Об иракской революции и пользе карточных игр для архитектуры.

Nov 27, 2009 16:17





В Скоттсдейле приятно коротать осенние вечера, освежаясь прохладным мартини и разглядывая медленно ползущие по небу белые кудрявые стада. Осенью 1958 года именно этим занимался Фрэнк Ллойд Райт, расписывая пульку на террасе своей виллы с приятелем Грэйди Гэммиджем, президентом университета Аризоны. Два старика сидели уже третий час, и великий архитектор безбожно проигрывал. А когда все имеющиеся в доме наличные закончились, он и вовсе погрустнел. "Слушай, друг Фрэнки - вдруг обратился к нему Грэйди - А не сыграть ли нам на твой проект оперного театра в Багдаде. Я слышал, что после казни мальчишки-короля новые правители Ирака не жаждут воплощать в жизнь его градостроительные фантазии!?" "Ого! - подумал Райт - Какой замечательный случай пристроить беспризорный объект и существенно пополнить банковский счет!" Он с радостью согласился на предложение приятеля и немедленно проиграл ему багдадский проект.

Это был мой вольный пересказ бытующей в архитектурных кругах легенды. Сколько в ней правды, я не знаю. Но факт остается фактом: здание королевского театра Фейсала II вместо Багдада было построено в прериях Аризоны в качестве мемориального универсального зрительно зала Грэйди-Гэммидж университета Финикса.

Багдадская опера от Фрэнка Ллойда Райта



"В 1957 г. Ф.Л. Райт был приглашен в Багдад, который уже начали застраивать небоскребами разные западные архитекторы. Фейсал II и его просвещенный премьер-министр пригласили Райта для строительства здания оперы. В 1958 г. в Ираке произошла революция, король и вся его семья были убиты, а проект Ф.Л.Райта так и не был осуществлен. Ко времени приезда архитектора в Багдад там уже были возведено здание гимназии и должен был появиться стадион, приуроченный к Олимпийским играм 1960 г. (Ле Корбюзье), Национальный музей искусств (Алвар Аалто) и многие другие здания, а чуть позднее - Багдадский университет (1959-1961) Вальтера Гропиуса.

Замысел проекта явился Ф.Л. Райту уже в мае 1957 г., когда он находился в Багдаде. Ему разрешили облететь Багдад на самолете. С высоты птичьего полета он увидел остров, ничем и никем не занятый, и находящийся практически в центре города. План созрел мгновенно после посадки и просмотра местоположения острова на карте. Остров находился напротив университета и собственно центра города. Это была удача. Однако, как выяснил Райт, остров входил в число монарших владений. Следовательно, встреча с королем Фейсалом была неизбежна. Король принял предложение Райта благосклонно, с улыбкой, и, накрыв ладонью очертания острова на карте, сказал, «он Ваш»." (Багдадский проект оперы Френка Ллойда Райта: метафора и иконический образ.)

Оперу вы можете разглядеть на этой панораме в дальней части острова на Тигре. Её здание по замыслу Райта являлось одним из ключевых объектов будущего культурного центра Багдада со скромным названием "Сады Эдема".



Наиболее полное представление о проекте можно получить, просмотрев клип с трехмеркой, созданный сотрудниками Школы дизайна Гарвардского университета. Для вашего удобства я его поместил ниже.

image You can watch this video on www.livejournal.com





Каковы же основные признаки композиции здания оперы? Для моего рассказа существенны три-четыре. Во-первых, наличие круглого плана. Это не ново для проектов Райта, но существенно в данном случае, поскольку создает идеальные остров в водном окружении.





Второе: от круглого "острова" в воду спускаются два полукруглых моста не совсем понятной мне функциональности, но вместе с островерхой "шапкой" обыгрывающие вероятно антропоморфную тему. Кроме того фасадная аркада драпируется изнутри воздушными полусводами, отсылающими зрителя к образам тканей в интерьерах востока. И, наконец, распластанная купольная форма театра подчеркивается легчайшим шпилем, завершающим легко узнаваемый мусульманский силуэт.



Grady Gammage Memorial Auditorium
от
Frank Lloyd Wright Architects - Taliesin Associated Architects



Ни сам Райт, ни его приятель Грейди не дожили до окончания строительства аудиториума в Финиксе. Они ушли из жизни в 1959-м году. Аудиториум официально закончен в 1964-м. В сущности Райт в этом проекте не участвовал и аудиториум был полностью построен его учениками и коллегами из архитектурной ассоциации Талезина. Поэтому, если кому-то из вас не понравится вариант багдадской оперы в Аризоне, можете все валить именно на этот фактор.



В чем существенная разница с проектом в Багдаде? В первую очередь тут нет никакой воды, роль которой выполняют тривиальные заасфальтированные подъезды. Почему я так думаю? Потому, что те самые багдадские мосты тут сохранились, и выполняют функцию пешеходных мостиков над дорогой - выходов из аудиториума.





Объемные конструктивные полукружия колоннады исчезли. Их заменила декорация, вероятно имитирующая театральные занавеси.















Но самым удивительным в этом здании стал его цвет. Наконец, хотя бы после смерти, воплотилась мечта Райта о розовом фасаде. Вы наверное помните, что он категорически рисовал розовый фасад для музея Гугенхейма в Нью-Йорке?!

Вот такой:



Но тогда нью-йоркские власти не пожелали увидеть такой неожиданный цвет в пуританском районе Манхеттена. А тут, хоть и с массой примесей, но розовый торжествует. И, кстати сказать, в сумрачных цветах архитектуры Финикса смотриться вполне достойно.





Но образ, господа! Несмотря на отсутствие шпиля образ востока остался несмотря ни на что.

Еще об аудиториуме - http://www.galenfrysinger.com/arizona_gammage.htm

100, США - usa, Архи-Факты, Архи-Сказки, Фрэнк Ллойд Райт - Frank Lloyd Wright

Previous post Next post
Up