Следующим номером моей программы числился выезд в Большой Нарым. До того, как отправиться в путешествие, я выписала в тетрадку возможные варианты маршрутов и полезные телефоны. Блогеры из ютуба, нелёгкая их возьми, заверяли, что во все города и сёла Восточного Казахстана ходят автобусы и маршрутки, нет никаких проблем уехать. И зря им поверила!
Пассажирские перевозки
Здесь, на месте, накануне запланированной поездки зашла на автовокзал, и в кассе мне заявили, что рейсов в ту сторону у них нет, давно, со времён пандемии и всемирной изоляции. Странно, подумала я, а на Дальний Восток я съездила год назад без проблем, и никаких затруднений с автобусами не было. Но эту тему кассиры явно не хотели обсуждать, приходя в ярость от упоминания Большого Нарыма и даже Зыряновска.
рассвет над горами, вид из гостиницы 8 сентября 2023, в шесть утра
Вернувшись в гостиницу, стала звонить по телефонам, списанным в интернете всего лишь дней десять назад. И нигде не было пассажирских перевозок - телефоны не те. Да, плохо в Казахстане с информацией: трест, который лопнул, оставляет свои прежние контакты на всеобщем обозрении, и самим от этого ни холодно, ни жарко. Подумала и пришла к выводу, что утром надо пораньше ехать на У-Ка вокзал и ловить там частных извозчиков, если не будет автобуса.
Восьмое сентября 2023, пятница. С вечера у меня заболело горло, хотя не пила холодной воды. Она вообще стоит не вскрытая, уже согрелась за ночь, возьму в дорогу. Выпила только горячего кофе в шесть часов, собралась в путь и вышла из гостиницы в семь. Рассвет был опять красивый, а главное - он как раз над теми горами, которые я должна проехать по пути сегодня. Географически эта территория относится к Юго-Западному Алтаю.
Трамваем доехала до вокзала, и на здешнем «автобекете» тоже ответили отказом: нет автобусов ни до Большенарыма, ни до Зыряновска. Такого облома я не ожидала, и стала искать частников, спрашивая у всех прохожих.
такой минивэн вмещает семь пассажиров, а кто-то называет его автобусом
Наконец, мне указали неприметный подъезд в доме у трамвайного кольца на улице Мызы. Было открыто, я вошла, там на двери табличка «Автостанция».
Во как! С улицы и не видно, я б не догадалась заглядывать во все двери. Там сидел водитель минивэна и диспетчер. Собирали пассажиров до Зыряновска, а в Большой Нарым никого не было. Пришлось записаться в Зыряновск, за три тысячи тенге. На всякий случай попросила телефон сей автостанции, но боюсь, что к следующей моей поездке и она канет в Лету.
Дорога в Зыряновск
Ехали мы два с половиной часа, с девяти до одиннадцати тридцати, с одной кратковременной остановкой на полпути - в Александровке. Перед этим были места в основном знакомые: я тут ездила иногда автобусом в Большой Нарым. Но тогда работала Октябрьская паромная переправа, сейчас её нет, и прямая дорога не используется. В Нарым все ездят кружным путём через Зыряновск. Была бы маршрутка - часть пути всё-таки срезали, не доезжая Зыряновска.
Дорога проходит через редкие населённые пункты, раньше они были казачьими заставами для защиты российских земель от джунгар, потом китайцев: Феклистовка, Северное, Александровка. Вокруг горы и плодородные долины с горными реками. Это часть знаменитого Восточного кольца, которое строили сами жители Восточного Казахстана.Сейчас дорога на всём протяжении асфальтирована.
Путь был живописным, местами с серпантинами. Я их помню хорошо, часто ездила автобусом У-Ка - Большой Нарым и обратно.
**
В сентябре 1975 ехала с группой геологов - участников всесоюзного совещания, и мы делали остановку на самом интересном месте Осиновского перевала, где когда-то стоял монумент Сталину. Эта вершина в пятидесятых называлась Пик Сталина. Памятник демонтировали в шестидесятых, борясь с культом личности. Ходили слухи, что статую просто спихнули в ущелье, но мы с геологами поискали и не нашли. Может, и вывезли, если она металлическая. А может, извлекли из хранилищ и теперь она в левобережном парке?
серпантин на Осиновском перевале
наша группа ехала в двух автобусах
пьедестал от монумента на перевале
Наталья Борзых на пике Сталина
**
Сентябрь 2023. После серпантинов дорога спускается в долину реки Пихтовки, и мы некоторое время едем в полумраке от нависающих гор. Здесь есть одна примечательность, но мы едем без остановок на фотосессии. Между дорогой и рекой стоит большой круглый камень с венчающей его красной звездой. Говорят, звезду установили во время строительства дороги, не пропадать же хорошему камню! Есть и легенды вокруг него, но их давно развеяли. Просто звезда, и нам, пассажирам, камень со звездой - как веха на пути. Долго-долго едем, надо же о чём-то подумать, хотя бы о легендарном камне.
Александровка
После выезда из ущелья все водители делают остановку в Александровке. Это на середине пути до Зыряновска.
кафе в Александровке
напротив кафе старый обелиск, но к нему не подойти
обелиск венчают серп с молотом
Александровка
Село оживлённое, так как тут поворот на город Серебрянск, опять-таки между гор. Название горы не смогла найти.
местная Александровская гора
В Серебрянск и Новую Бухтарму не заезжаем, туда только спецрейсом. А после посёлка Октябрьского, где когда-то был паром, дорога поворачивает резко на север, потом вдоль Бухтармы, и дальнейший путь мне не знаком. На карте заметила речку Урунхайку - джунгарский топоним.
