Всё никак не могла выкроить время, чтобы наконец закончить отчёт о велопоездке на Куршскую косу, которая состоялась ещё аж месяц назад, но надо-таки это сделать, т.к. с понедельника начинается трэш и угар под названием "второй год вечерней магистратуры", и тогда, если у меня и будет время что-то писать, то только диплом... Поэтому вот, типа отчёт:
Со всеми этими сменами работ, которыми я грешила в последний год, было понятно, что продолжительный отпуск этим летом мне не грозит. А осенью этот самый отпуск мне не грозит по другой причине - с сентября у меня начинается учёба. На недельку отпуска летом договориться с начальством всё же предварительно удалось, но сразу вставал вопрос, куда ехать - во-первых, было пожелание, чтобы билеты всё же были сдаваемыми, т.к. окончательно вопрос про отпуск решался буквально за месяц до его начала; во-вторых, хотелось, чтобы поездка была бюджетной, т.к. отпуск вполне мог быть и за свой счёт, и денюшек жалко...; в-третьих, ехать куда-то в горы на неделю - это всё же в моём случае маловато, не успел раскататься ( я ж, как обычно, не в форме...), а уже пора уезжать. Поэтому в сложившейся ситуации я вспомнила, что давно хотела съездить в Калининград и на Куршскую косу - это направление удовлетворяло всем требованиям на 100%. Ехать собирались в тёплой камерной компании из 2-х человек (при таких вводных данных, как я описала выше, когда всё решается практически в последний момент, собрать большую компанию несколько проблематично...), и у друга моего возражений против данного направления не возникло - он там тоже не был, и ему этот маршрут был давно интересен, но, по его словам, "Крым и Куршская коса - это настолько баянные места, что найти, с кем туда поехать, сейчас очень не просто, т.к. все уже туда давно съездили". Так что было решено исправить это досадное недоразумение и освоить данное направление.
План маршрута был и вправду абсолютно классическим: Калининград - Приморск - Балтийск - Балтийская коса - обратно Балтийск и Приморск - Янтарный - Светлогорск - Пионерский - Зеленоградск - погранпереход РФ/Литва - Нида - Клайпеда - Паланга - Лиепая. Всего около 410 км.
Вот, собственно, планируемый трек. В реальности так и ехали, за исключением того, что по Калининграду передвигались на своих двоих, а не на веле.
В Калиниград ехали поездом из СПб. Для проезда через территорию Литвы нужен или Шенген, или можно прямо в поезде заполнить анкеты для получения транзитных виз, в таком случае штампики будут ставить на эти листочки. Мы пошли по второму пути, т.к., несмотря на тот факт, что шенгенские визы у нас были, но "засорять" финские визы штампами других стран без острой на то необходимости не хотелось. В принципе в Калиниград без проблем можно добраться самолетом - прямые аэрофлотовские рейсы из СПб стоят порядка 4,5 т.р. в одну сторону, то есть более чем гуманно. Причём, в день их летает достаточно много. Я точно не помню, почему мы всё же решили ехать поездом. Кажется, из тех соображений, что нас вполне устраивало прибытие в Калиниград в 3 часа дня в субботу в самый центр города (с выездом из СПб в пятницу после работы), а плацкарт стоил всё же дешевле самолёта - около 2,7т.р. И, кстати, на этом направлении с мая 2017 года совершенно официально отменили багажные квитанции на велосипеды. Хотя по отзывам знакомых ещё совсем недавно там был в этом смысле полный бардак, и люди умудрялись ехать в одном поезде с квитанциями за 80, 400 и чуть ли не 800 рублей... Но нам повезло, и платить за велосипеды не пришлось.
Обратно из Лиепаи уезжали до Риги дневным автобусом (идёт около 3-х часов), а из Риги в СПб - ночным автобусом (Lux Express, они самые беспроблемные в плане провоза велосипедов).
В Калининграде у нас были забронированы на 2 суток апартаменты в центре города (новая и очень уютная квартирка), и в наши планы входило провести в этом славном городе 1,5 дня, погулять пешочком и ознакомиться со всеми его достопримечательностями.
