Итак, мы проснулись в свежевыстроенном приюте для паломников на берегу Ю-чу. То, что мы купили вчера в магазине полностью подошло под правило 25% - самые длинные штучки с коровой оказались отвратительными на вкус. Их даже собака не ела. Зато пивасик с брендом "Dali" наш кэп заценил, и потом употреблял регулярно вместо газировки. Кажется, это была самая дешевая ночевка на все время пребывания в Китае - с нас взяли вроде бы по 5 юаней с носа, то есть 25р с человека - за это мы получили извечный кипяток, свежеоструганный пол, потолок и цампу для всех желающих на завтрак. Путь наш лежал по мосту через лазурные воды реки на тот берег, где довольно скоро мы стали подниматься практически вертикально вверх по серпантину тропки.
В каждом порту меня ждет сестра
Я шла и думала: "Сейчас на календаре 31ое декабря, чем заняты россияне на одной шестой суши?". Под ногами сыпались мелкие камни, на дороге встал мохнатый як. Россияне наверняка просыпались дома и начинали готовиться к празднику. Як тем временем понял, что от нас милости ждать не стоит, повернулся и пошел вниз, не падая, не прилагая никаких особых усилий. В это время наши соотечественницы принимали ванну, шевелили пальцами ног в воде и придумывали, что одеть и что приготовить. По поводу одеть у меня альтернатив не было: 1. термобелье, 2. штаны, 3. свитер, 4. шапку, 5. куртку. То же самое, что я одевала вчера, позавчера и позапозавчера. Хуже того - это же самое мне придется носить еще ближайшие 8-9 дней. На ужин у меня была запланирована праздничная чечевичная похлебка с овощным бульоном и пемиканом, кисель и мармеладки. Жизнь удалась! - втыкала я палки в склон.
Дорожка наша шириной сантиметров 30, виляет из стороны в сторону, а вокруг обступают обычные среднерусские сосновые леса. Порой встречается лиственный "подшерсток". ТОлько все же не Россия, вспоминаем мы, когда видим на ручье водяную мельницу с молитвенным барабаном, вращающимся по часовой стрелке. Вроде бы именно в тот день мы встретили первых паломников - трое веселых тибетцев с легкомысленными рюкзаками и бамбуковыми палками щебеча выкатились нам навстречу.
Отпраздновали мы Новый год тихо, спать легли рано, а проснулись светло и свежо. Горняшка отступила, сны были о чем-то большем, и солнце золотило наш самый радостный перевал Гебу-Ла. Мы взлетели на него в 9 утра, полные сил и счастья. Поэтому заныкали там геокэшинговый тайник и сделали веселые фотки. Много.
На карте, которую нам прислали немцы, ходившие кору в сентябре, этот перевал то ли не был отмечен вовсе, то ли там была люто переврана его высота. На съемках из космоса его и вовсе не видно - Гебу Ла спрятался среди деревьев. Но посмотрите, как там славно! Вдали видна необычная гора, ее изображения мы потом обнаружили в храме деревушки Гебу на берегу реки Ю-чу.
А на спуске, живописном, безводном и приятном я вусмерть убила свои ногти. Мои ботинки, прекрасно показавшие себя в плане непромокаемости, тепла и удобства уничтожили 8 из 10 ногтей на пальцах. Когда спускаешься вниз, пальцы все время бьются об ботинок изнутри, если их не зафиксировать жестко. Было больно. На привале из носка выглянули синие-черные-лиловые ногти. "Не беда", - подумала я - "Сейчас январь, к июню все отрастет обратно и будут у меня красивые ступни в босоножках!". Как вы догадываетесь, я ошибалась, ногти отрасли только сейчас, все лето я, забив на эстетику, светила синюшными пальцами, оскорбляя эстетические чувства футфетишистов.
Видите, растительность опять сменилась, откуда-то взяли опунции! Внизу видна деревушка Гебу. По наводкам Белки и Сельвачева, полицейский пост есть только за следующим перевалом, поэтому мы, не особо скрываясь, врываемся в деревню и просим электричества, крыши над головой, кипятка и газировки!
Эта первая тру-тибетская деревня на нашем пути и мы ошарашены вообще всем.
Сопливыми детишками с плохими зубами, весьма ассимметричными лицами, которые по вечерам смотрят в подсобке магазина китайский сериал на ноутбуке. МАльчишки гоняют по пыльной дороге колесо из проволоки. Одному из них я подарила открытку с Чуровым - он как раз бородатый, на фоне Кремля, полная картинка экзотики!
