Мир прощается с Фиделем Кастро. Личность гигантского масштаба, он заслужил и слова восхищения единомышленников, и проклятия несогласных и "не вписавшихся". В сознании каждого советского человека образ кубинского лидера был абсолютно положительным, романтическим символом, частью советского "иконостаса", собрания нерефлексируемых знаковых фигур. В годы моей учёбы в универе у нас в группе была кубинская девушка Сусанна. Она учила меня испанскому языку и рассказывала анекдоты про Фиделя. Такие же были у нас и про Брежнева. Или почти такие же... Рефлексия и понимание пришли много, много позже.
Я практически всю свою сознательную жизнь - противник революций. По крайней мере таких, которые предполагают активные перемены в жизни людей, инициированные чужой волей. И всё-таки социальная революция, если она происходит на фоне национально-освободительной, приобретает шанс в моих глазах. Высвобождение из-под сторонней воли, чужого произвола всегда может стать отправной точкой для переустройства жизни к лучшему на новых началах.
Фидель Кастро в Нью-Йорке, 1959
Click to view
Едва ли такое переустройство в достаточной мере удалось на Острове Свободы. Хуже того, плата за свободу оказалась в кубинском варианте неприемлемо высока. Советские займы помогли в стоительстве социализма, но советский опыт плохо ложился на тропическую латиноамериканскую почву, конвертируясь в итоге во всеобщую бедность и разруху. И всё же сейчас эти просчёты отступают на второй план. Нравственная составляющая кубинской революции и сегодня, в 21 веке, берёт верх над материальной - и в этом её уникальность.
И
вот тут вроде бы всё и верно пишет человек, а всё равно так и подмывает сказать - а пошёл ты знаешь куда.
Так
отреагировал на смерть Кастро новоизбранный американский президент Дональд Трамп:
"Сегодня мир отмечает уход жестокого диктатора, который подавлял собственный народ на протяжении почти шести десятилетий. Наследие Фиделя Кастро - это расстрельные команды, воровство, невообразимые страдания, бедность и отказ людям в их фундаментальных правах. Хотя Куба остается тоталитарным островом, я надеюсь, что сегодняшний день отмечает отход от ужасов, которые пришлось терпеть слишком долго, к будущему, в котором замечательный кубинский народ в конечном счете будет жить в свободе, которую они так заслужили."
И, как нас учит история, в этой максиме есть грань правды. Но вот и
другая грань:
"Мы не являемся ни профессиональными возмутителями спокойствия, ни слепыми сторонниками насилия, при условии, что наше стремление сделать родину лучшей может осуществиться с помощью оружия убеждения и ума. Нет такого народа, который пошел бы за группой авантюристов, пытающихся ввергнуть страну в гражданскую войну там, где не царит несправедливость и мирные легальные пути открыты всем гражданам, участвующим в гражданском столкновении идей.
Мы согласны с Марти в том, что «преступником является тот, кто толкает страну к войне, которую можно избежать, но и тот, кто не идет на войну, которая неизбежна». И кубинский народ никогда не увидит нас в роли поджигателей гражданской войны, которую можно избежать, но я повторяю, что всякий раз, когда Куба окажется в постыдном положении, как это случилось после 10 марта, преступлением явится отказ от неизбежного восстания. Если бы мы увидели, что перемена обстоятельств и обстановка позитивных конституционных гарантий диктуют изменение тактики борьбы, мы пошли бы на это, но лишь в силу интересов и желания нации и никогда в силу трусливого и постыдного соглашения с правительством. И если от нас требуют этого компромисса как цену за предоставление свободы, мы отвечаем категорическим «нет».
Нет, мы не устали. После 20 месяцев мы стойки и непоколебимы, как и в первый день. Мы не хотим амнистии ценой бесчестия. Мы не станем к позорному столбу, поставленному бесчестными угнетателями. Лучше тысяча лет тюрьмы, чем унижение. Лучше тысяча лет тюрьмы, чем утрата достоинства. Мы делаем это заявление обдуманно, без страха и ненависти. Сейчас, когда прежде всего нужны кубинцы, готовые принести себя в жертву, чтобы спасти гражданскую совесть нашего народа, мы с удовольствием предлагаем себя. Мы молоды и не страдаем от ублюдочных амбиций. Так что пусть нас не боятся политиканы, которые по разным более или менее замаскированным дорожкам уже спешат на карнавал личных вожделений, позабыв об огромной несправедливости, от которой страдает родина. И теперь не только амнистии, но даже улучшения условий тюремного содержания, через которые режим проявляет всю свою ненависть и ярость в отношении нас, мы не будем просить. Единственное, что мы приняли бы от наших врагов с удовлетворением, как сказал однажды Антонио Масео, так это окровавленный эшафот, на который другие наши товарищи, более счастливые, чем мы, сумели взойти с высоко поднятой головой и спокойной совестью человека, приносящего себя в жертву святому и справедливому делу родины. В ответ на позорное соглашательство мы сегодня, 77 лет спустя после героического протеста Бронзового Титана, провозглашаем себя его духовными сыновьями."
И ещё: - Жизнь без идей не стоит ничего. Нет большего счастья, чем бороться за них.
- Капитализм отвратителен. Он несет лишь войну, лицемерие и соперничество.
- Ни одну из современных мировых проблем нельзя решить силой. Нет глобальной мощи, технологической мощи, военной мощи, которая могла бы гарантировать полную безопасность.
И совсем уже мистическое пророчество:
- США пойдут на переговоры с нами, когда у них будет черный президент, а папой римским станет латиноамериканец.
¡Duerme en paz, Comandante! Спасибо за все уроки. И за пробирающее до позвоночника звучание испанского языка тоже.
Фото:
http://www.nydailynews.com/news/world/remembering-life-career-cuban-communist-gallery-1.2887638?pmSlide=1.48935Видео:
https://www.youtube.com/watch?v=szAR1WC_EjM&t=205s