Тело пребывает в страдании, но душа пребудет в блаженстве
В общем, как вы все заметили по множеству постов про странную китайскую дораму, со мной случились китайцы. Случались они ровно на момент карантина, поэтому… карантин? Людям нечем заняться дома, серьезно?.. Отдайте мне ваше лишнее время! Я самоизолировалась в выдуманных мирах Мосян Тунсю и не спешу покидать этот уютный кокон из стекла, юмора и приключений, а в моем мозгу (и сердечке) сейчас едва ли найдется место для чего-то еще. Ну, кроме работы, увы.
Так вот, после двукратного просмотра The Untamed и прочитывания новеллы "Магистр дьяволького культа", я взяла в руки следующую - под названием “Благословение небожителей”. Почему-то я с самого начала была уверена, что это более легкая и менее драматическая история, чем “Магистр”, и начало книги это только подтверждало. "Отлично, - подумала я, - отдохну эмоционально, почитаю что-нибудь приятное и ненавязчивое…" Кхм. В итоге Небожители оказались для меня тем торфяным болотом, от которого лучше держаться подальше тем, кому дороги жизнь и рассудок. Но камон, я уже читаю китайские новеллы, какой вообще рассудок?..
В этом посте я постараюсь уместить свои первые впечатления после прочтения. Будет эмоционально и сумбурно, так что если вы хотите почитать более адекватную рецензию, то вам
сюда у
jerzy_kovalskiy. Ах да, и еще я постараюсь воздержаться от крупных спойлеров, но они наверняка будут в комментариях. Так что если вы собираетесь читать новеллу (не то, чтобы я правда думала, что кто-то на это пойдет, но...), читать пост очень даже приветствуется, а в комментарии лучше не ходите :)
Сюжет? Какой сюжет?
О чем новелла “Благословение небожителей”, сказать сложно. Даже в “Магистре” проще вывести основную мысль, да и сюжет там более четкий и сконцентрированный. Небожители, для начала, состоят из 5 книг и читаются примерно вечность. Если совсем-совсем упрощенно, то эта история о 800-летнем боге-неудачнике. А еще - о любви, преданности, дружбе, ненависте и мести, судьбе, поиске третьего пути (узнаем, узнаем?..), выборе, связи через время и пространство, долге… Вообще, в эту новеллу вместилось невероятное количество тем и тропов, и в этом ее прелесть. Каждый найдет для себя что-то, что зацепит (и что-то, что выбесит, наверняка, тоже) и кого-то, кто зацепит. И совсем не обязательно это будут главные персонажи. Хотя и они прекрасны. И вообще, к концу 5-й книги любишь уже всех, все становятся родными и переживаешь даже за тех, о ком в начале бы вообще не подумал.
Чем же лично меня зацепила эта новелла?
Сначала она и правда читалась, как легкий, почти юмористический фэнтези-роман с легким социальным подтектом. Ну такой, знаете ли, Пратчетт. И чуть-чуть Брехт. А это ведь как раз то, что я так люблю - забавно о серьезном, социалочка, отсылки к современности вроде божественного корпоративного чатика, приятная легкость повествования, как будто бы автор с тобой заигрывает и подшучивает. Главный герой на все реагирует с юмором, и эта несерьезность мне очень импонирует, я сама люблю так писать. Хотя я встречала мнения*, что это как раз может раздражать и не дает погрузиться в историю. (*в моей статистической выборке представлено два человека. Есть вероятность, что она слегка нерепрезентативна). Лично среди меня эта новелла читалась намного легче и интереснее, чем “Магистр” - потому что тот постоянно сравнивался с дорамой, которую я люблю больше. Но здесь интересно с первых страниц, все персонажи нравятся, они вводятся постепенно и их не приходится гуглить (с именами было сложно, но самих персонажей я запомнила почти сразу), и хотя в начале они все довольно абстрактные и пунктирные, их образы очень хорошо раскрываются до самого конца. (Я назову, пожалуй, всего пару исключений из тех, кто прошел вообще мимо меня, но сделаю это в следующем посте про персонажей).
