к доске!

Dec 26, 2012 00:44

В нашей рубрике "К доске!" мы публикуем задания, которые могут быть использованы учителями русского языка и литературы на занятиях. Предлагаем проанализировать Фрагмент речи «Наставления воспитанникам,
читанные Александром Куницыным, адъюнкт-профессором нравственных наук» и стихотворение "Каникулы редко приходят".



Задание 1. Фрагмент речи «Наставления воспитанникам,
читанные Александром Куницыным, адъюнкт-профессором нравственных наук»

1.
Но главным основанием ваших познаний должна быть истинная добродетель.
2.
Приуготовляясь быть хранителями законов, научитесь прежде всего сами почитать оные; ибо закон, нарушаемый блюстителями онаго, не имеет святости в глазах народа.
3.
Государственный человек, будучи возвышен над прочими, обращает на себя взоры своих сограждан; его слова и поступки служат для них правилом.
4.
Естьли нравы его беспорочны: то он может образовать народную нравственность более собственным примером, нежели властию.
5.
Но естьли порочныя склонности овладели его сердцем: то он ослабит гражданския добродетели и без умысла соделается врагом обществу.
6.
Ни заслуги его предков, ни отличныя дарования, ни глубокия сведения не защитят его пред лицом правосудия.
7.
Жалким образом обманется тот из вас, кто опираясь на знаменитость своих предков, вознерадеет о добродетелях, увенчавших имена их бессмертием.
8.
Блистательныя дела родоначальников, освещая добродетели и пороки их потомков, делают первыя более привлекательными а последние более отвратительными.
9.
Отечество благословляя память великих мужей, отвергает их недостойных потомков.
10.
С горестью, с чувством сострадания отсекает оно бесплодныя отрасли священных деревьев, которыя сладкими плодами обогащали пред-шествовавшия поколения.
11.
Естьли бы и можно было присудить отличие не по достоянию; то где то неизъяснимое удовольствие, которое проистекает от ощущения собственных достоинств?
12.
Где то спокойствие совести, которое составляет удел совершенной добродетели?
13.
Где та приятная уверенность в беспритворном уважении своих сограждан, которая раждается из представления пользы доставленной об-ществу?
14.
Почести без заслуг отличия без дарования, украшения без добродетели отравляют горестию благородное сердце.
15.
Какая польза гордиться титлами, приобретенными не по достоянию, когда во взорах каждого видны укоризна или презрение, хула или наре-кание, ненависть или проклятие?
16.
Для того ли должно искать отличий, чтобы, достигнувши оных, страшиться бесславия?
17.
Лучше остаться в неизвестности, нежели прославиться громким падением.
18.
Так думали и действовали древние Россы, прославленные веками; вы должны последовать их великому примеру.
19.
Среди сих пустынных лесов, внимавших некогда победоносному Российскому оружию, вам поведаны будут славныя дела Ироев, пора-жавших враждебные строи.
20.
На сих зыбких равнинах вам показаны будут яркие следы ваших родоначальников, которые стремились на защиту Царя и Отечества - окруженные примерами добродетели, вы ли не воспламенитесь к ней любовию?
21.
Находясь под особенным покровом Отечества, вы ли не будете приуготовляться служить оному?
22.
Наслаждаясь благоденствием, устроенным для вас трудами и благоразумием предков, вы ли не будете хранить и усугублять оное для ваших преемников?
23.
Сладкая надежда родителей!
24.
Вы ли не устрашитесь быть последними в вашем роде?
25.
Вы ли захотите смешаться с толпою людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами заб-вения?

ВОПРОСЫ к заданию 1
1. Найдите полные имена прилагательные и причастия мн. ч. Почему одни из них имеют современные окончания, другие же использованы в устаревшей грамматической форме?
2. Что означают слова «онаго» (предл. 2); «естьли» (предл. 4,5,11); «титлами» (предл. 15); «Ироев» (предл. 19)? Почему последнее слово написано здесь с заглавной буквы?
3. Написание каких слов в тексте не соответствует современной орфографии?
4. Найдите заимствованные слова, определите источники заимствования.
5. Какие риторические фигуры использовал профессор Куницын А) в 4-5 и 14 предложениях; Б) в 6 предложении; В) 11-13 и 24-25; Г) 19-20, 20-22; Д) 11-13, 15-16, 20-22, 24-25.
6. Какой троп использован в 10 предложении? Что означает в нем слово «отрасль»?
7. К какой части речи относится слово «будучи» (предл. 3)
8. К какой части речи относится слово «пресмыкающихся» в предл. 25?
9. Найдите в тексте сложные слова. К какой части речи принадлежит большинство из них?
10. Найдите в тексте слова с приставкой бес-. Какими способами они образованы?
11. В каком предложении своей речи профессор Куницын предвосхищает одного из персонажей Ф. М. Достоевского?