В итоге прошлись по центру города вдоль Верхнего и Нижнего пруда, покатались на колесе обозрения в парке "Юность", сходили в Музей янтаря, посмотрели на многочисленные ворота (Фридрихсбургские, Королевские, Бранденбургские итд), посетили могилу Канта и Кафедральный собор, съездили на 5-ый форт (форт просто огромный! Уж на что, казалось бы, меня трудно удивить подобными сооружениями после Кронтшадтских фортов, но Калиниградские форты внушают...) и погуляли по Ботаническому саду.
Вид на Верхний пруд с колеса обозрения
Нижний пруд совсем не такой прилизанный, как Верхний
Музей янтаря
Площадь Победы - центральная площадь города
Кафедральный собор
Могила Канта на территории Кафедрального собора
Бранденбургские ворота
5-ый форт (фото из интернета, т.к. у меня не получилось сфотографировать его так, чтобы хотя бы примерно был понятен масштаб...)
Я в Ботаническом саду - и всё-таки лето в этом году было!
Вообще Калиниград - город, безусловно, интересный, но он был очень сильно разрушен во время войны, т.к. подвергался бомбардировкам со стороны англо-американской авиации, сильно пострадал во время штурма советскими войсками, ну и уже после того, как город вошёл в состав СССР, никто, собственно, сильно и не стремился сохранить/восстановить его исторический облик, а скорее наоборот разрушали всё оставшееся после немцев, и подобные настроения людей в то время можно понять... Но в итоге сейчас в Калиниграде, даже в самом его центре, практически не осталось исторических зданий. То, что обычно изображают на магнитиках - вот, собственно, только оно и сохранилось... Всё остальное - новострой. Меня на самом деле очень заинтересовала тема того, как вообще присходило освоение данного региона после войны, когда всё коренное немецкое население депортировали, но при этом были разработаны специальные программы по переселению туда граждан СССР. На территории 5-ого форта, куда мы ездили, представлена фотоэкспозиция, где приведено очень много цитат из сборника воспоминаний под названием "Восточная Пруссия глазами советских переселенцев", и я на досуге почитала ещё поподробнее воспоминания людей, которые приезжали тогда в бывший Кёнигсберг из Брянской, Смоленской и других сильно пострадавших во время войны областей, и впервые видели асфальт, канализацию, ванные, и вообще не знали, как всем этим пользоваться. Меня также зацепила история графини Дёнгоф, которую мы прочитали в Кафедральном соборе, чьё родовое имение существовало в окрестностях Кёнигсберга на протяжении 700 лет. У этой дамы и вправду очень незаурядная биография - не буду вдаваться в подробности, но суть в том, что на террритории Восточной Пруссии проживали тогда и такие вот люди - "голубых кровей", образованные, интеллигентные, и все они были высланы со своей Родины, а архитектурные шедевры - разрушены. В частности вот это вот имение рода Дёнгоф замок Фридрихштайн во время войны пострадал не очень сильно, но уже после неё использовался советской армией как... площадка для проведения испытаний подрывных устройств... Тут, конечно, сложно кого-то в чём-то упрекать, но суть в том, что в Калиниграде после войны действительно мало что уцелело.
Проведя в городе выходные, в понедельник с утра пораньше мы выдвинулись на велосипедах в сторону Балтийска, чтобы оттуда переправиться на пароме на Балтийскую косу. Там же планировалась первая ночёвка. Выехав из города в 7.30, в 11.00 мы обнаружили себя в кафе в Балтийске (ехать там около 50 км). Неожиданно... Но вставать на ночёвку было ещё как-то, мягко говоря, рановато... Решили переправиться на косу, и там уже решать, что делать дальше. Паромы из Балтийска на косу ходят не очень часто, примерно раз в 2 часа, поэтому лучше подгадывать свой приезд под время, чтобы на зависнуть там на лишние несколько часов. Мы смотрели расписание вот
здесь, и оно было актуальным. Цена за билет в обе стороны - 100 рублей (с велосипедом).
Вот такой паром ходит через пролив
35км Балтийской косы принадлежат России, 25км - Польше. Однако сильно далеко там не уехать даже по российской территории, т.к. буквально через несколько километров натыкаешься на колючую проволоку, заборы и таблички с предупреждением о том, что проход запрощён.