И вот, читаешь ты эту легкую историю, приключения там, милые и симпатичные персонажи, умеренно-адовенькая азиатская нечисть… читаешь, в общем, читаешь, втягиваешься потихоньку… А потом, убедившись, что торфяные болота достаточно поглотили читателя, автор - БАМ! - и врубает стеклище на полную мощь. И хочется выкинуть книжку в окно и избить подушку. Но ты упорно через него прогрызаешься (не бросать же!), а потом - раз, и автор снова включает милоту и флафф, и у всех все хорошо, и ты одна сидишь и не понимаешь: это что сейчас было?.. В общем, ждите эмоциональных качелей, и иногда они довольно внезапны. Я знаю, то такое не все любят, и я до сих пор не уверена в своем отношении к некоторым моментам (а именно тому, как автор их подала, и я сейчас говорю о флешбеках), но без них эта новелла не была бы такой… такой. И я бы о ней не писала.
Сеттнинг: что и где?
Зацепила она и сеттингом. Еще со времен Магистра мне понравился этот мир китайского фентези. Ок-ок, я знаю, что автор не придумала его с нуля, что есть какие-то каноны сянься, о которых я ничего не знаю и не горю желанием узнать. Я просто вижу то, что мне показывают, и этот мир - большой, красивый, объемный, наполненный историями, живыми людьми и связями между ними, красочными локациями. Здесь все между собой связано и ничто не происходит случайно, в мире действуют определенные законы, в нем вообще комфортно находиться. И мне очень нравится, что даже на бумаге эти локации можно представить и потрогать - храм Водных Каштанов, наполненный солнечным светом, роскошные дворцы небожителей, подземелье демона черных вод, казино в Призрачном городе, старые муралы, погребенные под вулканов (Помпеи такие Помпеи, да :)). У каждой сцены - свое настроение, и оно очень хорошо передано автором. Вместе с мелкими бытовыми моментами, юмором, бытовыми сценками этот мир становится очень дружелюбным (ха. очень. дружелюбным.), в нем хочется пожить и поиграть. Я бы могла себе даже представить ролевую в этом сеттинге или какой-нибудь фанфик, но вместе этого вдохновилась писать оридж очень сильно по мотивам.
Сеттинг, конечно, это не только локации. Если в “Магистре” мы узнали про мир заклинателей, то в “Небожителях” они тоже существует где-то на периферии, но основное здесь - мир небожителей и мир демонов. Люди тоже где-то существуют, но они в этой истории не особо важны, потому что события исчисляются столетиями и даже тысячелетиями, королевства воздвигаются и рушатся, войны все сметают, даже боги уходят в небытие - и поэтому время тут течет совсем по-другому. Мир небожителей сначала кажется чем-то волшебным и недостижимым, но чем дальше мы читаем, тем больше понимаем, что боги - это в принципе те же люди, разве что с суперсилами и бессмертные… но их суперсилы тоже не всесильны, а проблемы у них ровно те же, что и смертных. А еще - что все не так идеально, как кажется, что боги - это не обязательно хорошие люди, ээээ, существа, и что разница между ними и демонами не особо существенна. (А еще что эти понятия, так сказать, взаимно конвертируются друг в друга и вообще в финале уже не особо важно, кто есть кто).
“Кому какое дело, небожитель ты или демон? Если люди уверуют в то, какой ты есть, таким тебе и быть. Даже если ты далек от этого образа на сто восемь тысяч ли, все увидят лишь то, что хотят увидеть”.
Что в этой книге, да и в “Магистре”, вызывало у меня дичайший восторг, это умение автора придумать связи между персонажами и событиями. Никто и ничто не существует отдельно друг от друга, все связано, и каждое нечаянно оброненное слово будет иметь свою сцену. Даже если где-то упоминается какое-то маленькое и незначительное королевство, захваченное несколько веков назад, оно еще всплывет в нескольких историях и покажется нам с разных сторон (и тут вспомним самую первую арку про невестушек!).
С первых глав автор вешает множество ружей - ненавязчиво, легко и изящно, - и они все выстреливают так, как вообще не ожидаешь. Каждая мелочь перерождается во что-то новое, все события обретают второй, третий, пятый слой, крутятся с разных сторон, но, в итоге складывается цельная и разносторонняя картинка. Структура новеллы такова, что многие основные события или персонажей мы узнаем в самом начале, но только к концу их истории… не то, чтобы приобретают смысл, но становятся до конца раскрытыми.
(Как же я хочу уметь такое писать!)
