В какой стране - угадывай, в каком году - рассчитывай… Но я вам сразу скажу: события эти начались ровно 55 лет назад.
Была я тогда девицей двадцати одного года, чётко определившейся с выбором профессии: хочу стать фотожурналистом. К этому времени меня уже признали пишущим и снимающим корреспондентом в областной газете «Рудный Алтай», о чём и было записано в личном удостоверении внештатника. Выполняла задания отдела новостей, ходила на предприятия, ездила в командировки. И уже знала я, что можно существовать на гонорары и командировочные, но хотелось большего: стабильности, зарплаты, творчества.
хочу стать фотожурналистом
Обратилась к коллегам в «Рудном Алтае»: узнайте, где в районках требуется фотокорреспондент. Откликнулись сразу в Большом Нарыме: пусть приезжает, есть вакансия, с жильём поможем.
В Нарыме всё путём!
в кабинете редактора - печка, диван и новый фотокорреспондент
Я обрадовалась: именно в этом районе побывала недавно в командировке и уже знакома была с редактором Прохором Александровичем, да и район нравился природой и климатом.
Недолго думая, уволилась из школы, где проработала год в кабинете физики, купила билет на самолёт и улетела в Большой Нарым с одним чемоданчиком и последней пятёркой в кармане.
С десятого октября 1968 года я уже числилась в штате редакции фотокорреспондентом.
И Прохор Александрович сразу меня послал по всем ближайшим колхозам фотографировать комсомольцев к 50-летию ВЛКСМ. К юбилею комсомола газета была украшена портретами лучших молодых людей района.
в командировке
первая зима в Большенарыме
Со временем редактор научил меня искать объекты для съёмок с помощью парторгов совхозов: приезжаешь - сразу иди в партком, они тебе всех найдут и свозят куда надо. Гостиницы есть в конторах, ночевать можно. И записывай всё, что услышишь, снимай всё и всех, чтобы фотографий хватило на шесть номеров вперёд.
Снимала я двумя Зенитами, своим и редакционным. Кадрики экономила, хотя плёнку давали безотказно. Но всё-таки жалко было тратить её на ерунду. Пейзажи и окружающий мир иногда фотографировала. Коллектив редакции «Знамя труда» был молодым, наш «пан редактор» привечал молодёжь, и здесь творческие личности могли раскрыть свои таланты под чутким руководством настоящего журналиста, фронтовика, закалённого бойца идеологического фронта, Прохора нашего Александровича. Он любил повторять: «Мы - на переднем крае!»
литсотрудник Саша Закуцкий и редактор Прохор Самойлов
Полностью согласна! Мы - первые, кто добывает информацию с полей и ферм. Здесь нет журналистов из областных, республиканских и центральных газет, а если и приезжают, то очень редко. Только районщики могут собирать новости по крохам, создавая общую картину жизни обычных людей, тружеников села.
**
в районе было развито овцеводство
Мне очень нравилось ездить в разные сёла. В то время район был большим, вместе с Катоном. В Катоне и климат другой, и природа отличается. Там собраны другие промыслы, как пчеловодство и мараловодство. Была даже ферма пушных зверей, там держали черно-бурых лисиц.
А уж фотографу какое раздолье! Даже в эпоху плёночной фотографии можно было снимать шедевры, куда ни повернёшь объектив. Так было в селе Белом, в Коробихе, Фадихе, Урыле, на джайляу Нарымского хребта, в дальней Верх-Катуни.
Везде заводились знакомства, появлялись друзья, к которым уже по несколько раз приезжала. Люди просили «карточки сурет», я фотографировала семьи с детьми. Снимала так, чтобы сюжет мог пригодиться и для газеты. А в следующий раз, приезжая, отдавала им «карточки» бесплатно, такие времена были, когда дружба и отзывчивость ценились выше денег.
где-то на машинном дворе
в горной части района
В далёких сёлах, если не было машины ехать ещё дальше, мне давали лошадь и показывали направление.