Пруф
На Балтийской косе осмотрели разрушенный форт Западный и проехались по взлетной полосе заброшенного немецкого аэродрома Neutief. На всё про всё ушло часа полтора. И дальше встал вопрос, что делать - либо идти тупить на пляж и вставать тут на ночёвку (место в целом неплохое - лес есть; море есть; магазины, чтобы купить питьевую воду, есть; не нацпарк, поэтому стоять с палатками можно без вопросов), но как-то в первый же день и так короткого похода устраивать полуднёвку (при учёте, что у нас было в планах больше 400км на 5 дней, и запаса по дням никакого не было) - это как-то, кхм, не очень логично. При этом я ещё до отъезда несколько напрягалась по поводу километража, запланированного на последние 2 дня - как-то так получалось, что нам в последние дни кровь из носу надо ехать не менее 100км в день, а тут хоть и плоско, но ветер вполне может быть в мордочку, причём сильный, и дождь тоже вполне может быть (кстати, в том или ином виде всё это у нас присутствовало потом), поэтому эти 100км в день могут стать реальным испытанием. Ну и я рассуждала, что, пока едется, надо ехать, поэтому была скорее за то, чтобы сваливать с косы на 14-тичасовом пароме, и ехать дальше по маршруту. Лёха при этом не очень понимал, где мы в таком случае будем становиться на ночёвку, т.к. следующие подходящие места - это озёра километров через 40 по треку. Но решили уезжать, а там как пойдёт.
В самом Балтийске глянули на крепость Пиллау, но попасть туда нельзя, она занята военными. Балтийск - не курортный город (хоть и находится на море), это порт и база ВМФ, поэтому атмосфера соответствующая.
На Балтийской косе
Форт Западный, а за ним - пляж
Кстати, что касается дороги от Калиниграда до Балтийска, то первая её часть очень приятная (ехали по абсолютно незагруженному асфальту через красивые поля), а потом надо выезжать на трассу Калиниград - Балтийск (27А-002), и там уже, прямо скажем, менее приятно. Но шоссе, отходящее от Приморска в сторону Светлогорска (27А-014), заметно менее загруженное, и по нему уже едется вполне комфортно.
Дорога от Калиниграда до выезда на основную трассу
В Янтарном хотели заехать на смотровую площадку действующего янтарного карьера, но немного не успели до конца рабочего дня. Но даже если бы и успели, не факт, что пошли бы туда, т.к. Лёху сильно возмутила цена за это мероприятие - 250 рублей. "За что, блин, там платить?! За дырку в земле и вид на экскаваторы?!" И то верно. У нас в Кузнечном в Лен.области есть гранитный карьер, через который нужно идти на Большие скалы. Совершенно бесплатно, и многие, кто там часто ходит (а я некогда была в числе людей, кто ездил на Б.скалы каждые выходные) предпочли бы ещё доплатить, только чтобы как-нибудь обойти этот карьер, никакой особо красоты там нет :)
На въезде в Янтарный
После Янтарного пора уже было становиться на ночёвку, мы как раз доехали до Синявинского озера. Встать там удалось не с первой попытки, т.к. берег озера - это либо "официальные" пляжи, где в большом количестве отдыхают люди, либо очень крутые высокие берега, по которым фиг спустишься. Но в итоге нашли подход на северной стороне озера (местные подсказали), за родником. Спуститься с велосипедом и баулом затруднительно, но по отдельности всё это спустить вниз можно. Но место просто обалденное - песчаный дикий пляжик, и ни души рядом.
Синявинское озеро
В итоге в 1-ый день мы проехали 114 км... По моим меркам - очень прилично. Могу по пальцам пересчитать случаи, когда я ездила больше 100км за день, а уж особенно в походе, но в тот день и вправду были идеальные условия для катания - сухо, не жарко и не холодно, ветер не сильный итд Зато создали себе хороший задел на будущее, и сразу снялись все мои опасения на тему того, что основной километраж оставлен на последние дни. Но, правда, при этом появилась другая проблемка - если раньше у Лёхи были хоть какие-то наработки насчёт точек для ночёвок, то после первого дня их не стало, т.к. всё пошло не по плану. Но нас это не сильно парило, т.к. уж одну-то маленькую палатку куда-нибудь приткнём, 2 человека - это не 10.
Утром следующего дня выдвинулись в сторону Куршской косы. По пути проезжали через Светлогорск и Пионерский - приятные прилизанные городки с курортной атмосферой. К обеду приехали в Зеленоградск, где отобедали мега-шавермой за 120 рублей в забегаловке рядом с вокзалом. Шарман! %) Это вот то, за что я всё-таки люблю походы - когда можно сидеть в каком-то месте, которое в обычное время обошёл бы за километр (или просто плюхнуться попой на асфальт, как вариант), есть шаверму, которую так-то 100 лет уже не ел, и получать массу удовольствия.