Ах да, ну и не забываем главный лейтмотив этой новеллы - совы не то, чем кажутся. Очень многие персонажи, действия, события и даже выводы будут меняться по нескольку раз в течение сюжета. Причем если часть сов (а конкретно две) довольно забавна и комедийна, и их мы раскрываем почти сразу, то с остальными нас ждут вот-так-повороты. Одну, не главную сову, я до сих пор не могу пережить.
И, возвращаясь к структуре новеллы: если сначала мы видим историю из довольно несвязанных между собой приключений, в рамках которых знакомимся с героями, то в конце даже эти маленькие и незначительные сюжетики выстраиваются в глобальный сюжет, все играет новыми гранями, и это невероятно красиво!
Люди, боги, демоны
Самое главное, что вообще есть в этой новелле, это - для меня - персонажи. Они объемные, живые, человечные, понятные (или, наоборот, непонятные, и это тоже дикий восторг), с ними можно ассоциировать себя (лучше всего получается почему-то с Му Цином и Инь Юем, oh well, что это обо мне говорит...), их хочется периодически стукнуть по голове, но чаще - обнять. Или повеселиться вместе с ними в начале новеллы, пока не началось стекло. Или поработать… Ах нет, показалось, пока-пока, Линвэнь!
Про персонажей у меня будет отдельный пост с большим количеством сердечек в глазах, которые получит практически каждый (но, как и с фонариками на празднике середины осени - в разном количестве), а тут я просто скажу, что если автору что-то хорошо дается - так это отношения. Не те, которые флафф и романтика (нет, просто нет), а все остальное. Это у нас и в Магистре было, и тут расцвело. Автор очень хорошо понимает тонкие оттенки чувств и может перенести их на бумагу, и в итоге мы получаем терпкий, вкусный и крепкий коктейль из каких-то невообразимых ингредиентов… и, знаете, это очень жизненно!
Вместе с чувствами и отношениями автор дает персонажам мотивации, что не менее важно. Ничто не берется из воздуха, никто не действует так или иначе, потому что это надо для сюжета. Каждое действие, слово, жест и взгляд находят свое объяснение, они настолько хорошо продуманы и проработаны, что я теряюсь в восторгах.
(Как же я хочу уметь такое писать! - 2)
Еще по новелле разбросано множество крючочков, которые я уже заметила у автора прежде и даже написала простыню о том, что меня зацепило в “Магистре”. Тут, пожалуй, их слишком много и они не такие глобальные, в основном они завязаны на персонажах… Так что мне сложно говорить о каких-то глобальных идеях, скорее это персонажные арки.
(На всякий случай послушаем Ривер Сонг)
- “Человек, поднимаясь наверх, остаётся человеком; человек, опускаясь вниз, остаётся человеком”.
Вся арка наследного принца, такая ужасная и мрачная во флешбеках, - и как она меняется в настоящем. Нет, даже не в настоящем, а в конце второго флешбека, когда Его высочество упрямо принимает решение и становится тем, кем мы его видим в начале новеллы. У меня сложное отношение к флешбекам, потому что, на мой взгляд, автор перегнула палку и читать их было реально тяжело, но для меня финал второго флешбека многое искупил. О чем эта арка? Я бы сказала, о следовании своим моральным ориентирам, несмотря ни на что. И вопрос, что делает тебя хорошим или плохим человеком и как на это влияют обстоятельства. И немного об упрямстве.
- “"Я навсегда твой самый преданный верующий".
Никогда бы не подумала, что я буду болеть за главную парочку… И я не болела… Но арка Хуа Чена (господи, это же не спойлер?..) во флешбеках такая трогательная от и до, что даже я растаяла (“Ничто не может растрогать Кэрри, кроме как все”, как говорила
scalded_cat). Это правда очень… очень. Если пытаться загнать ее в рамки тропа, то это о безусловной вере в другого человека, несмотря ни на что, готовность ждать вечность и посвятить свою жизнь ему.
И мне нравится идея Сансет в нашей воображаемой дораме переделать ее в немного безумное поклонение верующего своему божеству… Но в конце ведь это божество отвечает, и это прекрасно. И еще в этой арке мне нравится финал, со сменой времен года и ожиданием. Ну просто, ну, ну это же красиво! (Половину дурацкого флаффа из новеллы можно вырезать, тут я согласна).
