Музей истории ВАЗа. Часть 1. Заводская классика и лирические отступления

Jul 26, 2016 19:01

Тут до конца июля завод один отмечает 50-летний юбилей. Не сказать, что прям на всю катушку (там подчеркнуто отгораживаются от пира во время чумы), но насколько может, настолько и празднует. Мне, в отличие от мейнстрима и отечественных онолитегов от автопрома, тупо место прописки не позволяет обойти эту тему. Выступлю скромненько - покажу музей истории Волжского автозавода, который не надо путать с бывшим Техническим музеем ВАЗа (имени Сахарова), где под открытым небом истребители, танки и настоящая подводная лодка "в степях Украины".



Допускаю, что, с одной стороны, ведомственный музей автозавода - банальщина, а фотографии оттуда наверняка массово растиражированы по интернетику. С другой же стороны, прежде, чем сесть за клавиатуру, принципиально не стал искать в сети никаких картинок и фактов, связанных с заводским музеем. Потому что не хочется замыливать собственную инфу, знания, впечатления, воспоминания и услышанные вживую рассказы той выкладкой, переписанной друг у друга, что выдают по запросу поисковые системы.

Музей запилю в нескольких частях, ибо кроме фоточек будут еще и буквы, а размазывать поток сознания ботинком по асфальту я люблю - как к месту, так и не к месту. В сегодняшнем псте - классическая продукция Волжского автомобильного.

Храм истории ВАЗа размещен в невысоком крыле большого здания заводского учебного центра. Слева:



И сразу пятиминутка лирики. Знаком с парой москвичей (с одним лично, со вторым виртуально), родившихся в столице и проживших там всю жизнь, которые никогда не были на Красной площади. Дни массовых гуляний у стен Кремля они не любят из гигенических соображений, в будни тоже не судьба - то быт заел, то пиво, а то и пиво. И тот, и другой объясняются почти под копирку: мол, вот появятся свои дети, тогда и будет повод сходить на Красную площадь, показать ребенку сердце родины. Ну то есть никогда, похоже.

У меня с музеем истории ВАЗа ситуация какая-то такая же, только без элемента "своих детей". Проживая от экспозиции на расстоянии трех троллейбусных остановок, я десятилетиями не мог поднять задницу и посетить искомое место. В школе наш класс дважды водили в это культурное учреждение. В первый раз валялся дома с краснухой, весь такой изолированный от общества, чтобы случайно никого не заразить (а так хотелось). Спустя же несколько лет, в день повторного посещения, мы с боевыми товарищами тупо прогуляли все занятия и оттого знать не знали, что из расписания вычеркнут последнюю пару трудов и дружно поведут всех окультуриваться. Люлей-то нам чуть позже отвесили крепких и со всех сторон, но заводской музей вновь проскочил мимо.

Непосредственно вход:



Больше того, как каждый уважающий себя тольяттинец (есть такой миф, ага), сам в свое время отработал на дважды автомобильном заводе целых четыре месяца. Помню, однажды профсоюз собирал внутри музея массовку (для пышного приветствия неких больших дядей из Мск). Меня тоже назначили в толпу встречающих, и я опять туда не попал. Никаких либерально-принципиальных соображений, просто наша бригада не успевала изготовить для сборочно-кузовного производства ВАЗа суточную норму деталей. Ну и мастер цеха оставил половину народа на сверхурочные. Профкомовцы хоть и рассвирепели, да возразить побоялись: невыполнение плана по деталям грозило остановкой главного конвейера, а в те годы это одновременно и ЧП, и попадос на большие бабки из-за простоя ГК.

Посмотреть музей в любой другой удобный день - те же традиционные проблемы, всё как у всех. То кошка окотилась, то рожь заколосилась, то лень, то завтра, то в субботу. Вот и получилось, что попал туда только весной, совсем недавно. Пятиминутка лирики моде офф.

От музейного крыльца открывается вид на один из узнаваемых символов Тольятти - заводоуправление АО "АвтоВАЗ". Пять минут пешком, не больше.



На входе в зал посетителей встречает тесный ряд первых и легендарных моделей. Конкретно эта "троечка" - миллионный автомобиль, сошедший с главного конвейера автогиганта:



Сие событие зафиксировано заводскими летописцами 21 декабря 1973, всего через каких-то три с половиной года после сборки самой первой серийной машины. Цвет у ВАЗ-2103 годный и доставляет:



К слову ряды здесь действительно тесные. Экспонаты жмутся друг к другу, и посетителю представлена примерно четверть того, что в разные периоды было отдано на откуп ведомственному музею. Полтора года назад тогдашний глава автозавода Бу Андерссон публично обещал хранителям скорейший переезд и расширение пространства. Якобы всё должно случиться аккурат к 50-летию ВАЗа. Поскольку, повторюсь, интернетиком сознательно не пользовался, то сложно сказать, подкрепились ли его слова делом и отпраздновала ли экспозиция новоселье по состоянию на сегодняшний день.

Алая "двойка" 1974 года выпуска тоже очень хороша (и опять-таки цветом). Она появилась на музейной площадке относительно недавно (по историческим меркам), в 2001 году:



Сопроводительный стендик утверждает, что автомобиль прошел без капитального ремонта 110 тысяч километров, не подвергался капитальному ремонту, имеет полностью оригинальный кузов и родной движок под капотом:



И, конечно же, "копеечка". Главный (потому что ооочень распространенный) миф про конкретную машину (на фото) предсказуем: якобы вот он, тот первый ВАЗ-2101, выпущенный автозаводом 46 лет назад, в апреле 1970. Но нет. Вообще же, про самый первый "жигуль" и всё, что с ним связано, имеет смысл рассказать отдельно, наверное в виде поста-постскриптума. Попытки отыскать "тот самый чай" ВАЗ предпринимал еще в конце 80-х, и позже повторял розыск неоднократно, да без результата. Вишневый же экземпляр, который и выставлен на обозрение, был собран не в апреле 1970, а на четыре месяца позже, в августе.

