Усть-Каменогорск, левый берег Иртыша, гора Аблакетка, 2013. Красивое место с чистым воздухом, вдали от промзоны крупного металлургического города. Напротив горы через Иртыш - посёлок Аблакетка. Под горой Аблакеткой - посёлок Подгорное. Через Подгорное у подножия Аблакетки проходит железная дорога Усть-Каменогорск-Зыряновск.
слева - излучина Иртыша, справа - Гора Аблакетка
Высота горы - 580 метров над уровнем моря, над уровнем Иртыша - 290 метров. . В Иртыш впадает река Аблакетка, огибая гору. Здесь построили Усть-Каменогорскую ГЭС, причал для пассажирских судов, отправлявшихся вверх по Иртышу.
В 1986 году сошлись две светлых головы: Ахат Салемхатович Куленов, директор УКСЦК, и Юрий Михайлович Трашков, начальник отдела архитектуры УКСЦК. Первому пришла идея решать жилищную проблему через индивидуальное строительство силами самих жильцов. Второй поддержал идею и впрягся в проектирование микрорайона. Собственно, он и руководил всей застройкой. Программа была рассчитана на пять лет и называлась "Жильё-91", никто же не думал тогда о суверенитетах. Это была первая инициатива в СССР по созданию коттеджных посёлков. Со всей страны съезжались за опытом, и посмотреть на такое чудо, статьи писали в газетах, снимали для ТВ. Я тоже писала и снимала. Рядом с "Металлургом" начали строить посёлок Ульбинского металлургического завода.
Механизм предлагался такой: желающие строить дома подают заявления об отводе участков в 6 соток и обязуются сдать свои квартиры при переезде в построенный дом. Напомню: в те годы квартиры не были собственностью граждан. Как получали бесплатно, так и сдавали бесплатно же.
архитектор проекта Ю.М.Трашков и генплан коттеджного посёлка
Гражданам выдавались беспроцентные кредиты для строительства на срок до 20 лет, на сумму 20 тысяч рублей - средняя стоимость частного дома. Помогали механизмами, организовывали цеховые субботники в помощь застройщикам. Работа закипела, пропаганда действовала вовсю, проект получил всесоюзную известность, к нам приезжали за опытом.
Был с визитом и тогдашний премьер-министр СССР Николай Иванович Рыжков, в сопровождении премьер-министра Казахстана Н.Назарбаева. На фото в первом ряду виден слева и тогдашний директор УКСЦК А.Куленов, второй слева - первый секретарь обкома партии А.В.Милкин, далее Н.И.Рыжков, и последний справа - Н.Назарбаев, бывший в то время премьер-министром Казахстана. Декабрь 1987.
А.С.Куленов, А.В.Милкин, Н.И.Рыжков и Н.А.Назарбаев
Отдельно приезжал и партийный руководитель Казахстана Г.Колбин, даже осмотрел стройку сверху, поднявшись на соседнюю горку. Потом её прозвали в народе горой Колбина.
Благодаря директору СЦК, собственно, народ сразу прозвал великую стройку Куленовкой, хотя официальное название было дано ему «посёлок Металлург». В народе же и сам проект переиначили в «Жульё-91», так как по выходным все коллективы цехов сгоняли на бесплатные работы: помогать своим сослуживцам на стройках.
Понаблюдав за этим ажиотажем, я тоже решила взять участок. В 1988 отводили уже по 10 соток. Заявление написала, участок получила, интересный в плане, на рельефе, в конце улицы, упирающейся в сопку.
Но всё упёрлось в проект. Меня не устраивали имеющиеся, я хотела дом с двумя входами, чтобы с улицы был вход для посетителей в помещение моей фотостудии (индивидуальное предпринимательство уже было узаконено). Я даже сотворила макет такого дома, и нарисовала внутреннюю планировку. А рабочие чертежи мог сделать только профессионал.
макет дома моей мечты
На фото 1988 года архитектор проекта Юрий Трашков на горе Колбина:
Куленовка в процессе строительства
Мой друг архитектор Юрий Трашков был не только идеологом и разработчиком проекта «Жильё-91», но и главным руководителем на строительных площадках. Занят он был, конечно, чрезвычайно. И хотя пообещал мне сделать индивидуальный проект, но на протяжении года так и не приступил, и даже не поручил кому-нибудь. А без проекта нет расчёта стройматериалов, и нет возможности взять кредит…
Подошёл 89-й год. Нет проекта жилого дома, остыло желание жить на скалах. И тут Николай Иванович Рыжков подписывает очередное постановление: нам, горожанам, разрешают покупать дома в деревне! И я уехала в деревню. Через несколько лет усть-каменогорская квартира была приватизирована, и продана в 1995.
**
Спустя восемнадцать лет я побывала на левом берегу в посёлке им. Куленова - так теперь называется первый коттеджный посёлок в истории СССР.
2013 год. Здесь всегда чистый воздух и свежий ветер. Пейзажи один другого краше. Куленовка почти граничит с Подгорным, и коттеджи вписываются в горный ландшафт.
Куленовка в снегах
буран, на заднем плане - гора Аблакетка
под горой Аблакеткой слева виден Иртыш
Здесь нет чужих, а свои передвигаются теперь на джипах. Посёлок разросся, и на новых улицах заметны не только типовые дома по тем первым проектам, но и настоящие дворцы. Не хватает магазинов, кафе и прочих заведений. Не видела там ни одного частного дома с встроенным магазином. На той сопке, куда мог бы выходить мой дом с фотостудией, стоят какие-то зẚмки. Идти туда надо было по улице Джека Лондона, но я не пошла, хватило мне общего обзора.
слева - сопка, на склоне которой давали мне участок 10 соток
есть такая улица в Казахстане!
и что-то вроде Аляски есть
Кварталы, где у застройщиков было по шесть соток, очень тесные. Мне было бы трудно жить окно в окно с соседом. Земли, то есть почвы, на этих каменистых сопках нет - для цветников люди привозили землю из других мест и устраивали насыпные клумбы. Огороды разводить негде. Да и не деревня это!
пятиэтажки тоже есть
одна из улиц
дворцы стоят на горке вместо храма
кафе при мне было закрыто
опять буран
Подробно о горе Аблакетке
ещё раз Аблакетка со своими скалами
обозначения скал и высот
общий план горы со скалами и посёлком Металлург
ещё три скалы: Искушения, Змеиная и Слёзная
**
Может, и к лучшему, что так повернулось в жизни, и я не стала жительницей коттеджного посёлка на голых скалах. А вот получить кредит в 20 тысяч рублей и погасить его всего через год оказалось очень просто в годы инфляции в 90-91 годах. Первые застройщики в момент стали миллионерами.
«Уедем отсюда прочь, оставим здесь свою тень»... Но я ещё вернусь сюда как-нибудь летом.
оставила свой отпечаток на остановке