- “Неважно, человек ты, божество или демон, за свои деяния нужно нести ответственность”.
Моя самая-самая любимая арка - это история Повелителя Ветра, он восхитительный, и о нем я еще расскажу в посте про персонажей. Эта арка очень трогательная, глубокая, жестокая, незаконченная (мне, как и с Цзян Ченом, очень многое не додали!), и я даже не знаю, как о ней писать, чтобы не проспойлерить. Разве что скажу, что сердечко разорвалось на множество осколков в процессе чтения, и они так и не собрались до конца, мне хочется говорить-говорить-говорить и обсуждать-обсуждать-обсуждать (и все хэппи-энды этого мира).
- “I...very much wanted...to become your f-f-friend”.
История дружбы-верности-предательства(?)-воссоединения его высочества и двух его слуг из прошлого. Его высочество на то и его высочество, чтобы у него были слуги, а точнее слуга и телохранитель. Но что же произошло между ними, что после воссоединения через 800 лет их отношения более чем прохладные? Правда ли верные слуги предали принца в самый тяжелый момент, как говорят слухи, или все было сложнее? Это история долгой, сложной, поломанной дружбы, когда невозможно общаться, как ни в чем не бывало (привет, Цзян Чен!), но которую можно склеить и перегрузить. И поговорить! Ааааа, они и правда поговорили, хоть и криво-косо, и высказали свои чувства, как бы сложно это ни было. То, чего мне ужасно не додали в “Магистре”, ура-ура, я растаяла!
Разумеется, в новелле великое множество других линий, историй, сюжетов. Они все трогательные, глубокие, неоднозначные: про зависть, месть, любовь, предательство, привязанность, заботу… Может быть, потом я отдельно напишу про все линии - это и правда интересно, хотя некоторые из них совсем уж наметочны, вроде картины Самоубийство принцессы, а некоторые непонятны мне до конца, вроде божества парчовых одежд. Не забыли и о любовных линиях. Их, как и в Магистре, мало (не считая главной парочки), но они очень трогательные, живые и не всегда счастливые. Потому что… ну, потому что в жизни тоже так бывает. Этим, например, мне и нравится романтическая линия Фэн Синя - очень жизненно. Ну, не считая той части, где про богов, демонов, проклятия, ну вы поняли.
Красивости и рюшечки языка
Что еще хочется отметить отдельно, это очень красивый, живописный и поэтичный язык. Разумеется, я понятия не имею, как все это было на китайском, но русский перевод от
Younet Translate восхитителен сам по себе, как отдельное произведение искусства. Отдельного упоминания стоят пояснения к различным китайским выражениям, которые очень гармонично приведены в тексте - не поучительно и нудно, а действительно интересно. И, знаете, я обычно всегда ставлю сюжет, идею и персонажей выше игры в красивости и рюшечки, но это тот случай, когда я действительно наслаждалась. К сожалению, переведено пока не все, и конец я дочитывала на английском. Там… ну, просто текст. Куда более плоский и скучный сам по себе, но я уже читала ради другого.
Но речь не столько о переводе, сколько о тексте и образности в целом. Это очень азиатская фишка - вычурные названия, гармония, игра со смыслами, но посмотрите, как красиво! Четыре картины, описывающие вознесение четырех персонажей:
- Наследный принц под маской Бога
- Молодой господин проливает вино
- Генерал ломает меч
- Самоубийство принцессы
И четыре великих бедствия:
- Собиратель цветов под кровавым дождем
- Черный демон Черных вод
- Лазурный фонарь в ночи
- Белое бедствие
По-моему, одни только эти названия пробуждают желание прочесть и узнать, что же стоит за каждой историей. И мне ужасно, ужасно, ужасно нравятся названия глав, каждое из которых - как отдельная драгоценность. Наверное, это тоже какая-то китайская фишка, давать такие описательные названия, но мой внутренний эстет в диком восторге:
Демон в красном сжигает храмы Богов
Наряд краснее клёна, кожа белее снега
Тёмный цветок, влюблённый в ночь
Цветком сквозь алый занавес любуясь, не скрыться от очарования его
Чёрный советник омывает кровью золотое пиршество
Невежда, что покусился на деньги бессмертных, встретит принца.
На уроке каллиграфии красные рукава привносят благоухание при свете ночи
...
