О пользе карточных игр для архитектуры

Feb 05, 2022 08:23



Вторая редакция (сценарий в стиле Голливуда). 2022 г. Основано на реальных событиях. Совпадения имён и дат неслучайны.
Время чтения - 15-20 минут.

Вторая половина 19 века. Провинция Ирана Альхаммер, современный Хузестан.

(Начало вполне традиционное).

В Персии у эмира самопровозглашённого арабского эмирата Альхаммера араба Джабира из племени Бану-Кааб было три сына. Когда пришло время умирать, Джабир назвал преемником своего старшего сына - шейха Мазала. Шейх Мазал переименовал Альхаммер в Арабистан.
Младший сын Джабира Хазал подрос, отправил старшего брата к гуриям, а сам стал эмиром непризнанного никем Арабистана Хазалем аль-Кааби.
В начале 20 века в Арабистане британцами были открыты большие запасы нефти. В этой связи они немедленно подружились с Хазалом и официально признали его эмиром. Король Эдуард Седьмой даже посвятил его в рыцари империи. Всё это совсем не понравилось иранскому шаху. Персы вторглись в Арабистан, захватили его и переименовали в Хузестан.
Эмир Хазал аль-Кааби был торжественно отправлен в Тегеран под домашний арест. Последний правитель Ирана Реза-шах Пехлеви 10 лет терпел существование своего потенциального соперника. Когда ему это надоело, Хазал был казнён. Однако до своей казни он успел родить сына Незама Амери.

Через полвека. 1932 г. Спринг-Грин, штат Висконсин, Талиесин III - поместье Фрэнка Ллойда Райта

Во время вечернего чаепития Ольгиванна высказала интересную идею, касающуюся того, как им пережить Великую депрессию. Фрэнк слушал вполуха, его голова была занята очередным проектом. Впрочем, эту фразу жены он разобрал хорошо, и усмехнулся, раньше ему приходилось самостоятельно искать пути прокормить семью.

Фрэнку было 18 лет, когда родители развелись. Пришлось бросить школу и подрабатывать на жизнь. Он нашёл способ, сделать это с двойной пользой. Работал на декана инженерного факультета университета Висконсина и заодно там же два семестра бесплатно изучал гражданское строительство. Через год он понял, что хочет проектировать не только конструкции, но и здания целиком. Фрэнк бросил университет, переехал в Чикаго и сумел устроится на работу чертёжником к самому Луи Салливану. Это была удача!

За шесть лет в многоопытном офисе Райт успел стать изобретательным проектировщиком и занять отличную позицию ведущего архитектора. Но сорвался, и в нарушение контракта взял самостоятельную работу на стороне. Салливан его уволил, но тем самым подтолкнул к открытие своего дела.

В 26 лет Райт открывает собственный офис и сразу начинает проектировать линию ставших знаменитыми Домов Прерий. Это принесло известность и доход. Тот самый доход, который был крайне важен, учитывая, что к этому моменту ему нужно было кормить семью с шестью детьми!

Первые годы 20 века оказались крайне насыщенными. Множество частных заказов, развод, трагическая гибель второй жены с двумя детьми… Десять лет Фрэнк пытался убежать от судьбы, проектируя сначала в Японии, а затем в Калифорнии. Отель Империал, текстильные дома, семейные драмы и скандалы стали его визитной карточкой и принесли славу.

В 1928 году он нашёл свою последнюю любовь в лице черногорской танцовщицы Ольги Ивановны Лазович-Гинценберг, ставшей Ольгиванной Ллойд Райт. Успокоился. Вернулся в Талиесин. Работы почти не было. В стране бушевала Великая Депрессия.

Наконец Фрэнк попытался сосредоточиться на словах жены. «Тебе нужно создать школу, свою школу» - говорила Ольгиванна. «Причём это школа должна работать по принципу товарищества. Твои ученики будут совместно учиться и трудиться. Будут помогать тебе в проектах, строить новые здания Талиесина и даже заниматься сельским хозяйством. Это может помочь нам пережить ближайшее тяжёлые годы».

«А ведь она права» - подумал Фрэнк - «Не я буду платить моим сотрудникам, а наоборот сотрудники будут платить мне за то, что я их учу. Это гениально»!

Через пару дней Талиесин III превратился в архитектурную школу Фрэнка Ллойда Райта.



