Вишнёвый сад мечты

Feb 11, 2024 09:39


В шестидесятом году у нашей семьи появилась «дача»: на волне хрущёвской щедрости многие советские граждане получили по шесть соток за городом для «садоводства и огородничества». Наше садоводство «Металлург-2» было на окраине города, в посёлке Мирном, близко к берегу Иртыша. Папа был председателем товарищества и ездил в Чемал за саженцами на всех товарищей.
Что интересно: он покупал саженцы вишни древовидной, и всем досталось по одному такому деревцу, а нам попалась другая - порослевая, и начала расползаться и душить другие культуры. Но все соседи завидовали нам, и уговаривали нас не вырубать, а дать корневищам доползти до них. И у нас получился вишнёвый сад в две трети участка.
Через два года у нас уже была такая вишня.



урожай нашего вишнёвого сада





папины родственники у нас на даче

В 63 году отец с моим братом построили небольшой домик, без фундамента, из горбыля, и обили его фильтротканью. Домик обошёлся очень дёшево, правда, потом долгие годы мы его достраивали, и  только в конце семидесятых провели электричество.
Хорошо, что в первый же год покрыли шифером.
Сад у нас был отличный: с яблонями-полукультурками - 14 штук, и ползучей вишней, земляничной плантацией, сливами, а кроме них, всегда выкраивали сотку-другую под огород.

Очень любили мы свою вишню: тёмная, крупная, с небольшой косточкой и удивительно сладкой и вкусной мякотью. Урожая было всегда много, собирать его сплошное удовольствие - кусты невысокие, усыпанные кистями. Начинала созревать вишня 17 июля, и до 17 августа надо было всё собрать и реализовать. Мама не упускала возможности продавать излишки соседям по подъезду, у которых не было дач.



наша ползучая вишня



домик из фильтроткани



мама готовит суп из зелени, за ней Миша с печкой



урожай сливы



уплотнённые посевы



Алексей Павлович Борзых справа, и его двоюродный брат Евгений Павлович Токарев, с урожаем яблочек едут с дачи



я в драной шубе зимой на даче



Мишкина тёща Нина Фёдоровна Силова приехала в гости, я её сводила на дачу

В семидесятых:



яблони цветут, а я уезжаю на сессию, 1975



мама поливает сад-огород

Восьмидесятые

Когда закончился период моего увлечения пионерским лагерем (78-85 годы), я занялась, наконец, дачей вплотную. Перестала ездить в пионерлагерь вот почему. В 85-м началась горбачёвская «перестройка», и в первую очередь приняли закон о «нетрудовых доходах» и стали угнетать тех, кто работал за двоих. Я была руководителем фотоклуба в ДКМ, и получала свою ставку руководителя коллектива, а летом дополнительно работала в лагере, в другие дни: ведь у меня была почасовая оплата, и там получала полставки от профкома. Вдруг меня обвинили в том, что я получаю эти деньги незаконно. Сначала мне перестали платить в лагере летом, а потом и с сентября, уже в ДКМ, вычли летнюю зарплату. Получилось, что всё лето я бесплатно проработала и там, и там. Конечно, дальше практиковать такое ведение фотокружка было бессмысленно.

Итак, летом 1986 года я увлеклась дачей, конкретно - огородом. Занялась им впервые, без никого из родственников - все разъехались в то лето. И мне очень понравилось выращивать овощи. Первую рассаду томатов покупала у мирненских бабок по дороге на дачу, сажала, не имея опыта, и всё прекрасно выросло и созрело. С боем, выстояв длинную очередь, купила заветные десять метров плёнки - укрывать огурцы. Перевезла на дачу старую мебель, чтобы там ночевать более комфортно, и маленький холодильник, чтобы хранить свои продукты. У меня был электроконвектор для обогрева по ночам, а потом я сушила на нём свою первую пастилу из яблочек.



я вырастила свой собственный урожай!

Жить на даче было здорово, но огорчало приближение осени. Нам отключали водопровод и электричество на зиму, да и домик был совершенно летним. Надо было строить что-то капитальное, и мои друзья-архитекторы сделали проект в соответствии с тогдашними нормативами: не более 25 квадратных метров плюс веранда 10 метров.



макет дачного домика

По проекту требовалось 19 тысяч кирпичей. Но купить кирпич опять помешала «перестройка»: во всех магазинах были вывешены приказы, ограничивающие продажу кирпича для дач - всё шло на строительство жилых домов. Бесполезно было доказывать, что домик на даче - это тоже жильё. В очередь, в очередь… записали меня на 88 год, а на дворе была весна 87-го.