Музейщики в полголоса винят в распространении небылиц журналистов. И не здешних областных, а заезжих столичных. Нашим в этом смысле нет резона раздувать из мухи слона, потому что всё рядом и легко уточняется. Федеральные же репортеры к фактологии, как и в целом к жизни, относятся легко: чем нажористее материал, привезенный ими в редакцию, тем монументальнее информационный выхлоп. Потому что вещают на всю страну, и кого там в Новосибирске интересуют мелкие подробности, первая это "копейка", или сто тридцать первая. ВАЗ-2101 на снимках - уже третий за 20 лет, который с чьей-то легкой руки назначен "самым первым". Только из того, что сам помню.

Условно считается, что это первый _товарный_ автомобиль из Тольятти, реализованный через торговую сеть. Почему "условно"? Ну вот лично я знаю и видел своими глазами две абсолютно разные "Калины", и каждая из них претендует на звание первой товарной, имеет соотвующий памятный ярлык и метку на борту.



"Копейка" оказалась в музее в 1989 году. С момента продажи у машины был один хозяин, который с удовольствием простился со своей "ласточкой" в обмен на новенькое авто из тогдашней заводской линейки.

В прошлом году, накануне юбилея ВАЗ-2101, единственный оставшийся в живых городской телеканал (абсолютно внезапно он называется "ВАЗ-ТВ") показывал старый видос из своих архивов о бывших владельцах музейной "копейки". Поймать тот сюжет в недрах Ютуба так и не получилось, но помню, что основным действующим лицом там была жена автовладельца. Женщина подробно описывала, как они всей семьей ежегодно катались на юга и много путешествовали по другим уголкам Союза. Автомобиль, по ее словам, за почти 20 лет эксплуатации "на дальняк" подвел их всего один раз. Чисто такой штрих, не претендующий ни на что.



АвтоВАЗ второй год подряд встречает большие круглые даты. В 2015 юбилей первого автомобиля принимал Бу Андерссон, уже бывший президент завода. Нынешнее 50-летие предприятия принимает новый - Николя Мор. И весьма забавно слышать, как оба иностранца пробуют выговорить по-русски чумовое для них слово "копейка". Тренировались они, видимо, мало, поэтому народное название ВАЗ-2101 оба произносили так же, как Криштиану Роналду пытается проговорить название банка "Открытие" в известном рекламном ролике. Ну это так, заметка на полях, не более.

А вот вазовская классика уже из новейшей истории. Именно так - из новейшей. Данная "семёра" не первый экземпляр модели, не 100-тысячный и не миллионный. На фото - самый последний автомобиль ВАЗ-2107, покинувший нитку конвейера. Даже глобальнее: 29 июля 2011 года именно этой машиной цвета "Сочи" ВАЗ _окончательно_ закрыл производство классики, тем самым отправив навечно в историю целую эпоху отечественного автопрома.



Табличка под бампером собщает посетителю, что в период с 1982 по 2011 автогигант произвел на свет божий 2 миллиона 874 тысячи 382 машины под маркой ВАЗ-2107.



Бонусом еще немного выставочных витрин, которые имеют отношение к классическим авто из Тольятти.

Тут, к примеру, сохранена для истории пробная деталь кузова, отштампованная в прессовом производстве ВАЗа 18 февраля 1970, за два месяца до выпуска первой готовой "копейки". Разумеется, важное событие осветила на первой полосе заводская многотиражка. Ниже и справа - первая отливка поршня двигателя, изготовленная силами металлургического производства 21 апреля 1970.



Продукция соцстран, какую те поставляли на автозавод в мохнатые годы:



ГДР, Венгрия, Польша, Югославия..



Собственно, и всё. Этим заканчиваются "классические" экспонаты заводского музея истории. Ни "четвёрки", ни "пятёрки", ни легендарнейшей "шахи". Силюсь вспомнить, если ли эти модели на площадке бывшего Технического музея ВАЗа (сейчас он не имеет к заводу никакого отношения). По-моему, в доступной посетителю экспозиции - нннет. Если только гниют в запаснике, но на него, запасник, надежды мало. Однажды уже запиливал в сюда пару постов о том, как оттуда бесследно исчезают целые музейные автобусы и во что превращаются экспонаты, выставленные когда-то на всеобщее обозрение (раз - http://chaga.livejournal.com/23756.html, два - http://chaga.livejournal.com/24622.html).

Так или иначе, буду наивно верить, что после расширения ведомственного музея все пробелы восполнятся, а вместе с ними выйдет из тени то, что хранители не смогли впихнуть в старый тесный зал при учебном центре ВАЗа.

В течение недели постараюсь накидать еще пару-тройку кусков про этот любопытный объект - музей истории АО "АвтоВАЗ".

Такая классика.

Вторая часть из музея истории ВАЗа: http://chaga.livejournal.com/64429.html.
Третья часть: http://chaga.livejournal.com/65142.html.

вазон, сельски вести, высушить и в музей, очаг культуры, такой расклад, вкус праздника

Previous post Next post
Up