ОТВЕТЫ

Задание 1.
1.
В XIX веке полные прилагательные и причастия среднего и женского рода имели в именительном и винительном падежах множественного числа окончания -ия/-ыя: «бесплодныя отрасли», «предшествовавшия поколения» (предл. 10);
тогда как в мужском роде окончания писались так, как и сегодня - -ие/-ые: «прославленные Россы» (предл. 18), «окруженные примерами» [мальчики-лицеисты] (предл. 20).
2.
«Онаго» = его, «естьли» = если, «титлами» = титулами, «Ироев» = героев.
3.
рАждается.
4.
Единственное слово иностранного происхождения в отрывке - «Ироев», заимствовано через французский из греческого ήρωες - «герои». Греческое произношение и повлияло на написание этого слова в XVIII - начале XIX веке. Удивительно: вот речь, произнесенная студентом двух европейских университетов в 1811 году, а - как бы сказал Твардовский - «все понятно, все на русском языке».
5.
а) синтаксический параллелизм и антитеза;
б) градация;
в) анафора;
г) синтаксический параллелизм;
д) риторический вопрос.
6.
Метафора. «Отрасль» в данном случае - отросток, ветвь.
7.
Деепричастие.
8.
Причастие.
9.
«Добродетель» (упоминается 7 раз, начиная с предл. 1), «правосудие» (6), «родоначальников» (8, 20), «благословляя» (9), «победоносному» (19), «благоденствием» (22), «благоразумием» (22). Большинство - существительные.
10.
«Беспорочны» и «беспритворном» - приставочным; «бессмертием», «бесплодныя» и «бесславия» - приставочно-суффиксальным.
11.
(в предл. 25) Говоря о невозможности для юношей быть «обыкновенными людьми, пресмыкающимися...»: этим термином воспользуется Родион Раскольников в своей «наполеоновской» теории.



Задание 2.
1. Каникулы редко приходят,
2. Каникулы быстро проходят.

3. Но если каникулы длинны,
4. То, не доходя до середины,
5. Они - потрясенье основ! -
6. Меняют значения слов.

7. Отрадна сия перемена.
8. Да вот, например, перемена -
9. Не пара привычных мгновений,
10. А знак новизны впечатлений!

11. И дети не те, кого учат,
12. А дочка, сынок или внучек.

13. В окно не листаем тетради -
14. Его распахнем и подсядем
15. К нему, улыбаясь и глядя
16. Неспешно на птицу и дождь
17. И нежно - на внуков и дочь.

18. Листок не тетрадный - зеленый,
19. И столбик сосновый, точеный -
20. Не тот, без ошибок решенный.

21. Доска - это то, что строгают,
22. Журнал - это то, что читают.
23. И если поставлена точка,
24. То это совсем не отсрочка
25. Оценки, ответа, удара -

26. Конец да и все. Ну, а пара -
27. Уже не возмездье, не кара,
28. Что, если в журнал внесена,
29. Лишает покоя и сна, -
30. А попросту он и она.

31. Каникулы быстро проходят,
32. И все, возвращаясь, приходит
33. На круги своя! А тоска
34. По школе? Она - непременно.

35. Скажите подряд: перемена,
36. Журналы, листочки, доска.

Н.Ш. (опубликовано в журнале
«Русский язык», 2006, № 17)