Забавный памятник в Зеленоградке. Питаю слабость к таким вот упитанным котикам :)
Сразу после Зеленоградска въехали на Куршскую косу, заплатив за въезд скромную сумму в 150 рублей с человека (надо сказать, с учётом всей инфраструктуры хотя бы в виде расставленных везде биотуалетов, оно того однозначно стоит).
Вообще российская стороны Куршской косы и литовская её часть - это, как говорится, 2 большие разницы. Поэтому интересно проехать косу целиком, просто даже для того, чтобы сравнить, как сделано. Не в том смысле, что где-то плохо, где-то хорошо, просто по-разному.
На въезде на Куршскую косу
Что касается передвижения по росийской стороне, то там посередине косы идёт асфальтовая дорога: с одной стороны Куршский залив, с другой - Балтийское море. Специальных велосипедных дорожек нет. При этом по пути есть различные туристические маршруты - "Королевский бор", орнитологическая станция "Фрингилла", высота Мюллера, высота Эфа, "Танцующий лес", озеро Лебедь (последнее сейчас закрыто на реконструкцию). Мы посетили всё, кроме орнитологической станции - последняя экскурсия там начинается в 17.00, а мы, к сожалению, немного не успели, просто не знали режима работы (у остальных достопримечательностей режима работы нет, это просто пешие маршруты). Также по дороге есть много выходов на пляжи Балтийского моря. В заливе купаться тоже можно, вода там пресная, но совсем мелко.
Беседка на высоте Мюллера
"Танцующий лес"
Высота Эфа
С палатками на косе стоять нельзя, это нацпарк. Единственное место, где официально можно встать с палатками - это на берегу озера Чайка, но озерцо там довольно унылое и очень уж зелёное, поэтому ни купаться, ни пить воду из него как-то совсем не хочется... При этом на косе с российской стороны есть 3 посёлка - Лесной, Рыбачий и Морское. Везде сдаются комнаты, о чём свидетельствуют надписи и телефоны на заборах. Понятно, что теоретически можно встать под любым кустом, там везде лес, но для меня это был совсем уж аварийный вариант, т.к. понятно, что одна палатка погоды не сделает, но с другой стороны, это заповедник, и то, что он до сих пор не превратился в загаженный шашлыко-парк - это только благодаря запретам, т.к. вообще говоря, народу его посещает не мало.
В итоге предварительно решили встать на Чайке, а питьевую воду купить в Рыбачьем, но до того решили съездить на море искупаться. На берегу моря обнаружился, с позволения сказать, кемпинг (на территории кафе "У моря"). Условий там практически никаких, но за 500 рублей можно легально поставить палатку и вспользоваться туалетом и краном (вода, правда, в Рыбачьем из крана течет солоноватовая, а местные жители пьют воду из колодцев). Также для приготовления еды мы воспользовались беседками, которые пустовали (хотя так-то это всё за отдельную плату), и утром следующего дня это было очень кстати, т.к. шёл дождь и ночью к тому жебыла очень сильная гроза. Ну и всё-таки у моря вставать на ночёвку приятно.
За день проехали 98 км.
Наш типа-кемпинг
На 3-ий день путешествия с утра доехали до погранперехода, посетили достопримечательность под названием дьюти-фри, заехали на территорию Литвы и обалдели... Одним словом, Европа :) За те 1,5 дня, пока мы ехали от Калининграда до Литвы, мы не встретили ни одного (!!!) велотуриста. Видели одного человека на старом шоссере на Куршской косе, несколько человек с прогулочными великами на Балтийской, ну и всё... Меня это здорово удивило - а где все-то?! Сейчас ведь самый что ни на есть сезон-сезон. Но стоило нам пересечь границу с Литвой, как велосипедисты пошли буквально пачками. С той стороны их реально ОЧЕНЬ много. Ну оно и понятно - от Ниды (это населенный пункт, ближайший к погранпереходу) до Паланги (это уже не территория косы, но не суть) идёт прекрасная велодорожка, являющаяся частью европейского веломаршрута R1. Этот маршрут идёт через много стран, но только кое-где он представляет собой оживлённую трассу. Но конкретно на маршруте Нида-Клайпеда-Паланга R1 - это шикарная велодорожка, в частности идеально подходящая для путешествий с детьми (чем многие путешественники активно пользуются). И вообще литовская часть Куршской косы очень цивильная - вылизанные городки (особенно в той части, которая близко к погранпереходу с Россией), велодорожки, пешеходные дорожки, кафешки итд Ближе к Клайпеде пейзажи становятся менее интересными, и цивилизации тоже становится меньше.