Мистер и миссис Ллойд Райт

Прошло 40 лет. 1971 г. Жемчужный Дворец. Караджа. Иран.

Её Императорское Высочество Принцесса Ирана Шамс Пехлеви старшая сестра последнего шаха Ирана сидела в любимом жёлтом кресле от Ээро Аарнио и рассматривала сверкающие бликами отражения на поверхности круглого бассейна Жемчужного дворца.
Свет лился отовсюду, проникая сквозь нежноматовую орнаментику купола. Лучи преломлялись многочисленными вставками муранского стекла, искрились на поверхности венского хрусталя и разноцветным фейерверком расцвечивали пространства дворца.
Шамс глядела на всё это великолепие и думала о том, что не зря несколько лет назад ей пришла в голову мысль заказать проект дворца Незаму Амери - талантливому ученику самого Фрэнка Ллойда Райта.



Принцесса Шамс Пехлеви.

На 40 лет ранее. 1932 г. Спринг-Грин, штат Висконсин, Талиесин III - поместье Фрэнка Ллойда Райта

Уэс, высокий брюнет, студент второго курса инженерного факультета Массачусетского технологического института, сидя за завтраком, читал утренние газеты. В разделе объявлений его внимание привлекло сообщение о том, что Фрэнк Ллойд Райт набирает учеников в частную архитектурную школу. Уэс в любом случае собирался с третьего курса начать изучать архитектуру в Массачусетсе. Но тут же сам Райт! Создатель стиля Прерий!

Уэс немедленно позвонил в Спринг-Грин, договорился с мэтром об интервью и улетел в Висконсин. Встреча с известным архитектором прошла успешно. Уильям Уэсли Питерс, для друзей Уэс, стал первым учеником Товарищества Талиесин.

Архитектурная школа Фрэнка Ллойда Райта была такой же нетривиальной, как и её основатель. Студенты в основном учились на практике. В начале учебы практика предполагала «изучение дизайна кухни» путем приготовления еды для семьи Райтов со товарищи. Дипломов в конце учебы студенты тоже не получали. Райт был уверен, что не обязательно иметь ученую степень. Вполне достаточно его рекомендательного письма.

Уильям оказался прилежным учеником не только на кухне Райтов, и тем самым очень полюбился Фрэнку. У него обнаружились редкие для будущего архитектора организационные способности. Райт не преминул воспользоваться этим фактом и сделал подающего надежды студента своей правой рукой. Уэс участвовал во всех крупных работах своего учителя и даже руководил такими знаковыми проектами, как Дом над Водопадом, штаб-квартира компании Джонсон Вакс и музей Соломона Гуггенхейма.



Уильям Уэсли Питерс

С первых дней в Талиесине Уэс фактически становится членом семьи Райта, а в 1935 году закрепляет эти отношения женитьбой на Светлане - приемной дочери Райта от брака с Ольгиванной Ллойд Райт.
К сожалению, первый брак Уэса закончился крайне печально. В 1946 году Светлана, беременная третьим ребенком, погибла в автокатастрофе. Находившийся вместе с ней в машине их двухлетний сын тоже не выжил.
Лишь через четверть века Уильям Питерс женился вторично, да и то лишь под давлением Ольгиванны. По стечению обстоятельств вторую жену Уэса тоже звали Светлана, но сразу после заключения брака она поменяла имя на Лана Питерс. Этому была веская причина, в прежней жизни эта Светлана носила фамилию Аллилуева и была дочерью Иосифа Сталина. Новый брак Уильяма оказался на редкость скоротечен, через полтора года Уэс и Лана развелись. Их дочь Ольга выросла и тоже избавилась от русского имени, став Крис Эванс.



Уэс и его вторая жена Лана Питерс (Светлана Алилуева)

Через 25 лет. 1957 год. Багдад. Ирак.

Восточным деспотиям редко везло на молодых и умных монархов. Единственному наследнику трона Ирака кронпринцу Фейсалу было всего 4 года, когда в автокатастрофе погиб его отец король Гази I, и мальчик был провозглашён новым монархом Фейсалом II.
Как только молодой король избавился от регентства своего дяди, он начал проводить политику культурного возрождения Ирака. В первую очередь был основан багдадский университет, открыта Национальная библиотека и началось строительство нового историко-археологического музея, куда планировалось собрать уникальные артефакты Месопотамии. На 1960 год было намечено проведение Олимпийских игр.

