Третий день в Сальте был посвящен еще одной достопримечательности, ради которой многие сюда и приезжают - Поезду в облака. Пожалуй, это была самая массовая из организованных экскурсий, и заодно самая… организованная :) Ах да, и самая дорогая тоже, но я с самого начала знала, что уж туда-то мне точно надо!
Поезд в облака - это такое живописное название для туристического железнодорожного маршрута, который является частью железной дороги, связывающей Сальту и Чили. Кроме того, это 4-й в мире самый высокогорный пассажирский железнодорожный маршрут - то есть, в принципе, довольно уникальная штука. Ну что, едем? Конечно, едем!
У железных дорог Аргентины довольно печальная история. Когда-то давно, в начале ХХ века, сеть дорог была одной из самых развитых в мире (тогда в Аргентине вообще все было хорошо!), покрывала даже самые дальние уголк страны, а через Сальту шли поставки в Чили и Боливию. Потом что-то пошло не так, кризисы-диктаторы, приватизация-национализация - в общем в итоге все это начало разваливаться. Поэтому туристы редко выбирают поезда для перемещения по стране - плохая сеть покрытия, старые составы, с безопасностью тоже все плохо (поезда обшивают железом, потому что их могут обстреливать. Конечно, Поезда в облака это не касается, тут обстреливать просто некому :)).
На самом Поезде в облака эта ситуация тоже сказалась: когда-то давно на нем можно было доехать до Тихоокеанского побережья Чили (я бы с удовольствием сгоняла!), потом маршрут сократили только до аргентинской части. Еще недавно поезд ходил из Сальты, теперь - только из городка San Antonio de los Cobres и всего три раза в неделю. Доезжает до красивого виадука и идет назад. То есть он превратился в чисто туристическую достопримечательность и уже не выполняет пассажирской функции. Дело в том, что поддержание этого маршрута обходится очень дорого, раньше поезд часто застревал, людей приходилось эвакуировать вертолетами… В общем, ну нафиг, решило правительство. Высокая стоимость билетов тоже объясняется - деньги идут на восстановление и поддержание дороги. Это только туристический поезд ходит по такому указанному маршруту - товарные составы до сих пор идут в Чили, хоть и крайне редко!
Это был небольшой экскурс в историю и экономику :) Теперь переходим к экскурсии. Если в прошлые разы все экскурсии были очень компактными, на-коленке-собранными, расслабленными (за вами заедут ну где-то между 7 и 7.45 утра… наверное), то здесь все четко, формально, организовано. Отправка осуществляется с вокзала Сальты… только не на поезде, а на автобусах. Вокзал Сальты - это вообще такое замечательное место, где крайне редко бывают поезда, и он заточен под выдачи билетов на Поезд в облака. На руку крепят браслетики и распределяют по автобусам - это уже не трясущиеся микроавтобусы, а нормальные, большие, с кондиционером и просторными сиденьями. Забавно, что из трех автобусов только один был для англоязычных туристов, да и то их там было меньше половины. Как я и говорила, этот регион вообще не об английском языке!
Где-то по дороге:
У нас был очень хороший милый гид, немного напоминающий корейца (странная ассоциация, но да!), говорил на хорошем английском, много рассказывал - в общем, сплошное удовольствие. Первая часть дороги к San Antonio de los Cobres шла вдоль железнодорожных путей, где раньше ходил Поезд в облака. Теперь мы проехали этот маршрут на автобусе, и так мне понравилось даже больше - разнообразнее, как-то. К тому же автобус может останавливаться в самых живописных местах для фоточек :)
Наконец, мы прибыли в San Antonio de los Cobres - небольшой высокогорный городок, откуда и отправляется поезд. Здесь же - вокзал, здесь же - локальный рынок. Высота уже чувствуется, ветер сдувает, не жарко!
В поезде рассадка идет по местам, указанным в билетах; есть вагон-ресторан, сувенирный магазинчик, кислородные баллоны и туалеты. Весь маршрут автобус и поезд сопровождает машина скорой помощи, если кому-то станет плохо из-за перепадов высоты.
Идет поезд оооочень медленно - зато можно все разглядеть :) Мы уже поднялись в климатический регион “пуна” - то есть тут закончились даже кактусы, сплошные голые горы. Облака хоть и не проплывают на уровне поезда, но летят по небу очень близко… или это мы едем очень высоко? В поезде немного укачивает, но пережить можно (хотя, конечно, индивидуально).
Наконец, финальная точка маршрута - красивый виадук Polvorilla, фотографии которого являются визитной карточкой этого места. Здесь же поезд делает остановку, чтобы была возможность погулять, размять ноги, прикупить сувениров и вообще прийти в себя. Высота - уже 4220 метров, туристы бледнеют и пошатываются, местные бодро прибежали пешком и не понимают, а чем проблема. На развале купила себе очень симпатичную белую шапку и шарфик. Говорят, что из ламы. Уж лама там или нет, я не проверяла, но по приезду в Берлин еще поносила - тепло и симпатично.
(Я все еще считаю, что горной болезни у меня не было, но высота воспринималась как-то… по-другому. В основном через слабость и усталость, ну и голова какая-то тяжелая… Но это все можно было легко пережить).
Потом еще была обратная дорога (кстати, в поезде вы должны будете обмениваться с соседями через проход, чтобы все получили возможность посмотреть одинаковые виды), автобус, небольшая прогулка по Сальте пешком и, конечно же, завершился день стейками (уже из коровки, не волнуйтесь!) - что-то в этом мире должно быть постоянным!
Ну а мне остался всего один пост про Аргентину - это будет роуд-трип к югу от Сальты и виноградники в Кафайяте. Хмм, посты заканчиваются, а поездки новые не начинаются, о чем же мне писать дальше?..