Дорога на Куршской косе на российской стороне
Дорога на литовской части сразу после пересечения границы в районе Ниды. Здесь велодорожка выделена на проезжей части.
Но за Нидой и далее на всём протяжении литовской части косы велодорожка идёт совсем отдельно от автомобильной дороги
Фотофакт того, что велосипедистов на литовской стороне косы и вправду много...
Скромное обаяние буржуазии в районе Ниды
Из всех достопримечательностей литовской части косы мы посетили только одну дюну (там оказалось очень живописно! почти пустыня), т.к. и не очень знали, что там ещё посещать, и были несколько ограничены во времени, потому что где там ночевать, мы тоже не очень знали (точно кемпинг есть в Ниде, но можно ли где-то встать с палаткой ближе к Клайпеде - было не ясно), поэтому в наши планы входило проехать до конца дня всю косу, переправиться в Клайпеду и доехать до кемпинга неподалёку, который мы нашли в OSM. Хотя сейчас читаю, что в Ниде есть парочка музеев, в Юодкранте есть Гора ведьм, а в Смильтине - музей-аквариум и дельфинарий. Так что при желании на литовской части косы можно подзадержаться.
Дюна на литовской стороне
Вид на море с дюны
Прибалтийская пустыня
Но мы доехали до парома в Клайпеду (ходит каждые полчаса с утра до вечера), переправились на сушу, прокатились по городу и поехали в кемпинг рядом с ж/д станцией Giruliai. Ночь там обошлась нам в 15 Евро за двоих, но вообще кемпинг очень цивильный - все помещения (кухня, души итд) очень чистые и новые. Теоретически можно встать с палаткой в лесопарке, по которому идёт велодорожка от Клайпеды, но надо понимать, что это всё-таки не совсем лес, а именно лесопарк, ну и надо заранее озаботиться покупкой питьевой воды.
За день проехали 91 км.
Клайпеда - типичный прибалтийский город
Велодорожка R1 в районе Клайпеды
На 4-ый день нам оставалось проехать около 100км, и по идее мы могли закончить маршрут, рассчитанный на 5 дней, за 4. Но только нам это было не нужно, т.к. с пятницы на субботу у нас был забронирован номер в отельчике в Лиепае, откуда утром в субботу мы должны были выезжать на автобусе в Ригу. Поэтому изначально планировали немного недоехать до Лиепаи и встать в каком-нибудь кемпинге в окрестностях Bernati (их там есть, и не мало).
В итоге утром доехали до Паланги, и я наконец-то поставила галочку, что побывала там - мне давно хотелось съездить в Юрмалу и Палангу, т.к. типа основные прибалтийские курорты, но если до Юрмалы я доехала ещё лет 7 назад, то до Паланги всё как-то не доводилось. Но вот всё же довелось :) Паланга - крупный курорт. Всё очень прилизанно, и народу ну очень много... Полагаю, что в её окрестностях не так многолюдно, но в центре прям как на Невском. Но вообще побережье там везде весьма приятное - велодорожка, сосны, море, песок... Хотя, положа руку на сердце, окрестности нашего Зеленогорска и тот же пляж "Ласковый" в Солнечном на Финском заливе - это ну примерно из той же оперы, только в уменьшенном масштабе.
Паланга
Центральный выход на пляж Паланги, по всей видимости
Я на море
Развлеклись купанием на нудистском пляже. Голой я в своей жизни купалась неоднократно, в т.ч. и в присутствии других людей, но впервые в жизни делала это официально :) Правда, на всём нудистском пляже нудистов, кроме нас, было раз-два и обчёлся, и мы даже долго сомневались, правильно ли поняли надпись на табличке и что типа, может, это наоборот значит "нудистам вход воспрещён"?... Т.к. людей в купальниках там было куда больше, чем без них. Но при этом и в целом народу мало. Мы подумали, что, видимо, сюда идут те люди, кого привлекает отсутствие народу, но не смущает потенциально возможная встреча с обнажённой натурой.