Мечтой короля было превращение Багдада в одну из архитектурно красивейших мировых столиц. Поэтому он, не раздумывая, заказывал проекты лучшим архитекторам 20 века. Ле Корбюзье проектировал Олимпийский стадион, над проектом университета работал Вальтер Гропиус, Национальный музей создавал Алвар Аалто. В 1957 году для строительства здания Национального Оперного Театра в Багдад был приглашён Фрэнк Ллойд Райт.

В Багдаде Райт был впервые, поэтому попросил разрешение для ознакомления с городом облететь его на самолёте, и заодно выбрать место строительства здания оперы. Фрэнку приглянулся пустой остров на Тигре в самом центре города. Это была часть королевских владений Фейсала II. Король оценил выбор Райта и сделал демонстративный жест. Накрыв ладонью на карте остров, он пожертвовал его в пользу будущего здания Багдадской Оперы.

14 июля 1958 во время военного переворота, устроенного подпольной организацией «Свободные офицеры» Фейсал II получил множество ран и скончался в больнице. Все его архитектурные замыслы канули в Лету.



Король Ирака Фейсал II

Прошло два года. Западный Талиесин. Аризона. ТАА, Архитектурная Ассоциация Талиесина.

9 апреля 1959 все находившиеся в кампусе Западного Талиесина ученики и преподаватели школы Райта собрались перед домом мастера. Этот день оказался самым тяжёлым для Архитектурной Ассоциации. Фрэнк Ллойд Райт умер.
Ольгиванна Ллойд Райт осталась главой Фонда, который они когда-то основали. Уильям Уэсли Питерс, зять и протеже Фрэнка Ллойда Райта, занял пост председателя - главного архитектора Архитектурной Ассоциации Талиесина и долгие годы руководил школой своего наставника.

В середине шестидесятых годов Уэсу внезапно позвонил старый приятель, один из бывших его соратников по Товариществу Талиесин, единственный иранский ученик Фрэнка Ллойда Райта Незам Амери. Между ними произошел непродолжительный разговор, внесший существенные коррективы в творческую жизнь Уэса на много лет.



Фрэнк ЛЛойд Райт

Годом ранее. 1958г. Скоттсдейл. Аризона. США.

В Скоттсдейле приятно коротать осенние вечера, освежаясь прохладным мартини и разглядывая медленно ползущие по небу белые кудрявые стада. Осенью 1958 года именно этим занимался Фрэнк Ллойд Райт, расписывая пульку на террасе своей виллы с приятелем Грэйди Гэммиджем, президентом университета Аризоны. Два старика сидели уже третий час, и великий архитектор безбожно проигрывал. А когда все имеющиеся в доме наличные закончились, он и вовсе погрустнел. "Слушай, друг Фрэнки - вдруг обратился к нему Грэйди - А не сыграть ли нам на твой проект оперного театра в Багдаде. Я слышал, что после казни мальчишки-короля новые правители Ирака не жаждут воплощать в жизнь его градостроительные фантазии!?" "Ого! - подумал Райт - Какой замечательный случай пристроить беспризорный объект и существенно пополнить банковский счёт!" Он с радостью согласился на предложение приятеля и немедленно проиграл ему багдадский проект.

...

Весь последний год своей жизни Фрэнк Ллойд Райт занимался адаптацией проекта багдадской Оперы для условий Финикса и превращения его в проект Аудиториума университета Аризоны.



Фрэнк Ллойд Райт и  Грэйди Гэммидж с проектом Аудиториума

1965 год. Тегеран. Иран.

Незамедину Хазалу Каби Амери было грех жаловаться на своё детство и юность. Он рос под неусыпным внимаем шаха Ирана Реза Пехлеви, того самого, который велел казнить его отца, когда Незаму едва исполнилось 10 лет.

У Незама была относительная свобода, он жил с матерью в Тегеране, свободно передвигался по городу, ходил в школу, хотя покидать столицу ему было запрещено. Мальчик проявлял склонности к рисованию и точным наукам. Его юношеским вожделением была архитектура.
Как только по окончанию Второй мировой войны появилась возможность покинуть Иран, Незам улетел в Англию, а затем в США, где через несколько лет закончил бакалавриат архитектурного факультета университета Кента.

