(перевод колонки из The Moscow Times 25/04)
Российская политика является довольно странным видом спорта. Она похожа на политику в привычном смысле не более, чем американский футбол на его европейский аналог. В спортивных терминах, президентская кампания напоминает рестлинг и начинается с того, что претенденты выходят на ринг, демонстрируют свою внешность и антураж, делают заявления - после чего у всех на глазах вступают в поединок. В России же ринг покрыт густым ковром, под которым исчезают то один, то другой участник игры, и о ходе схватки, которая там происходит, публика может догадываться лишь по чьей-то случайно появившейся пятке. Приходится вообще гадать, происходит ли там борьба - или коллеги мирно беседуют о своих домашних животных.
Отчетный доклад Премьера Путина перед Госдумой поставил наблюдателей в тупик, которые тут же стали гадать, является ли он началом президентской кампании Путина или нет? По стандартам обычной политики нет. Выдержанный намеренно в стиле речей генеральных секретарей, доклад продолжался почти два с половиной часа и был перегружен цифрами настолько, что усыпил не только депутатов, но даже и министров путинского правительства, присутствовавших в зале. (Для справки - в прошлом году Путин уложился с докладом всего в один час двадцать минут.) А главное, доклад не содержал мессиджа, который бы мог бы стать платформой кандидата в президенты. Премьер кратко рассказал об успехах и и прописал рецепты для последующего улучшения ситуация в виде выделения новых денег в отдельные отрасли и социальные программы.
С другой стороны, выступление Путина по содержанию не было похоже и на отчет, ибо в основном было посвящено планам будущих действий. Не лишне вспомнить, что все главные повороты в политике СССР провозглашались генеральными секретарями именно в форме «отчетов» на съездах компартии. Наблюдатели сразу отметили и стилистическое родство выступления Путина с речами советских лидеров. Журналист Андрей Колесников нашел, что «Структурно, стилистически, содержательно отчет председателя правительства фантастическим образом напоминал Отчетный доклад товарища Сталина … на XVII партсъезде (1934 год).» И так же, как в советские лидеры умели вкрапливать в поток бессмысленных клише ключевые слова, так и в речи Путина прозвучало ключевое слово «стабильность» -- которое вполне достаточно для выражения его потенциальной предвыборной программы. По мнению обозревателя портала politcom.ru, «основной смысл выступления Владимира Путина -- «Стране необходимо десятилетие устойчивого, спокойного развития. Без разного рода шараханий, необдуманных экспериментов, замешанных на неоправданном подчас либерализме»». Никаких структурных изменений в экономике - и тем более в государственном устройстве.
Нет сомнения, что это именно тот мессидж, который хотела бы услышать от кандидата в президенты большая и очень влиятельная группа избирателей - а именно чиновники и силовики. Именно эти группы стали бенефициарами путинской «стабильности», и они были бы против любой иной политической программы.
Подтверждением этого стала реакция политического истеблишмента на опубликованный в прошлом месяце доклад президентского Института современного развития "Обретение будущего. Стратегия-2012.» (По догадкам наблюдателей подковерной борьбы, этот доклад является потенциальной программой нового президентского срока самого Медведева.) Руководство партии «Единая Россия» устами своего видного функционера назвало ИНСОРовский доклад «провокацией», а всегда поддерживающая «Единую Россию» Федерация независимых профсоюзов обвинила ИНСОР в «разжигании социальной розни» и пообещала обратиться в прокуратуру, требуя наказания. У левого экономиста Михаила Делягина чтение доклада вызвало жуткую картину: «… перед глазами встают разрушенные города, мертвые деревни, трупы, которые эти фразы несут моей стране, моему народу. ..."Стратегия-2012" -- стратегия уничтожения России.»
Что же возмутило их в докладе президентского института? Скорее всего предложения мер по преодолению той самой «стабильности», которая по мнению авторов, чревата новым застоем и тяжелым кризисом. Доклад видит их в радикальной политической реформе, которая укрепит права собственности и вернет независимый суд. Предлагается «дебюрократизация экономики», в области государственных институтов - возвращение выборов на всех уровнях власти, свобода СМИ и даже такая революционная мера как расформирование ФСБ.
Сегодня уже ясно, что существуют две противоположные политические программы, которые могли бы стать президентскими платформами главных кандидатов. Но остается вопрос, кто из них выдвинет в конечном итоге свою кандидатуру? Ведь, если быть честными, нужно признать, что о происходящем под ковром мы можем только догадываться.