Хочу сохранить свои комментарии из постов Лиды Мониавы про школу для особенных детей.
Собственно, мы с детьми вчера с утра взахлёб обсуждали, что именно нужно сделать в их школе, чтобы туда смог приехать учиться ребёнок на инвалидной коляске.
Пост один, про первое сентября и паллиативных детей -
https://www.facebook.com/lida.moniava/posts/3456139317771149?comment_id=3456934934358254¬if_id=1598934881439856¬if_t=feedback_reaction_generic&hc_location=ufi 1. Очень, очень многое придется переделать в школах до того, как хотя бы в Москве и Питере в них можно будет привозить Колю.
Начиная со школьных зданий. Пандус сработает на входе в школу, а что потом? Лестницы на этажи довольно узкие, наклон большой. В школе, где учатся мои дети, лестница к спортивному и актовому залу ещё уже обычных, и по-моему более крутая. В дверные проемы коляска с лежачим ребёнком не пройдет. Насчёт обычной инвалидной не уверена, может, не пройдет и она. Во многих классах места впритык на стандартные парты для всех детей, коляску ставить некуда. В туалеты никакая коляска не проедет никогда в жизни. Возможности выделить помещение для отдыха и перезагрузки детей, например, с аутизмом у школтакже часто нет (я знаю, о чем говорю, моей дочери по медпоказаниям было необходимо отдыхать в тишине. Так вот, в нашей школе такое место было ровно одно - кабинет директора). Это из физического окружения.
Дальше. Сейчас учителя по нормативам обязаны вызывать детям Скорую на абсолютно любое нарушение самочувствия. Любое. Плюс, если ребенок, например, споткнулся и упал на территории школы, и ему понадобился травмпункт - школу будут трясти как тузик тряпку. Дежурного учителя могут уволить. Это медицина.
Дальше. Мне интересно, сколько на Россию существует тьюторов, которые способны адекватно сопровождать хотя бы гиперактивного ребенка или дисграфика? Уж молчу про аутизм. А сколько детей, нуждающихся в тьюторе?
Дорога в школу для детей с особыми потребностями очень длинная. И в конце её пока часто ничего хорошего нет. Я близко сталкивалась с двумя особыми неврологически детьми в нашей школе. Им тяжело и окружающим тяжело.
Я за инклюзию, за информирование любых детей друг о друге. Но за инклюзию с человеческим лицом и адекватной организацией.
Пост второй, о том, что школе не нужно много ресурсов, чтобы обучать детей с особыми состояниями здоровья -
https://www.facebook.com/lida.moniava/posts/3458800317505049?hc_location=ufi 2. И всё-таки ресурсы большие. Вот смотрите:
1. Тьютор, который отвечает за питание, медицину, смену подгузника и т.п. В каком помещении тьютор будет это делать? Часть процедур делается где угодно, для части желательно уединение. Значит, нужно специальное помещение.
Тьютор будет выходить из класса с ребенком во время урока, если это будет необходимо. В большинстве классов, которые я видела, вход в класс расположен на линии доска-учительский стол. Если большую коляску поставить там, то нужно организовать пространство класса так, чтобы детям была видна доска и можно было легко к ней пройти. Можно переставить всю мебель так, чтобы вход оказался за последними партами. Перевесить обычную и электронную доски, возможно, поменять разводку электричества.
Можно ничего не менять, парковать коляску в конце класса и, если что, проезжать к выходу. Народ, в стандартной школе ширина прохода между партами не позволяет пройти коляске. Двигать их некуда, только если убрать часть. Но парты заняты все, следовательно, нужно сокращать классы. Это огромные изменения.
2. Не знаю, сколько места занимает гусеничный подъемник и нужен ли он один на все пролеты лестницы или по одному на каждый пролет. Но у меня есть нехорошее подозрение (и я его уже высказывала), что лестница с подъёмником станет непригодна для ходячих детей, которых обычно на лестнице толпа. Возможно, есть оборудование, которое можно поставить и снять быстро, только на время, нужное для подъёма и спуска.
Про туалет мне проще нарисовать, чем объяснить словами. Но скорее всего один санузел придется полностью переделать, потому что в кабинке с унитазом с трудом помещается ребенок без коляски, таких кабинок в санузле три вплотную одна к другой.
Далее, перенос занятий на первый этаж. В принципе, если действительно вопрос в трёх-четырех часах пару раз в неделю, это легко. Если колясочник учится полноценно в средней и старшей школе - вопрос, на каких этажах находятся кабинеты физики, химии, биологии, информатики - те, спец. оборудование из которых переместить непросто.
3. Кто научит учителей? Они ведь сами в большинстве случаев не знают, как относиться к невербальным детям и как с ними взаимодействовать.
А, не помню, писала ли я про юридический аспект. Во время уроков за жизнь и здоровье ребёнка отвечает школа. Если у ребенка есть особые состояния, учителя и администрация попросту боятся тюрьмы в случае чего.
То есть глобально я вижу две проблемы: организация пространства и незнание плюс страх.