Это был 1952 год, знаковый и поворотный для Незама. Также, как многие другие, также, как 20 лет назад Уэс, Незам влюбился в творчество Райта. Также, как и 20 лет назад Уэс, он отправился в Талиесин на интервью к мастеру.
В следующие два года Незам Амери учился и работал с Фрэнком Ллойдом Райтом и Уильямом Уэсли Питерсом. На Ближний Восток он вернулся представителем Архитектурной Ассоциации Талиесина, участвовал в проекте Багдадского оперного театра. Но не сложилось. Коррективы внесла иракская революция. Проекты Райта в Ираке были отменены. Незам Амери вернулся в Тегеран и с друзьями открыл собственный архитектурный офис.

Когда в 1965 году принцесса Шамс Пехлеви старшая сестра последнего шаха Ирана попросила его стать автором её нового дворца, Незам не мог отказать. Не мог несмотря на то, что Шамс была дочерью убийцы его отца.


Сразу после разговора с принцессой Незам позвонил Уэсу и предложил ему участие Архитектурной Ассоциации Талиесина - Фонда Фрэнка Ллойда Райта в проекте дворца принцессы Шамс.



Незам Амери (третий слева) в школе Райта.

***

Приложение: Круглые дворцы Райта.

Оперный театр в Багдаде.

На панорамной перспективе к проекту здание оперы можно разглядеть в дальней части острова на Тигре. По замыслу Райта она являлась одним из ключевых объектов будущего культурного центра Багдада со скромным названием "Сады Эдема".
Отметим важных для нас признака композиции здания Оперы.
Во-первых, наличие круглого плана. Это не ново для проектов Райта, но существенно в данном случае, поскольку создает идеальный остров в водном окружении. Тема круга занимает его в течение длительного периода творчества. Эта форма не только символ равновесия, но и идеальное функциональное пространство в категориях органической архитектуры.
Второе: от круглого "острова" в воду спускаются два полукруглых моста не совсем понятной мне функциональности. Возможно, внизу предполагались пристани для лодок.
Кроме того, фасадная аркада драпируется изнутри воздушными полусводами, отсылающими зрителя к образам тканей в интерьерах востока. Эту тему Райт пробует в разных проектах «круглого периода» своего творчества. Питерс её подхватывает и адаптирует во многих проектах после смерти Райта.
И, наконец, чтобы набрать высоту композиции она подчёркивается легчайшим шпилем, завершающим силуэт купола, имеющего многозначную форму. Райта по его же словам вдохновляли рассказы из «Тысячи и одной ночи». Этот купол - символ нереальности, соединяющий наш мир с миром восточных сказок.









Мемориальный зал Грэйди Гэммиджа

Ни сам Фрэнк Ллойд Райт, ни его приятель Грэйди Гэммидж не дожили до окончания строительства аудиториума в Финиксе. Они ушли из жизни в 1959-м году. Аудиториум официально закончен в 1964-м. В сущности, Райт в этом проекте не участвовал и аудиториум был полностью построен его учениками и коллегами из Архитектурной Ассоциации Талиесина. Поэтому, если не нравится вариант багдадской оперы в Аризоне, можете все валить именно на этот фактор.
В чем существенная разница с проектом в Багдаде? В первую очередь тут нет никакой воды, роль которой выполняют тривиальные заасфальтированные подъезды. Почему я так думаю? Потому, что те самые багдадские мосты тут сохранились, и выполняют функцию пешеходных мостиков над дорогой - выходов из аудиториума.
Объемные конструктивные полукружия колоннады исчезли. Их заменила декорация, вероятно имитирующая театральные занавеси.
Но самым удивительным в этом здании стал его цвет. Наконец, хотя бы после смерти, воплотилась мечта Райта о розовом фасаде. Вы, наверное, помните, что он категорически рисовал розовый фасад для музея Гуггенхейма в Нью-Йорке?!



Музей Соломона Гуггенхема в Нью Йорке. Проект.

Но тогда нью-йоркские власти не пожелали увидеть такой неожиданный цвет в пуританском районе Манхеттена. А тут, хоть и с массой примесей, но розовый торжествует. И, кстати сказать, в сумрачных цветах архитектуры Финикса смотрится вполне достойно.
Но образ, господа! Несмотря на отсутствие шпиля образ востока остался несмотря ни на что.







