Большенарым всё тот же! Ход времени заметен, но основное осталось на месте.
Восьмое сентября 2023, пятница. В тринадцать часов я приехала в милый моему сердцу Большой Нарым, намереваясь провести в нём не меньше недели. Не спеша пройду по селу и окрестностям, посмотрю то, чего не успела увидеть прежде, в вечной суете газетного конвейера. Даже на соседних улицах не бывала, ни на одну гору не поднималась, хотя мечтала о покорении хотя бы ближней горки, которую в народе называли «Слава КПСС» - эти буквы были выложены на склоне и видны при въезде со стороны Катона.
Сменились лишь символы: нет славы КПСС, есть Байтерек.
центральный сквер Байтерек с видом на Нарымский хребет
В гостинице мне дали хорошую комнату на втором этаже, и я сразу включила чайник, ибо с шести часов не пила и всю дорогу мечтала о горячем чае.
включила чайник
очень понравился ковёр на полу
достала свою походную торбочку
Тепло, пошла на прогулку без куртки. Похоже, что с утра был дождик. Да, я же теперь в горах, тут другой микроклимат, не как в городе. Климат, можно сказать, горно-морской, благодаря близости большого водохранилища.
в шаге от гостиницы: торговая улица Мира, справа стоянка такси, дальше неё - трибуна для митингов
улица Мира на фоне Нарымского хребта
Первый объект по пути - бывший быткомбинат, в котором я часто бывала в прошлые времена, затем - столовая, раньше она называлась «чайная».
чайная "Рахат"
Как стояла, так и стоит, только в сайдинг зашили, а внутри стало современно, даже какой-то шик появился, ну зачем днём включать столько лампочек?
обеденный зал
Хозяева встречают радостными приветствиями, едва завидев входящих. Купила на обед котлету и картофельное пюре. Недорого, в пересчёте на рубли - две сотни.
Нарымский хребет как раз лучше снимать в облачную погоду, иначе солнце светит прямо в объектив. Вспомнила классика: «Когда едешь на Кавказ, солнце светит прямо в глаз».
Прошла по улице Мира, ведущей от Дома культуры к центральному скверу. Приятно видеть, как похорошело село в последние годы. Кстати, я регулярно смотрю на ютубе видео из Большенарыма, и примерно представляю себе здешнюю обстановку. Но у каждого фотографа свой взгляд на окружающее, так что в любом случае мои фоторепортажи в интернете не лишние.
когда нет дождя, продавцы выносят товар на тротуар
Первым делом посмотрю дом на улице Ленина, 112, в котором я жила в 69-70 годах. По пути на углу Мира и Ленина стоит бывший райком партии, какой - не спрашивайте, у нас в СССР была одна партия, нам её хватало. Здание изменилось внешне, да и вокруг всё по-другому. Нет изгороди и зарослей, зато большой цветник и площадь перед администрацией. Не знаю, как правильно она называется, но всё равно ведь администрация.
райком - он и есть райком
По той же стороне дальше четыре двухэтажных дома, три из них жилые, в четвёртом была гостиница. Сейчас гостиница переоборудована под офисы, и три жилых остались. Обветшали, обросли сорными кустарниками, фасады сыплются. Жильцы ремонтируют, кто во что горазд. Перед фасадом небольшие огородики, я заметила грядку с огурцами.
мой дом сильно оброс сорными кустарниками
окно моей кухни и мой балкон
Мой дом средний, мой балкон - второй от левого торца, я сфотографировала, и меня тут же окликнул мужчина с соседнего балкона. Знаете, в Казахстане мужчины никогда не грубят женщинам, давно знаю это. Он просто поздоровался сначала, а потом завязалась беседа.
фасад дома 112 по улице Ленина
Я рассказала, что жила в этом доме пятьдесят лет назад, и вот этот - второй слева по фасаду балкон - мой. А в его квартире, кстати, жил мой идеологический руководитель Евгений Александрович Ретивых с семьёй. Он возглавлял отдел пропаганды в райкоме.
сквер между домами и проезжей частью
Отсюда я развернулась и направилась в новый сквер с Байтереком. Красиво, но пусто. Фонтан отключён из-за дефицита воды. Ах да, как раз при мне начали прокладывать трубы в траншеи вдоль Ленина, к зиме обещали завести водопровод во все жилые дома.
