Еще будучи в Англии, побывали мы с друзьями в Гринвиче, в прошлом выполнявшем почетную функцию морских ворот Лондона. Великобритания всегда была державой морской, что не удивительно, принимая во внимание ее островное положение. Потому Гринвич сегодня является в некотором смысле хранителем исторической славы британского флота, чему служат Национальный морской музей и королевский морской госпиталь там находящиеся. Однако меня почему-то гораздо больше интриговал своей условностью, не помешавшей ему однако стать повсеместно принятым за основу мировой гармонизации системs исчисления времени, нулевой меридиан, находящий в королевской обсерватории Гринвича:
Конечно, кроме самой линии, иллюстрирующей в некоторой степени абсурдное разделение мира надвое, тем есть еще что посмотреть, ведь ее появлению служила совокупность обуянных жаждой открытия людей, нужды мореходства и еще только складывающаяся наука астрономия. Так что в местном музее там можно увидеть множество интереснейших артефактов морского образа жизни веков, во многом ассоциирующихся с владычеством британского флота над морями и океанами, а в самой обсерватории взглянуть на вышедшие из использования, но все равно поражающие своей сложностью и размерами инструменты наблюдения за небесными телами с учетом того, что датировались они самое позднее веком 19!.. Не менее интересно лично для меня было узнать историю королевского астронома Галлея, путь которого к славе (по крайней мере, к тому ее кусочку, что увековечена в названной в его честь комете) был если не тернист, то далеко не столь успешен, как мне казалось из моих прежде еще более поверхностных знаний о такой безусловно благородной науке как астрономия и ее первых, верных и страстных адептах. И все же и после посещения обсерватории мои мысли неоднократно возвращались к условности когда-то выбранного для начала отсчета гринвичского меридиана. Ведь как выяснилось, как бы не была важна гармония всемирного времени, характер ее очень относителен сам по себе. Например, до принятия стандарта нулевого пояса в континентальной Европе существовала своя собственная система отсчета времени, а когда она была все-таки приведена к гринвичскому эквиваленту, были в мировой истории и продолжительные периоды, когда многие народы жили по своим собственным часам. Так случилось, например, во время холодной войны, когда весь Советский Союз ориентировался на собственную систему исчисления времени, не снисходя до уже к тому моменту принятой практике сверки и гармонизации времени по Гринвичу. Увы, как бы мне не было стыдно, должна признать, что имя советского создателя альтернативной системы меры времени я уже позабыла, а ведь именно такие вещи стоит о своей истории знать, ведь ими нельзя не гордиться - не самим фактом существования вне общей мировой системы конечно, а тем, что были среди наших сограждан такие выдающиеся умы…
Интересно, что об этой условности разделения мира на Восток и Запад и той пропасти, что между ними легла я вспомнила в очередной раз уже дома. Дело в том, что здесь исторически Запад обрушился на Восток массово и неумолимо с приходом советской власти. Интересно и то, что прежде, когда Киргизия уже стала частью царской России, активных и насильственных преобразований, коснувшихся образа жизни и быта местного населения не случилось. Советский Союз же, принеся некоторые безусловные блага малым нациям, активно занимался и вымарыванием их индивидуальности. Самым простым примером может служить реформа кыргызского языка, проводившаяся в 40-ых годах прошлого века. Конечно, современный уровень грамотности населения Кыргызстана благодаря существованию СССР значительно повысился, однако «слишком умные» деятели руководителям Союза тоже не нравились, потому репрессии постигли тех, кто был грамотен и раньше, а это были представители зажиточных слоев и религиозные деятели. Писали тогда не многие, но использовалась для этого либо арабская вязь, либо латиница, но советская система навязала кыргызам кириллицу, которая даже при добавлении трех дополнительных букв к русскому алфавиту не обеспечивает полноценно фонетической потребности языка. Ну да это дела давно минувших дней, сейчас же маятник качнулся в другую сторону и его инерционное движение не затихает благодаря инъекциям энергии денежных ресурсов из богатых углеводородами и панисламистскими настроениями стран, направляющей развитие общества во вполне определенном направлении. Кыргызы, хотя и приняли ислам еще в веке 10, ведя кочевой образ жизни, всегда были очень умеренными мусульманами. Это отразилось и на степени проникновения в бытовые традиции более привычных шиитам религиозных норм. В частности, кыргызские женщины исторически не носили хиджаба, ведь образ жизни и номадический быт предполагал довольно активное участие женщин во многих хозяйственных работах. Да, замужним женщинам не положено было показываться простоволосыми на людях, но ношения платка было достаточно, а пожилые женщины носили своеобразный головной убор - элечек, но чаще по торжественным поводам, ведь поддерживать кипенно-белой ткань тюрбана в условиях кочевого быта было не просто. Да и доступен он был прежде всего женщинам из обеспеченных слоев населения, например, практически всем нам привычен портрет вошедшей в историю под именем Алайской царицы Курманджан Датки, о которой я уже
рассказывала. Кстати, сама этого прежде не знала, но не зря говорят, что в спорах всегда можно обнаружить какие-то крупицы истины - прочитала в одном из материалов, посвященных этой теме, что и элечек более чем функционален, способный служить в развернутом виде и пеленками младенцу и бинтами для наложения на ран воинам. Но что-то я отвлеклась в столь любимый мной этно-антропологический экскурс. Симптоматично, что молодые девушки волос в будни не покрывали вовсе, хотя в национальный костюм и входят кокетливые головные уборы незамужних девушек, украшенные перьями. Сегодня же даже на улицах столицы появляется все больше покрытых девушек, и если раньше хиджабы были редкостью, вызывающей недоумение и у представителей титульной нации, то теперь они становятся все более консервативными и встречаются все чаще. Это вызывает обеспокоенность определенной части общества и даже привело к предложению о запрете ношения хиджаба в общеобразовательных учреждениях, ведь родители порой идут еще дальше, настаивая, что их дочери не должны сидеть за одной партой с молодыми людьми, а также менять свое одеяние на спортивный костюм для занятий физкультурой или не заниматься ею вовсе. Что-что, а занятия физкультурой во всей этой дискуссии меня смущают менее всего, уж больно бездарно она всегда преподавалась по крайней мере в мои школьно-университетские годы. Но не может не смущать тенденция религиозной экспансии в сферу образовательную, ведь согласно нашей конституции Кыргызстан - государство светское и многоконфессиональное. Такими темпами скоро анатомия человека кому-то может показаться кощунственной в приложении к их личным верованиям, Дарвина в очередной раз запишут в еретики неверные, а астрономия с пока ее принятой космогонической теорией происхождения Вселенной может быть и вовсе будет объявлена продуктом происков дьявола. Ведь в этом мире все меры и оценки так условны, если вдуматься, а потому представляют собой лакомый кусок для любителей манипуляций целыми народами и странами…