Жемчужный дворец

Уильям Питерс, как и его учитель, был очарован романтикой рассказов Шахерезады. Он любил историю и симпатизировал культуре древнего Ирана. Его мечтой было создать волшебный дворец с хрустальным куполом. В своих беседах с Уэсом принцесса Шамс в числе прочего упомянула о своих дорогих жемчужных украшениях. Услышав эти слова, Уильяму пришла идея произведения - «Жемчужный дворец». Это определило логику проекта и даже графику архитектурных эскизов. Первоначальные перспективы были выполнены тушью в стиле традиционной иранской миниатюры.

Полупрозрачный центральный купол - метафора жемчуга. Купола накрывают сад, бассейн, фонтаны, зал приёмов. Пологий изогнутый пандус соединяет банкетный зал с жилой резиденцией и заканчивается в апартаментах принцессы под мраморным спиральным «зиккуратом».

Особое внимание в проекте уделено интерьерам дворца, над которыми работали все учащиеся и сотрудники Архитектурной Ассоциации Райта.
При проектировании дверей, мебели, люстр, стен, потолков и светильников многократно повторяется идея круглых элементов. Дорогое и модное в те годы оргстекло используется во всех возможных формах (прозрачное, полупрозрачное и непрозрачное) и различной толщины, что позволяет обеспечить разнообразное естественное освещение во всем дворце. Стены в большинстве залов выполнены из итальянского мрамора или покрыты сусальным золотом художниками галереи Уффици из Флоренции.


Строительство Жемчужного дворца продолжалось с 1966 по 1968 год под управлением Фонда Фрэнка Ллойда Райта Уильямом Уэсли Питерсом при сотрудничестве Уильяма Кейса и Незама Амери. Дворец Шамс Пехлеви заброшен с 1979 года, однако в 2003 году он был внесён в список национального наследия Ирана, и, возможно, будет восстановлен.















***
#Scottsdale #Arizona #USA #ASU_Gammage #Grady_Gammage #Arizona_State_University #William_Welsey_Peters #Frank_Lloyd_Wright #Taliesin_West #Grady_Gammage_Memorial_Auditorium #Frank_Lloyd_Wright_Architects #Taliesin_Associated_Architects #TAA #Frank_Lloyd_Wright #Olgivanna_Lloyd_Wright #Faisal_II #Baghdad #Iraq #Plan_for_Greater_Baghdad #Crescent_Opera_House #Baghdad _Opera #Pearl_Palace #Morvarid_palace #Shams palace #Princess_Shams_Pahlavi #Shams_Pahlavi #Iran #Mohammad_Reza_Pahlavi #Karaj #Mehrshahr #Amery_Kamooneh_Khosravi_Consulting_Architects #NAKK

***
Об иракской революции и пользе карточных игр для архитектуры. Первая редакция. 2009 г. https://carmelist.livejournal.com/233379.html
Об аудиториуме Гэммиджа - http://www.galenfrysinger.com/arizona_gammage.htm
О здании Багдатской Оперы - https://archi.ru/elpub/91497/bagdadskii-proekt-opery-frenka-lloida-raita-metafora-i-ikonicheskii-obraz
О Жемчужном дворце - https://yomadic.com/shams-palace-iran-tour
https://en.imna.ir/photo/426614/Eagle-ray-palace-home-to-abundant-symbolic-geometry

#karaj, #arizona_state_university, #iraq, #shams, #olgivanna_lloyd_wright, #pearl_palace, #grady_gammage, #baghdad, #mehrshahr, Ирак, #scottsdale, #arizona, Иран, #taa, #shams_pahlavi, #asu_gammage, #crescent_opera_house, #taliesin_associated_architects, #plan_for_greater_baghdad, #iran, #frank_lloyd_wright_architects, 100, #usa, США - usa, #taliesin_west, Фрэнк Ллойд Райт - Frank Lloyd Wright, #morvarid_palace, #nakk, #grady_gammage_memorial_auditorium, #faisal_ii, Архи-Факты, #amery_kamooneh_khosravi_consulting_arch, #frank_lloyd_wright, #mohammad_reza_pahlavi, #princess_shams_pahlavi, #william_welsey_peters

Previous post Next post
Up