Вычитав в газете объявление домостроительного комбината о том, что у них можно купить для дачных домиков бракованные ж-б плиты, поехали туда с мамой. Да, действительно, на демонстрационной площадке у них стояло сооружение из шести плит: коробка для дома площадью 18 кв. метров, 6 на 3. Ужаснувшись архитектурному решению, всё же пошли в бухгалтерию, но там нас обрадовали тем, что данное сооружение уже продано, а когда наберётся ещё шесть бракованных плит, неизвестно. На всякий случай оставили свой домашний телефон в бухгалтерии.



полуфабрикат дачного дома из бракованных плит, 1987

Дома мы долго хохотали, когда до нас дошло: нам никогда не удастся построить свою дачу! Надо строить жильё, пока разрешают. Об этой попытке я рассказала в главе « Куленовка».

Единственное, что мне удалось сделать, это металлический заборчик вдоль проезжей части. В то лето у нас с мамой в Усть-Каменогорске собрались все младшие сёстры с семьями, и мы с Васей Эллиниди съездили в магазин на стройплощадке и там купили замечательный набор для установки забора длиной в двадцать метров. Я оплатила, а Вася нанял машину и привёз на дачу. Тут же сразу и смонтировали. Участок приобрёл вид ухоженного.



новый забор для старой дачи



четыре сестры: Саша, Лена, Татьяна, Наталья Борзых, 1987

Летом 1989 мы с мамой решились на неординарный шаг. До этого она никогда не оставалась ночевать на даче. Но обстоятельства сложились так: мы переехали жить в Октябрьский район, а это дальше от дачи, пешком уже не дойдёшь, тем более с грузом. А Ульбинский мост был закрыт на ремонт, и автобусы ходили только до моста, с пересадкой на другие после моста. И мама сказала: перевези меня на дачу, я там буду жить. Быстро собрали вещи, рассаду, выращенную мамой в квартире, я пошла ловить такси. Нашёлся частный извозчик, и мы за три рубля переехали по Окружной дороге, в садоводство до самой нашей калитки. Мама была довольна, она никогда с таким комфортом на дачу не ездила.

Теперь у неё там было не только электричество, но и холодильник, электрочайник, электроплитка и электроконвектор. Я ей привозила продукты, мы много общались и трудились совместно. Потом пошёл урожай вишни, я стала её увозить на продажу в город. Мама удивилась, что нашу вишню всю раскупают, да и было за что: у неё отличный товарный вид, да и продавала я на вес, заранее расфасовав по килограмму. Сравните: или банкой литровой покупать с мусором, или отборную в прозрачном пакете, который по объёму в полтора раза больше?



свирские яблочки 2021 года, а наши были похожи на них

Первого августа я собрала и яблочек с любимой нашей яблони, щедро плодоносящего Анисика Омского. Крупные, румяные, с пряным вкусом. Мама скептически заметила: да кто их купит, этого добра везде навалом. Однако у меня раскупили и яблочки по рублю за килограмм, просто с руками оторвали! Воодушевившись успехом, мы целый месяц продавали и яблоки, и вишню. Я после работы приходила на дачу, мама к этому часу собирала урожай, мы развешивали и фасовали, после чего я увозила товар к большому гастроному. Общая выручка за месяц сравнялась с моей зарплатой.

А в сентябре была выставка в ЦДК «Дары щедрой осени», на которую я принесла варенье из медовых яблочек и пастилу двух видов - яблочную и вишнёвую. Опять всё раскупили! Из полукультурок варится вот такое варенье:



варенье из полукультурок, Свирск, 2021

**

Но жить на даче по-спартански всё-таки было не очень комфортно. Перспектив не было никаких. Ни кирпича, ни бетонных плит для дачи, ни проекта жилого дома. И тут Николай Иванович Рыжков подписывает очередное постановление: нам, горожанам, разрешают покупать дома в деревне! Для тех, кто не в курсе, разъясняю: раньше гражданин, покупающий дом в деревне, был обязан сдать государству городскую квартиру, в которой проживал. Это было огромным препятствием для желающих жить в деревне. Поэтому многие «покупали» деревенские дома без оформления документов, а в случае смерти хозяина наследники не могли вступить в наследство, так и пропадали дома бесхозными.

Вот так, помучившись со старой дачей, с невозможностью построить домик, или обменять городскую квартиру на частный дом в том же городе, в конце концов, я и приняла решение покупать дом в деревне, оставляя за собой право иметь и городскую квартиру. В 1990 году уволилась из ДКМ, передав руководство фотоклубом Сергею Смирнову: пора уступить дорогу молодым.

И поехала на поиски дома. Рассказ об этом впереди.

дача у-к, хроники, семья, #такаязима, Усть-Каменогорск, история, сад, СССР

Previous post Next post
Up