Указатель на нудистский пляж
Ну а во второй половине дня внезапно зарядил дождь. Причём, такой, чисто питерский, долгий и беспросветный... Вообще до этого дня у нас было мнение, что такие продолжительные дожди для побережья Балтики - редкость, т.к. до этого погода тут менялась по 10 раз за день: яркое солнце сменялось сильным дождём, вскоре дождь прекращался, и опять вылезало солнце итд И я уж было подумала, что зря в кой-то веки взяла с собой весь дождевой комплект (куртку, штаны и бахилы). Обычно я избегаю заведомо дождливых регионов, поэтому беру с собой только куртку, чисто на всякий случай. Понятно, что может быть всякое, и в Грузии в прошлом году я это ощутила в полной мере, когда мы ехали из Сванетии, но тем не менее, я всё равно очень редко беру с собой много одежды от дождя. Но в этот раз взяла, т.к. видела, что в прогнозе редкий день без осадков, да и вообще понимала, что на Балтике вероятность плохой погоды довольно высокая. Но по факту дожди обычно проходили так быстро, что я не успевала накинуть на рюкзак дождевик, как дождь заканчивался. Но в тот день статистика подвела, и дождь как зарядил днём, так и не прекращался до самого вечера. Мы честно пытались его переждать на берегу какого-то пожарного водоёма под деревом, но часа через полтора поняли, что таки надо одеваться и ехать.
Безуспешная попытка переждать дождь
Ну и вообще это была, прямо скажем, не самая прекрасная часть нашего маршрута, т.к. велодорожка вскоре закончилась, и вместе с ней и сама Литва, и практически от границы с Латвией мы поехали по трассе А11, и, и это было, мягко говоря, удовольствие ниже среднего, т.к. трасса весьма оживленная, плюс ко всему на тот момент там шёл ремонт, поэтому половина дороги была закрыта, а оставшуюся часть открывали то для одного направления, то для другого. При этом камер там установлено не было, просто светофоры настроены на определенный интервал, и получалось, что машины за такой интервал успевали проехать этот участок (а он весьма длинный), а вот велосипедисты - нет, поэтому начинала ехать встречка. А если пытаться ехать перед машинами, то была вероятность вообще создать не хилый затор, т.к. машины за нами могли не успеть проехать весь участок, а встречка уже могла начать ехать под зелёный. Поэтому, когда мы не успевали доехать до конца участка, и уже начинала ехать встречка, то нам приходилось отпрыгивать на обочину. Ну и всё это под проливным дождём, ессно. В общем, так себе развлечение, прямо скажем... Хотя плюсы у этих ремонтных работ всё же имелись, т.к. когда мы выехали на отремонтированную трассу, то получилось, что машины за нами ехали пачками, и мы просто смещались в таком случае на обочину, чтобы их пропустить, и это всё же лучше, чем если бы они ехали сплошным потоком. Но вообще, если есть возможность по этой дороге не ехать, то лучше не ехать... Говорят, что можно этот участок объехать как-то по побережью по грунтовкам, но мы не очень понимали, что там за дороги, т.к. были отзывы, что песок, люди где-то шли пешком итд Ну и, в общем, не рискнули экспериментировать...
В итоге в какой-то момент съехали с трассы на грейдер (была возможность километров 12 проехать не по трассе, решили ею воспользоваться). Через несколько километров грейдер перешёл в асфальт, ну а в районе населенного пункта Jurmalciems мы обнаружили стрелку со значком кемпинга и решили ехать в него, чтобы оставить на 5-ый день не 10км, а целых 23 :) (всего за день проехали 77,5 км)
"Кемпинг" оказался сравним с тем, в котором мы ночевали в Рыбачьем на Куршской косе. Из удобств нам предлагалась поляна для установки палатки, туалет типа сортир, колонка с водой и сарай для укрывания от дождя. Внезапно в сарае оказались 2 иностранки (как водится, очень friendly) - Стефания из Швейцарии и Ангелика из Австрии, занимающиеся приготовлением пасты и распитием шампанского и чего покрепче под сигаретку. И всё это под приятную музычку, включенную в телефоне. И мы сразу поняли - хорошие сапоги, надо брать (с) Тем более, что цена вопроса - 5 Евро. К тому же девушки как-то очень размахнулись с масштабами ужина, поэтому половину котелка любезно предложили нам. И мы не отказались :) Во-первых, выглядело и пахло реально вкусно, а во-вторых, мы как-то немного просчитались, думая, что на трассе встретим хоть один магазин и купим там еды, поэтому от голода бы мы, конечно, не умерли, растворимые пюре и каша на утро у нас были, но всё же пюрешечка из банки явно проигрывала пасте с томатами, кукурузой и ещё бог знает чем. Но было вкусно! Так что удачно заехали. Ну а ночью снова была сильнейшая гроза. Вдувало и лило так, что палатка дала течь из-за того что тент ветром прижимало к внутренней палатке. Но хорошо, что всё это светопредставление продолжалось не очень долго.