Меня тоже снимали многие знакомые и попутчики, моим же фотоаппаратом. Потому и сохранились доселе кадры моей счастливой жизни в сказочно красивых местах Большого Нарыма, который не просто село, а весь район.
На фото сотрудники редакции на крыльце моей фотолаборатории: бухгалтер Зоя Алексеевна Поспелова, корректор-радиоорганизатор Надежда Швиденко, литсотрудник-писатель Александр Закуцкий.
мои коллеги на моём крыльце
рабочий момент в редакции: Надежда и я
на реке Бухтарме в начале лета
Пробовала себя и в должности литсотрудника, и даже ответственного секретаря: мне нравилось составлять макеты страниц, подбирать шрифт для заголовков. Но вернулась на должность фотокорреспондента, так как хотелось ездить и снимать, мне нужны были публикации для творческого конкурса в вуз. Тогда, впрочем, все сотрудники были «многозадачными», выражаясь современным языком. Я могла и радиопередачи озвучивать, помогая Наде.
через микрофон записываем музыку с пластинки, во как!
хорошо в Большенарыме!
встретилась попутная машина из телестудии
Нарымский залив
А что же дальше? Я проработала в штате два года, поступила на журфак Московского Университета, где меня уважал профессор ВГИКа Евсей Абрамович Иофис, как фотографа-практика. Как и Станислав Илларионович Галкин, преподаватель техники газетного дела. За плечами была школа Прохора Александровича Самойлова, с самого переднего края.
С Большим Нарымом я не расставалась, после сессий приезжала на практику в коллектив, ставший родным. Сначала в «Знамя труда», потом в «Луч» - так случилось, что район разделили.
1971 год, июль. Приехала на практику, вооружённая Зенитом с телеобъективом и кинокамерой Кварц. Жила на квартире у нашего ответсекретаря Евгения Пушкарёва, который уехал в отпуск.
мой арсенал
поднялась на гору Каратас
1972 год - практика в Катон-Карагае в газете «Луч». Лежу в огороде с учебником, тут я снимала койку у линотипистки Нины Рагозиной.
с учебником на грядке
Второкурсникам предлагали ехать в соцстраны на практику, в демократические газеты. Но мне ничего не нужно было, какие-то болгарии, гэдээры… Только в Бухтарминский край, на волю.
**
В семьдесят третьем я решила перейти на заочное, и приехала работать в свою редакцию. У меня уже был и опыт работы, и три курса журфака за плечами. Редакция переехала в новое помещение на Ленина, 96.
моя фотолаборатория в новом здании
Надежда Швиденко и Наталья Борзых вычитывают оттиск перед подписанием в печать
сабантуй в селе Солдатове
**
Со мной и моя средняя сестра увлеклась журналистикой, устроилась сюда же литсотрудником, и даже начала помогать печатнику в типографии - обучилась в городе новой профессии. Нас поселили в частично благоустроенное помещение рядом с редакцией: это была проходная будка, по проекту полагающаяся такому предприятию. Но охранников в штате не было, и в проходной селились молодые сотрудники по очереди. Для начала сойдёт!
жизнь в проходной будке
В апреле 1974 мы посадили во дворе типографии саженцы яблонь и мелколистных вязов. Все сотрудники участвовали в этой акции, когда у них случался перерыв в писаниях и читках.
сажаю яблони во дворе редакции
будь умницей, расти большая!
Тем же летом моя сестра поступила в институт и уехала в далёкие края. Я была вынуждена вернуться к маме в город: она одна осталась с двумя младшими дочками-школьницами, а отца уже не было. Мама вздохнула с облегчением: ей нужна была поддержка и моральная, и физическая.
С грустью расставалась я с Большим Нарымом, полагая, что ненадолго, буду приезжать, как только смогу. Жизнь показала, что отъезд - моя большая ошибка, но историю не повернёшь, чтобы пройти другим путём.
Click to view
You can watch this video on www.livejournal.com