Думаю, нет смысла делить новейшую историю автомобильной продукции из Тольятти на разные посты: про 90-е, 2000-е и текущее десятилетие.
Во-первых, как-то оно всё там переплелось между собой, одно являлось продолжением другого, либо просто боковой веткой.
Во-вторых, рубежная дата в календаре - не то мерило для периода новейших времен. Никаких пятилеток, трудовых подвигов и "дадим 10-миллионный автомобиль к такому-то дню". Рынок ставил российскому автопрому совсем другие планки успеха, не календарные. Часто, впрочем, и недостижимые.
Вот этот ВАЗ-21099 сошел с конвейера далеко не первым и не юбилейным. Обычная товарная серийка, ей просто довелось произвестись летом 1991 года, в самый канун 25-летия ПО "АвтоВАЗ". (Такая давно забытая в современном отечестве форма собственности - ПО).
С порогов до крыши кузов машины обклеен прозрачной типографской пленкой, на которой - имена всех работников Волжского автозавода по состоянию на конец июля 1991.
А фамилии-то какие попадаются. Нгуэн Г. Т., Нгуэн В. З., Нго Т. А. Т., Зян Т. Ч., Ха Т. Т., Ву В. К., До Т. Т. В. и До В. Х. Удивительно, но вся эта интернациональная экзотика трудилась вместе с Зюськиными, Косовыми и Анохиными на одном производстве, сборочно-кузовном (СКП ВАЗа). Причем половина - в одном конкретном цехе № 45-3 (!).
Тогда на предприятии работало под 100 тысяч человек. Местное пассажирское АТП умудрялось буквально за час привезти к станку и вывезти домой после смены десятки тысяч людей. Потому и считалось когда-то крупнейшим в Европе пассажирским автохозяйством.
Эта 21099 - как раз та настоящая история автогиганта "в именах", место которой должно быть именно в заводском музее. Один из самых нелишних экспонатов тут.
С интересом бы кстати узнал, как вообще появилась на свет модель 21099 - по запросу тогдашнего рынка и потребителей, либо сначала ее придумали, а уже после примерили на потенциального покупателя..
Рядом, ну конечно же, самый модно-молодежный автомобиль семейства "Спутник" - 2108. Музейная "восьмёра" собрана в составе малочисленной первой партии весной 1984. Первый переднеприводник из Тольятти. Вся та партия долгое время рассекала по многочисленным крупным (и не очень) выставкам, включая и международные.
В том же ряду теснится мелкосерийная моделька из Тольятти ВАЗ-21108, а иначе "LADA Premier". Российский представительский класс по версии Волжского автомобильного. (Был еще и "Консул", ага, но в музее таковой отсутствует).
Хотя сам "АвтоВАЗ" мелкосерийкой никогда не занимался, производство подобных штук брали под себя смежные с заводом конторы и его "дочки". Машина на фото изготовлена известной в узких кругах фирмой "Супер-Авто" в 2000 году. Такая "десятина", только удлиненная на 17 (что ли) сантиметров.
"Премьер", выставленный в музее, подарили Виктору Полякову на 85-летний юбилей. Отец Тольятти, первый генеральный директор ВАЗа, министр автомобильной промышленности СССР, человек и пароход. И прочее-прочее-прочее. Современники редко описывают человеческие качества Полякова прилагательными. Типа "был строгий, справедливый, ответственный". Ветераны завода просто не могут сходу, в одну секунду, сообразить, как вписать весь масштаб его личности в набор стандартных характеристик "через запятую". Поэтому выдают конкретные истории, связанные с поступками Виктора Николаевича. Или как и на что он когда-то отреагировал. А это, разумеется, говорит о любом человеке сильно больше, чем "хороший, заслуженный, работоспособный".
Ну так вот, подарочный ВАЗ-21108 Поляков категорически не принял и наказал передать "Премьера" в музей. В том числе из этого состоял многообразный Поляковский характер. Маленький такой шрих, но говорящий.
Про "Премьер" можно написать и еще пару строк. Какое-то время модель была персональной служебкой Владимира Каданникова, президента и генерального директора ВАЗа до 2005 года. Как и тогдашний мэр Тольятти Николай Уткин в первой половине 2000-х (это я уже сам неоднократно видел) разъезжал на аналогичном ВАЗ-21108.
Первая серийная "Калина", покинувшая нитку конвейера 18 ноября 2004. Здесь и добавлять-то ничего не требуется. Разве что ценителям модели будет интересно узнать, какого цвета была первая машина этого семейства:
Повторюсь, что знаю две абсолютно разных "первых Калины", и фоточки второй тоже есть. Надо вот только отыскать время и разобраться, какая из них "самая первая", а главное - в чём именно.
Внезапно 27-миллионный автомобиль, собранный на ВАЗе за всю историю существования. 16 мая 2012 года им стала "Приора" цвета "снежка" в люксовой комплектации:
Почему-то 27-миллионный, да. Ни 25-ти, ни 30-миллионного в заводском музее нет (в открытой для осмотра части). Вероятно, в экспозиции остро не хватало "Приоры", а шансы, что эта модель станет очередным миллионником, были близки к нулю. Замечу: отсутствие в музейном зале "четвёрки", "пятёрки" и "девятки" никого особенно не смущает. А "легендарная" Приора - вот, пожалуйста.
Другая "Калина" цвета "магма". Первый серийный экземпляр нового поколения (вроде второе, но счет я им не веду) этого семейства:
Собрана в мае 2013:
29 ноября 2011 заводскую линию сборки покинула первая "Гранта":
Уточню - первая _серийная_ "Гранта", раз уж там со статусом первых регулярно случается засада.
И, наконец, совсем новая (ну почти) история ВАЗа - "Ларгус" цвета "базальт" от 4 апреля 2012 года. Сопроводительный стендик поясняет, что за торжественной церемонией "спуска на воду" в группе прочих больших дядей наблюдал и Путин (уже почти месяц как опять избрался).
Принимай, Родина, новый _отечественный_ автомобиль!
В общем-то, из новейших времен Волжского автомобильного - это всё. (На момент моего посещения экспозиции). Есть ли прямо сейчас в заводском музее "Икс-Рэй" и "Веста" - не в курсе. Узнаю об этом во время второго посещения храма истории ВАЗа, которое, вероятно, состоится в уже привычном для меня режиме, лет через 30-35. Да наверняка выставлены, куда ж они денутся.
Остались еще концепты, макеты, прототипы и автомобили-рекордсмены с личной богатой биографией. Ими на днях и продолжу.
Такая новейшая эпоха.
Первая часть из музея истории ВАЗа:
http://chaga.livejournal.com/64187.html.
Вторая часть:
http://chaga.livejournal.com/64429.html.