Наш Ылитный кемпинг
Он же внутри (это уже перед отъездом - почти порядок; но несложно представить, что там творилось, когда четверо насквозь промокших людей развесили там все свои вещи :))
Я с барышнями
Ну а утром уже светило солнце, мы быстро высушили все вещи на сильном ветру, пока тупили, дождались, что чуть было снова не пошёл дождь, но когда закапало, мы поспешили покинуть этот уютный кемпинг и как-то удачно уехали из-под тучи так, что нас не замочило по-новой. Быстро доехали до Лиепаи (3-ий по величине город Латвии), вкусно поели в Cili Pica (это большая сеть пицерий в Латвии, я её давно знаю, и в принципе там можно поесть относительно недорого; хотя у нас недорого не получилось - не охота сильно экономить, отпуск же :)) и заселились в небольшой отельчик в самом центре города. Место очень аутентичное - всё такое прям под старину. Только комнатка уж больно маленькая... Но зато бюджетно.
Хозяин отеля оказался приветливым и вышел нас встретить :)
Во второй половине дня прогулялись по городу, посмотрели на многочисленные соборы, дошли пешочком до Лиепайского озера (там тоже есть своеобразная коса и смотровая площадка) и вечером сходили на пляж. Купаться, правда, как-то не тянуло, т.к. ветер был очень сильный. Да и не жарко совсем... Вообще курорты Балтийского моря очень приятны, но погода - это существенное НО. И, конечно, если хочется гарантированного тепла, то это не тот случай :) Хотя в целом там весьма симпатично.
Лиепая днём очень многолюдна :)
Как нам объяснили местные жители, Лиепая - город музыки и песен
Католический кафедральный собор Святого Язепа (Иосифа)
Инсталляция на пляже в Лиепае
Утром в субботу ещё немного прошлись по городу, зашли в соборы, которые вечером в пятницу уже были закрыты, случайно попали на местный рыночек, где глаза просто разбежались от того выбора "санкционки", которая была там представлена - колбасы, сыры итд итп Нам, как людям, измученным санкциями и покупающим продукты преимущественно в магазинах для бедных сети "Дикси", где представлено 2 вида сыра (из серии российский и брест-литовский) и столько же видов колбасы, такое многообразие было уже реально в диковинку. Дожили, блин! :) Утрирую, конечно, но реально в Дикси и в сытые времена с евро 40 и отсутствием санкций выбор мясных продуктов и сыров был не велик, а сейчас его и вообще практически нет. А ездить за продуктами в гипермаркеты лень...
Немного парились на тему того, как мы будем уезжать из Лиепаи, т.к. Лёха где-то прочитал, что люди там не смогли сесть в автобус - не брали велосипеды. В кассе нам тоже ничего вразумительного сказать не могли - типа велосипеды теоретически перевозить можно, автобусы большие, но народу едет много, у всех багаж, поэтому сможет ли водитель взять велосипеды - вопрос. Я пыталась выяснить, что делать в такой ситуации - типа и как быть, ситуация безвыходная?, мы купим сейчас билеты, а потом окажется, что велосипеды не возьмут, билеты при этом пропадут, и что нам делать дальше? Кассир рекомендовала приходить к отправлению автобуса, там выяснять у водителя, возьмёт ли он велосипеды и покупать билеты у него (один нюанс - на автобусе, в котором мы ехали, свободных мест при отправлении как-то вот не наблюдалось). В итоге пришла, так сказать, более старший кассир и сказала, что 2 велосипеда водитель возьмёт. Ну и в итоге действительно они поместились без проблем. Но если бы в группе было, скажем, 6 человек, то у меня есть большие сомнения, что все бы смогли уехать на одном автобусе, т.к. багажные отсеки там есть, но они не такие большие как, скажем, в Lux Express. Хотя, может, мы не знаем всех возможностей этих автобусов :) Но семейная пара голландцев, путешествующие на тандеме, с которыми мы разговорились на вокзале и которые были в такой же ситуации, только с билетами на следующий автобус, посмотрели на багажные отделения и поняли, что нет, в их случае это без шансов. Не знаю, как в итоге они уехали, но предварительно планировали оставаться ночевать в Лиепае и уезжать на поезде на следующий день (поезд там ходит, но как-то крайне редко). Почему нельзя доехать от Лиепаи до Риги на веле? Насколько я понимаю, там нет других вариантов, кроме как пилить все эти 200+ км по основному шоссе. А как-то такой вариант большинство людей не радует...