Это просто само по себе очень поэтично, а если знать, что стоит за всеми этими названиями, то вдвойне восхитительно!
Ладно, не только о хорошем…
Уже в процессе я определила для себя моменты, которые мне не нравятся по шкале от “ну не очень” до “бесит-бесит-бесит”. И длину новеллы я туда не отнесу, хотя это делает ее сложной для рекомендации нормальным людям. Честно, вы не готовы это читать (хотя, если вы уже дочитали досюда, я вижу некоторый потенциал)… Я же, наоборот, одновременно хотела узнать, что же будет в финале, и мечтала, чтобы она длилась еще, еще и еще!
- Флафф и отношения главной парочки. Проблема даже не в том, что это BL, а в том, что мне в целом не нравится, как автор пишет романтику. Ну ладно, несколько мест были реально милыми, но 80% я бы просто убрала. Правда, плюс - никакого рейтинга, все очень по-детски, всякие взгляды-непонимания-неловкости-случайные поцелуи… Это довольно быстро надоедает, увы. С другой стороны, легко вырезать для дорамы :) И, о ужас, мне даже бы нравилась главная парочка, если бы не прописывание отношений на уровне комедии про старшеклассников. У них есть действительно сильные моменты что во флешбеках, что в настоящем.
- Примерно туда же, но меня очень бесил Хуа Чен не как персонаж (я его как раз люблю, и его история одна из самых трогательных), а как плот-девайс. Он может, знает и умеет все, он сильнее всех или почти всех, он всегда может решить любую проблему и защитить принца, даже несмотря на неубиваемость последнего. Ну… это… раздражает? Мне неинтересно читать про персонажа, который может мгновенно уладить любую неприятность, мне хочется, чтобы все остальные тоже что-то делали. Впрочем, я очень рада, что в финале автор немного переиграла эту всесильность, и наш любимый Собиратель цветов отступил в сторону, оставив решения и решающий бой Его высочеству.
- Массовые сцены у автор идут тяжело, а тут их много. Очень много и очень тяжело. И когда в сцене больше 3-х человек, и каждый что-то делает, и вообще кругом экшн и сцена битвы, но персонажи теряются, у них отрастают новые руки, они начинают толкать речь посреди драки… Ну, в общем, все помнят финальную сцену в храме в “Магистре”, когда вместо того, чтобы обезвредить злодея, они все выясняли отношения? Ну вот оно.
- Экшн и драки у автор тоже, увы, провисают. У нее много сильных - очень сильных - сторон, но экшн - не одна из них. Почти во всех сценах, которые фокусировались на действиях, а не на персонажах, мне было скучно. Из-за этого грандиозный финал получился не таким грандиозным, как мог бы быть.
- Мне не хватило лора этого мира. По ходу прочтения возникало очень много вопросов "а что?", "а как?", "а почему?" - в основном, про вознесения и весь этот божественный инструментарий. Ну и почему у них боги и демоны никак не отличаются и легко взаимно компилируются и общаются в одном и том же чатике, но это вопрос из серии "Почему никто не почувствовал, что у Вэй Усяня нет золотого ядра?"
- Пересказ и объяснение всех событий Учителем - ну очень слабый ход, не люблю такое. Персонажи и читатели должны были догадаться сами, без объяснений.
- Про излишнюю жестокость по флешбеках я уже писала. И я понимаю, почему это так сделано, оно и правда бьет и бьет больно, но для себя я вывела два момента, которые мне не понравились: как сильно это выбивается на фоне стиля основной новеллы и как со временем притупляется восприятие всей этой жести, а остается только: “Ну, автор, давай, удиви! Как наследный принц у нас ЕЩЕ не страдал?”. Это тот самый троп “
одноногая собачка”, который вызвал у меня раздражение, причем не в сторону персонажа, а в сторону автора.
Но… это все можно простить автору. Правда-правда. Там столько замечательных персонажей, идей, арок, эмоциональных качель, что даже самые большие минусы становятся незначительными.
Манхуа!
А еще, а еще по этой новелле рисуется изумительнейшая
манга/манхуа, прекрасная, как тысяча рассветов! Жаль, что рисуется она очень медленно и в окончательном виде мы увидим ее лет через десять с такой скоростью, но она такая волшебная, что один факт ее существования делает жизнь лучше.