятором Саяно-Шушенской ГЭС (выравнивает стоки Енисея после СШГЭС), переехали через мост, покинув таким образом Красноярский край и оказавшись в Хакасии, и поехали в Черёмушки, посёлок гидроэнергетиков при СШГЭС.

Майнская ГЭС


Дорога между Майнской ГЭС и Черёмушками радует глаз


Встречаются даже велодорожки!


Правда, вот такого вида... Как пошутил потом один Лёшин приятель, глядя на это фото - неплохо освоили бюджет :))


Но об этом честно предупреждают с самого начала, так что без претензий


На самом деле эта велодорожка сделана на месте старой железной дороги, которая когда-то соединяла Абакан и СШГЭС и использовалась для подвоза материалов для строительства гидроэлектростанции. Сейчас на части пути сделана велодорожка, а в самих Черёмушках на месте этой железки положены трамвайные пути, и сейчас там ходит трамвай, который подъезжает прямо к ГЭС и на котором работники станции добираются на работу. Что, конечно, не очень типично для посёлка, где проживает всего 8 тыс. человек :)

Подъезжаем к ГЭС


Сами Черёмушки нас просто очаровали. Посёлок просто прелестный. Я даже не знаю, с чем сравнить. Такой уютный, такой зелёный, рядом Енисей, горы, маленькие дети гуляют во дворах без присмотра... Дома ещё советской постройки, но видно, что посёлок живой и абсолютно не депрессивный.

Двор, в котором мы жили (опять снимали квартиру и опять за 1000 рублей)


Вид из окна (за деревьями Енисей)


Продолжение следует, не переключайтесь :)
Продолжение здесь: часть 2

Поездки, Вело, Россия

Previous post Next post
Up