ВОПРОСЫ к заданию 2
1. Назовите многозначные слова, которые обыгрываются в этом стихотворении.
2. Какие из этих слов имеют не только два значения, упомянутые в стихотворении,
но и другие. Дайте этим значениям словарное определение. А какие слова из найденных вами в первом задании имеют омонимы?
3. Найдите в тексте заимствованные слова.
Из каких языков они пришли в русский язык? Каково было их значение?
4. Найдите в стихотворении устойчивые словосочетания и выражения.
5. Найдите в стихотворении слова с ненормативным ударением. Объясните их употребление.
6. Найдите в стихотворении пары однокоренных слов. Выделите словообразующие морфемы. Как они меняют значение слова?
7. Найдите в тексте местоимения-синонимы. Чем они различаются?
8. В каких словах звук [о] записан буквой Е?
9. Какими звуками различаются рифмующиеся слова в I двустишии?
10. Объясните правописание Н-НН в рифмующихся словах 18-20 стихов.
11. Укажите строчки, в которых тире использовано для разделения подлежащего и сказуемого; для разделения противопоставленных друг другу частей сложного предложения; для разделения противопоставленных друг другу однородных членов предложения; для выделения вводного предложения; для обозначения пропущенных слов в неполном предложении.
Постановка каких тире не соответствует строгим правилам русской пунктуации, но допускается для интонационной выразительности.
12. Дайте синтаксическую характеристику второго предложения (стихи 3-6).
13. Как называется синтаксическая фигура, использованная в первом двустишии?

ОТВЕТЫ
Задание 2
1.
Перемена (перерыв между уроками и «знак новизны впечатлений»), дети (мальчики и девочки и «дочка, сынок или внучек»), окно (отверстие в стене здания и промежуток в расписании ), листок (орган растения и тонкий кусок бумаги), столбик (вертикально укрепленный кусок дерева и записанный один под другим ряд примеров), доска (плоский кусок дерева и пластина, на которой пишут), журнал (периодическое издание и тетрадь для периодических записей), точка (след от карандаша и «конец, да и все»), пара (двойка и «он и она»).
2.
Также существуют: фрачная и вороная пара, точка кипения, пересечения и зрения, перемена блюд и белья, окно в болоте и в Европу, больничный листок и похвальный лист, - многозначные слова. А еще точка коньков и ножей и клубы пара, пара в университете - омонимы.
3.
Каникулы (от латинского названия звезды Сириус в созвездии Большого Пса. Когда в июле-августе солнце проходило через это созвездие, устраивали перерыв в занятиях), журнал (от французского journal -
дневник, поденная запись, связанное с jour - день), тетрадь (от греческого τετρας - четвертая часть листа, первые тетради имели всего 4 листа, так как были сделаны из сложенного вчетверо листа бумаги), доска (от латинского discus и греческого δίσκος - плоский диск), пара (от латинского par - равный, пара), школа (от греческого σχολή - свободное, незанятое время, досуг ).
4.
Потрясенье основ; на круги своя.
5.
Крýги -такое ударение в этом слове встречается только в этом фразеологизме. В слове «длинны» ударение на «и»- нормативное. Ударение на «ы» ставится в словосочетаниях типа: рукава длинны (т. е. чересчур).
6.
Ме[н’аjу]т - перемена - непременно;
дочка - дочь;
внучек - внуков;
лист[аj]ем - листок - листочки;
7. Сия (устар., возвыш.) - это.
8.
Зеленый, точеный, решенный, все (ст. 26 и 32). Последнее слово
в данной орфографии может читаться двояко.
9.
Двумя: р/р’ и и/редуцированный безударный.

10.
«Зеленый» - прилагательное, не образованное от других частей речи; «точеный» - прилагательное, образованное от бесприставочного глагола несовершенного вида «точить», без зависимых слов; «решенный» - полное страдательное причастие, образованное от бесприставочного глагола совершенного вида «решить».
11.
Для разделения подлежащего и сказуемого - ст. 8, 21, 22, 26;
для разделения противопоставленных друг другу частей сложного предложения - ст. 29;
для разделения противопоставленных друг другу однородных членов предложения - ст. 13, 18, 19, 25;
для выделения вводного предложения - ст. 5;
для обозначения пропущенных слов в неполном предложении -
ст. 17, 34.
В ст. 8 и 26 тире перед отрицанием (частицей «не») правилами ставить запрещается (ср. ст. 11), однако, вероятно, поскольку сказуемое с отрицанием перенесено на следующую строчку, автор нарушает эту пунктуационную норму ради смысловой и интонационной цельности. Нет также нормативной необходимости
в тире в ст. 29.
12.
Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. Вторая часть (главная) осложнена обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и вводным предложением (вставной конструкцией). О том, что - «потрясенье основ!» - является не обособленным приложением, а вводной конструкцией, говорит восклицательный знак в конце выделенного тире выражения, что для пунктуационного оформления приложений не свойственно.
13. Синтаксический параллелизм.

2 выпуск, к доске, мастерская

Previous post Next post
Up