Но мы в итоге уехали без проблем, в Риге успели пообедать, чуть-чуть покатались по старому городу, Лёха сходил в Домский собор (я там была раньше). Ну и всё, автобус, граница, Балтийский вокзал, дом. Путешествие закончилось :)
Небольшое резюме по поездке:
1) погода: обычно очень переменчивая... Но случай с затяжным дождём показал, что может быть всякое.
2) сезон для посещения - считаю, что мы попали в идеальное время. Вторая половина июля-первая половина августа по идее самое оно. И при этом нас жара совсем не замучала, т.к. особой жары даже в это время (а мы ездили в период 29 июля-5 августа) и не было... Откровенно жарко было только когда мы гуляли по Калиниграду, в остальное время тепло, но не более того. То ли лето такое холодное было и там тоже, то ли из-за того, что едешь вдоль моря, а потом и вообще между морем и заливом, и всё продувается. Но для катания на велосипеде погода была очень комфортная.
3) местный колорит: да ну как-то не особо... Но, как говорится, курица не птица, Прибалтика не заграница, так что чего ждать :) Из того, что реально бросилось в глаза (не колорит, но не могу, так сказать, пройти мимо...)--в Литве АЦКИ долго готовили еду в общепите. Пара случаев была просто вымораживающих - один раз в кафе через 40 минут выяснилось, что готовить наш заказ ещё даже не начинали, хотя изначально ориентировали на время приготовления в пределах получаса (мы специально спрашивали, т.к. торопились). Во второй раз мы залипли в очереди за кебабом из 6 человек минут на 45... Я бесилась просто дико, но при этом, хоть всё это выводит страшно, но умом понимаешь, что да, уйти-то можно, но только будет ли быстрее в другом месте?... А есть-то уже давно очень хочется, а вот стоять в очереди "с нуля" что-то вот уже совсем не хочется... Но вообще, если время поджимает, то я бы рекомендовала готовить обед самостоятельно. Это получится гораздо быстрее...
4) собственно, еда: завтраки и ужины готовили сами, обедали в общепите. Кебаб (который типа шавермы) на территории Литвы оказался вполне неплохим вариантом для обеда--очень большой и сытный и стоит типа евро 4. В Лиепае и Риге ели в Cili Pica.
5) бюджет поездки в расчёте на 1 человека (у меня, как обычно, всё посчитано и запротоколировано):
-билеты - 5000 рублей (поезд плацкарт до Калинграда 2700 рублей + автобус от Риги примерно 2300 рублей)
-отели/кемпинги - 3500 рублей (2 ночи в Калиниграде, 1 ночь в Лиепае, плюс кемпинги)
-общепит - 3600 рублей (это примерно 1 питание в кафе в день на протяжении 8 дней)
-продукты в магазине - 1800 рублей
-музеи, входные билеты итд - 1100 рублей
-сувениры, еда в поезд и прочая мелочевка - около 1000 рублей
Итого вся поездка обошлась примерно в 16 тысяч рублей за полные 7 дней. С дорогой по времени получилось чуть больше: выехали из СПб в пятницу 28-ого июля в 16 часов, приехали в Питер в воскресенье 6-ого августа рано утром (автобус приехал на Балтийский вокзал примерно в 4.30 утра)
Уффф... Отчёт написан, галочка в голове поставлена, ура :)
P.S. Фотографии в основном мои, с телефончега. И частично с Лёхиного фотоаппарата. Но как-то, честно говоря, ни те, ни другие - не шедевры ни разу... Скорее просто фотоподтверждения моих слов и небольшая иллюстрация :)