магазин напротив меня был когда-то гастрономом
мурал на углу Мира - Ленина
бассейн не работает
Ещё раз сделала панораму улицы Мира на фоне каменных гор. Два магазина справа хорошо сохранились с семидесятых.
торговая улица Мира на фоне гор
Пятьдесят лет назад фотографировала работы по благоустройству на этом же месте.
улица Мира, слева здание быткомбината, впереди Дом культуры
В Доме культуры часто бывала, и на мероприятиях, и по вечерам в кино ходила на все новые фильмы. У меня там было своё место - второе во втором ряду. Но зал никогда не был битком набит, и никто на моё место не зарился.
**
Приближаюсь к месту своей работы. Тоже рядом! Улица Ленина, 96. Видела его в ютубе, кто-то снял с коптера, пролетающего вдоль улицы. Здание обросло деревьями, и сверху не видно было, есть ли тропа к входу.
голубая стрелка указывает на здание редакции
Вот теперь я приземлилась тут и сама иду глянуть, что же за учреждения здесь. Ага, слева что-то вроде нашего МФЦ - вход на первый этаж, где была типография.
здание цело
Иду к правому входу и получаю радостный шок: висит табличка, что тут редакция газеты!
за мной - вход в редакцию
уютный вход в дом, где протекала моя трудовая жизнь
Фотографирую её, заглядываю направо - сохранилась ли проходная будка.
газета жива!
проходная будка обветшала, в ней косильщики хранят свой инструмент
И вот меня окружают молодые казахи и очень вежливо спрашивают, откуда я? Кто-то из сотрудников увидел в окно и доложил начальству, что тут ходит некая бабушка с фотоаппаратом и фотографирует таблички на дверях. Знаете, в Казахстане очень уважают старших, и всегда вежливо обращаются к ним.
Пришлось сначала извиниться за охрипший голос, а потом рассказала основное: что я Наталья Борзых, работала в редакции в шестидесятых-семидесятых, приехала погостить, так как Большой Нарым мне не чужой. Вкратце обменялись приветствиями, представились, просили заходить, боясь, что я скоро уеду. Но вот этого можно было не бояться: я уже уплатила за неделю проживания вперёд. Обещала редактору Тимуру, что немного подлечу горло и в понедельник обязательно зайду к ним поразговаривать.
На том расстались. Я ещё дошла до бугра, на котором раньше стояла автостанция - теперь пустырь. Хотели построить новую на объездной дороге, да что-то помешало. Нет автостанции, нет пассажирского транспорта. Одни такси, и то по телефону, брр. Без знакомства можно пропасть.
Часам к шестнадцати устала от прогулок - ведь только вчера бродила по Заульбинке и Ульбе, и развернулась на перекрёстке с улицей Огнёва.
здесь пересекаются продольная и поперечная магистрали
Когда возвращалась назад, навстречу с этого бугра катились два подростка на велосипедах.
на магистральной улице пустынно
Оба поздоровались с улыбками, а один даже съехал с тротуара, уступая мне дорогу. Вы знаете, в Свирске нипочём не свернут, и не уступят, и не поздороваются. Как-то отвыкла я от вежливого обращения, а здесь надо заново привыкать.
**
По дороге к гостинице купила на уличном прилавке домашние тапки. Когда пришла к себе, администраторы вежливо попросили меня перейти в соседний номер, оказалось, мой был забронирован раньше для других. Сказала им: бронь - это святое, и перетащилась уже в тапках в другой, оказавшийся даже уютнее, с хорошими видами из окон, а цена та же. Не хватало только стула, и дежурная его взяла из пустовавшей комнаты.
здесь даже два дивана
ковёр под цвет новых тапок
два окна с видами на горы
тут вид на юго-восток
Вечером тучи развеялись, и косые лучи солнца картинно осветили горы за селом, я скорее кинулась фотографировать через окно.
вид на северо-восток
Когда записывала сегодняшние события, ко мне опять постучались. В комнату вошла немолодая женщина очень знакомой внешности. Кому же я сейчас нужна, если моих друзей и коллег уже нет на этом свете? Но её взгляд не оставлял сомнений: я знала её раньше. Была уверена и в том, что она знает обо мне больше, чем я о ней.