Странной традиционной одеждой людей и росписью домов.
Мы зашли в храм во время вечерней молитвы.
Когда я с Сашей гуляла вечером по селу, мне хотелось остаться тут и снова стать врачом. Пожить месяц, вылечить пару-тройку крестьян от зубной боли, освоить акушерство, гинекологию, простые хирургические навыки зашивания ран. Есть каждый день свиное сало, фасоль и эту вездесущую лапшу быстрого приготовления, научиться делать 50 блюд из ячменной муки цампы. Завести свою террасу и вырастить на ней что-то съедобное.
Утром Славин пошел чистить зубы и жестами договорился, чтоб на следующий перевал наши рюкзаки доставили мулы. Хозяйка мулов, Момо и ее дочка (сестра? подруга?) Кончита честно отработали свои юани, дойдя с нами до самого верха, где они стыдливо выпросили у нас "каких-нибудь" таблеток, показывая то на больной живот, то на больную голову. Мы вручили им активированный уголь и леденцы от кашля.
И вот тут нам навстречу повалили гурьбой паломники!!! Веселые старушки, дети, женщины, мужчины, старики - кору идут все! Казалось, что все семейство снимается с якоря, хвататет гнутые бамбуковые палки, перевязанные веревочками, засовывает между ними ватное одеяло и идет в путь, отмеривая шаги палкой, сломанной где-то по пути. На этом участке туда-сюда курсируют мотоциклисты, смешные подростки гоняют на байках прямо по краю пропасти. Конечно, такое мы пропустить не могли. Мы с Сашей тут же поймали эту ватагу и жестами попросили нас покатать. Ребята!!!! Это было ОХУЕННО!!!! На полной громкости грохочет тибетская музыка, по гармонии чем-то напоминающая башкирскую, пыль, лязг, ты сидишь позади вихрастого тибетца и мчишься по краю горы, визжа то ли от ужаса, то ли от восторга.
Момо, мулы и Кончита прощаются с нами.
Наш самый халявный перевал Тангбо-Ла.
И надо мной держит черный плащ Тот, кто сторожит баржу
Снова мучительный спуск, пальцы ноют - я с утра перемотала ногти лейкопластырем и попросила не отваливаться. ПОлдня они еще держали слово, а теперь дорога снова уходит вниз и я страдаю.
Это вот очень крутая фотка. Китай хочет переебать Тибет по своему. Сделать тут дороги, поселить китайцев, начать добывать полезные ископаемые, ну вы понимаете - поиметь с такой огромной неосвоенной территории выгоду. Но сама природа против такого варварства - вот они делают дорогу: не тропу, не дорожку, а нормальную трассу, хайвэй. Экскаватор копает грунт, рубят деревья, привозят щебень. Но гора тут же засыпает все сделанное лавиной из камней. Сейчас этот экскаватор отрублен от дороги, его не спустить вниз и не поднять наверх. Мы шли и вспоминали Аватар, а еще грустили, что, может, видим это все последний раз, и наши потомки не застунут уже тибетского ТИбета, будет такой же Китай, как и везде. Ведь они стопудово победят, они знаете какие упорные?
Ну потом были шпионские страсти. Тибетцы отлично поняли нас - мы не хотим встречаться с китайскими погранцами и полицейскими, и первый же мальчишка спрятал нас к себе в джип и отвез к друзьям, которые нас перебросили в автобусик и отвезли в деревню Абэ. Там был такой учитель английского, девочки!!! Like a hansome man - сказал он, увидев эту фотку.
Дорога до Абэ добавила адреналина в наши заячьи сердца. Я ссалась, что нас выпалят полицейские, Дрон ссался за то, что наш водила не умеет водить машину и какой-то участок вел вместо него, Славин ссался, когда колесо автобуса повисло над пропастью, когда мы разворачивались. Наша попутчица в автобусе, хрупкая тибетка шумно и с душой блевала. Я вспоминала, что где-то тут, по берегам Салуина ехали Белка и Сашка, шкерясь под камнями.
Ночью наш водитель привел нас к себе домой. Мы шли мимо дискотеки, хлюпала грязь, хрюкали поросята, дорога шла в гору, я ничего не понимала. Нам приготовили чего-то типа чак-чака с острой барбарисовой приправой и уложили спать как метко выразился Димыч "между тигром и Мао Дзедуном". Туалета мы не нашли и сходили в хлев в коням.