Решение Юмашева?

Mar 29, 2020 18:34

В последнее время в различных публикациях всё чаще встречается версия, что Сейсинская десантная операция была инициативой И.С.Юмашева. Общим местом стало утверждение, что Юмашев, получив запрет на высадку десанта, «через голову» командующего 1-м Дальневосточным фронтом К.А.Мерецкова обратился непосредственно к Главнокомандующему Советскими войсками на Дальнем Востоке А.М.Василевскому и продавил решение о высадке. Вот здесь можно увидеть яркий пример подобного подхода:

Разведка, проведенная торпедными катерами с заходом в порт Сэйсин и высадкой на берег ночью 12 августа, не обнаружила в порту ни военных кораблей, ни самого неприятеля. Катерники даже оставили надпись на бетоне мола со своими именами. По какой-то причине по ним никто не стрелял. Командующий фронтом Маршал Советского Союза К.А.Мерецков приказал отменить десант в Сэйсин в связи с успешным наступлением фронта. Возможно, на это решение повлиял инцидент в Расине, когда наступающие части 25-й армии открыли огонь по десанту, приняв их за японцев. Однако командующий Тихоокеанским флотом адмирал И.С.Юмашев добился разрешения у Главнокомандующего А.М.Василевского на проведение операции в Сэйсине силами флота без привлечения к десантированию запланированных ранее сухопутных сил. Успехи десантов в Юки и Расине, данные разведки, проведенной торпедными катерами, - все говорило за благополучный исход.

В том или ином виде - подобная версия событий встречается во всех современных исследованиях, посвящённых десантной операции. Поэтому имеет смысл разобрать её поподробнее.

Итак, вопрос первый. Кем было принято решение о десанте?
Безусловно Юмашев был активным сторонником десантов и настойчиво отстаивал их целесообразность, однако изображать это как его единоличную инициативу - значит идти против истины. Так, в фондах 1 ДВФ мне попался достаточно интересный документ - директива № 0075/45/ОП от 11 августа 1945 [1].

КОМАНДУЮЩЕМУ ТИХООКЕАНСКИМ ФЛОТОМ АДМИРАЛУ ЮМАШЕВУ
Копия: ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМУ СОВЕСТКИМИ ВОЙСКАМИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
НАЧАЛЬНИКУ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА КРАСНОЙ АРМИИ
В соответствии с приказом Главнокомандующего Советскими войсками на Дальнем Востоке, прошу:
  1. Подготовить морской десант в составе 335 стрелковой дивизии и 13 стрелковой бригады морской пехоты.
  2. Задачи десанта: овладеть портом СЕЙСИН.
  3. Одновременно будет наступать один стрелковый корпус с задачей овладеть портами ЮКИ, РАСИН.
  4. Назначенным частям морского десанта для высадки в порт СЕЙСИН быть готовым в наших портах к исходу 11.8.45, выход из портов по моему указанию.
  5. Ваши соображения п этой операции и расчет прошу предать мне шифром к 10.00 11.8.45


КОМАНДУЮЩИЙ ПЕРВЫМ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫМ ФРОНТОМ

Маршал Советского Союза
(К.Мерецков)
ЧЛЕН ВОЕННОГО СОВЕТА ПЕРВОГО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФРОНТА
Генерал-полковник
(Т.Штыков)

НАЧАЛЬНИК ШТАБА ФРОНТА
Генерал-лейтенант
(А.Крутиков)

Как видно из этого документа, высадка в Сейсине - это не самодеятельность Юмашева, а как минимум согласованное с Василевским и Мерецковым решение. Более того, К.А.Мерецков не только не противится планам командующего Тихоокеанским флотом, а наоборот, намерен был поддержать десант ударом 88-го стрелкового корпуса, а это, не много ни мало, - резерв фронта. Командующий 25-й армией И.М.Чистяков также получил от Мерецкова соответствующие указания: «Иметь в виду в ваше распоряжение в район КРАСКИНО подается 88 СК в составе двух дивизий (345 СД - 87 СК и 258 (здесь, скорее всего, опечатка - чд) СД 88СК) и 209 ТБР (из 35 Армии).  Задача этого корпуса - продвигаться возможно быстрее в Корею для обеспечения захвата портов» [2].
Как видно из вышеизложенного на третий день войны - 11 августа десант в Сейсине представлялся как совместная операция ТОФ и 1 ДВФ для выполнения которой привлекались значительные силы и средства. Более того Юки (Сонбон) и Расин (Раджин) должны были быть взяты не с моря, а с суши ударом стрелкового корпуса и танковой бригады.

Теперь попробуем ответить на второй вопрос: почему данный план не был воплощён в жизнь? Автор исходного текста полагает, и в этом с ним согласны многие исследователи, что это был командующий 1ДВФ маршал К.А.Мерецков. Вот как описывает ситуацию в мемуарах командующий сухопутными силами ТОФ генерал-лейтенант И.С.Кабанов: «Операция по высадке бригады была намечена на 17 часов 14 августа; к этому времени она должна была овладеть Сейсином. Но в 4 часа 45 минут пришла телеграмма Военного совета 1-го Дальневосточного фронта, отменяющая высадку морского десанта. Командующий решил произвести повторную разведку, высадив в Сейсин отряд Леонова, усиленный ротой автоматчиков старшего лейтенанта И. М. Яроцкого из 390-го батальона бригады Трушина. Командовать этим отрядом в 181 человек назначили начальника разведотдела полковника Денисина» [3]. Данная телеграмма действительно была, однако в силу своей должности Кабанов, книгу которого я, кстати, настоятельно рекомендую прочитать всем, кто интересуется данным вопросом, не знал, что решение принимал не Мерецков и даже не Василевский. Ночью 11 августа Василевский получает прямой телеграмму от начальника Генерального штаба Красной армии А.И.Антонова: «Верховный главнокомандующий приказал: войскам Первого Дальневосточного фронта операцию по захвату портов Расин и Сейсин согласно донесению за № 0075/45/ОП от 11.8 не проводить. Главная задача войск Первого Дальневосточного фронта ­- быстрее выйти в район Гирин, не распыляя силы на выполнение второстепенных задач». Другими словами, десант отменил не маршал Мерецков, а маршал Сталин. Примечательно, что сухопутные части также получили «стоп-приказ», так посаженные на автомобили два батальона 393 СД с самоходным артдивизионом, успешно развивавшие наступление вглубь Кореи, получили приказание наступление вглубь страны прекратить и вернуться в район госграницы.
Однако Юмашев не согласился с решением Верховного главнокомандующего и сумел настоять на своём. И, кстати, 335 СД ему после некоторых колебаний всё же оставили, а вот поддержка с суши была существенно слабее. Вместо 88 СК и 209 ТБр, перенаправленных на Вацин, в помощь тихоокеанцам была выделена 393 СД. Впрочем, и этих сил оказалось достаточно для успешного выполнения поставленной задачи. Единственное, что стоит отметить, колебания руководства по поводу высадки не лучшим образом сказались на организации десанта, что в совокупности со сжатыми сроками, отведенными на планирование и подготовку операции, вылилось в слишком растянутую по времени высадку и позднее прибытие в Сейсин артиллерии.

[1] ЦАМО Ф.234, оп. 3213, д. 126, л 214
[2]  ЦАМО Ф.234, оп. 3213, д. 126, л 93
[3] Кабанов С. И. Поле боя - берег. - М.: Воениздат, 1977 с. 330
Previous post Next post
Up