В Зыряновск я раньше ездила поездом, надо было и в этот раз сесть в него, да понадеялась на автоперевозки. В минивэне сидишь как в коробочке, даже сквозь окно нет возможности фотографировать. Переехали реку Бухтарму через мост - да, воды в ней нынче маловато, русло разбежалось по рукавам, среди них галечные островки.
Зыряновск
Полпути проехала, вот и автостанция города Зыряновска. Теперь надо искать попутку в Большой Нарым.
автостанция Зыряновск
Скучающие таксисты сразу оживились, когда появилась я. Но у них между собой договор: строго по очереди. Первым был Юсуф, как он назвался. Переговорили, назвал цену, я закачалась, но сдержалась, пришлось согласиться, ибо ночевать в Зыряновске не хочу. Машина Юсуфа была на мойке, он сказал, что недалеко.
Тогда я велела ему: стойте здесь, а я схожу посмотрю достопримечательности. Потому что увидела на перекрёстке странный артобъект.
некоторые дома в Зыряновске стоят на крутом рельефе
Честно говоря, издали он был чуть лучше, а подойдя, не могла найти ракурс, чтобы совместить в кадре чёрное с белым: огромные буквы из темнейшего материала на фоне выцветшего мурала. Пришлось помудрить при обработке, чтобы проявить детали. Такое мне не нравится, но надо же читателям показать.
буквы из искусственной травы?
А вы знаете, что здесь означает «АЛТАЙ»? Это новое название города, придуманное областным начальником. Чтобы жители подписали согласие на переименование, он обещал сделать благоустройство в городе. Ну вот, сделали вам топиарий из пяти букв, это вдвое короче, чем Зыряновск. Могли бы поставить «Алтай» просто так, не отнимая у города законное историческое имя.
**
С вышеупомянутыми геологами в 1975 году мы ехали смотреть карьеры и шахты в Зыряновске.
из каменных стен карьера сочится вода
Тот карьер, в котором меня сфотографировали с молотком - я показываю струйки воды на породе - тогда заканчивали разрабатывать.
Зыряновский карьер
А геологи разведали новое месторождение, Малеевское. И старый карьер вскоре оставили, и он наполнился той самой подземной водой, просто по окончании разработки воду перестали откачивать из карьера. Так образовалось карьерное озеро, которое теперь обозначено на карте города, так называемая Чаша.
Наталья Борзых - в шахте Зыряновска
Спускались мы и в шахту. Меня одели, как и всех, в три слоя одежды: трикотажное бельё, хб спецовку и резиновую робу.
На голову надели каску и прицепили фонарь, который очень пригодился при съёмке внизу. Хотя там и общий свет был мощным, но кое-что я подсвечивала своей лампочкой.
Когда поднялись наверх, один геолог спохватился, что надо и фотокорреспондента заснять на память в шахтёрской робе, другого случая не будет.
**
2023
Возле автостанции табун легковушек - это такси. Они могут перевезти вдвое меньше пассажиров, чем один автобус.
Направлений в горах мало, разнообразия маршрутов нет, могла бы автостанция работать и с автобусами, чем разводить тут частный бизнес на извозе. Куда всё делось? Ведь были автобусы. И водители, будто сговорились, ссылаются на пандемию.
сколько такси - а где пассажиры?
Мойка машины заняла некоторое время, и я успела снять несколько кадров вокруг. Тут и виды местного Орла, который втрое круче усть-каменогорского: 1100 метров. Рядом с горой, кстати, есть сёла Орловка и Подорлёнок, по ним я и уточнила на карте, где находится сам Орёл.
искала мойку, а нашла гору Орёл
увеличенный фрагмент пейзажа с горой Орёл
Мойщики машин сели перекусить в экстравагантном шатре, и кажется, моё внимание их не радует.
обеденный перерыв у мойщиков машин
Наконец, Юсуф приглашает меня садиться в чистую машину, и мы едем в Большой Нарым.
Дорога на Большой Нарым
Ехали чуть больше часа с одной остановкой на пару минут. Всю дорогу Юсуф болтал, и мне пришлось тоже напрягать горло, которое болело всё сильнее. В конце поездки голос сел окончательно, но Юсуф продолжал задавать мне вопросы. Обменивались знаниями местных особенностей, названий гор. Вот на эту страшную гору он сказал: «Её называют Мёртвой головой, видите, как будто покойник лежит, и руки перед головой сложены».
дорога на Большой Нарым
При подъезде к Большенарымскому району он спросил: теперь будут знакомые вам названия? Я знала, где кончается Зыряновский район и начинается наш Большенарымский, не зря отработала в нём шесть лет. Когда увидела знакомые очертания гор, сказала ему: вот и Нарымский хребет вырос из залива! - Хребет? Что такое хребет? - Горная цепь. - Хм, не знал.
стоянка для отдыха
Большенарымский район, кстати, по недомыслию назвали Катон-Карагайским, рассчитывая на привлечение туристов. Поэтому въездной знак установлен за сто километров от самого Катон-Карагая.
не верьте, до Катона ещё сто километров
В Большенарымской части района нет и маралов, зачем тут эта скульптура?
въездной знак со скульптурой
не на том месте поставили маралов
виден Нарымский хребет, а правее за ним - Курчумский
Местные депутаты поднимают вопрос об очередном разделении районов. Административные территории уже несколько раз делили и соединяли, но - по басне: «а вы, друзья, как ни садитесь…»
где Большой Нарым - и где Катон-Карагай!
А уж проехав Хайрузовку, я увидела и любимого каменного крокодила в Нарымском заливе. Хорошо, что водитель не спросил, что такое залив. В центре Большого Нарыма мы с ним, наконец, расстались, он меня высадил прямо у крыльца гостиницы, и показал стоянку таксистов, чтоб я знала, где их искать, когда соберусь в обратный путь.
Скрин с ютуба.
центр Большого Нарыма с гостиницей