О женщины! Ничтожество вам имя?..

Aug 17, 2013 23:56


С распадом СССР бывшие союзные республики в опьянении свободой и открывавшимися как тогда казалось перспективами очень близкого светлого будущего преступили к трансформации государства и общества. Кыргызстан не стал исключением, хоть задача эта для нас была особенно трудновыполнимой - все же мы республика традиционно аграрная, да и природными ресурсами все больше обделенная и в отличие слегка высокомерного соседа - Казахстана, не получили в наследство от расколовшейся империи свою долю индустрии. Парочка заводов и фабрик у нас, конечно, тоже была, но масштабы промышленного производства отличались скромностью прежде всего ввиду достаточно скудной сырьевой базы для сколько-нибудь серьезной индустрии помимо пищевой и перерабатывающей продукты сельско-хозяйственного производства. Но даже это все не породило так много внутренних противоречий, как ухнувшие в никуда моральные нормы советского общества, выброшенные оптом со всем прочим за ненадобностью. В своем развитии мы с одной стороны обратились к самому передовому опыту стран развитых и даже одно время ходили гордо размахивая титулом «островка демократии в Центральной Азии». Вот только скопированные из чужих практик даже очень хорошие законы не стали исполняться сразу по щучьему веленью их принятию, да еще на уровне межличностных отношений, стремясь к некому национальному самоопределению, на свет Божий были вытащены из сундуков и очищены от накопившейся за десятилетия неиспользования пыли народные традиции, зачастую противоречащие принятым на уровне Конституции и национального законодательства нормам. Это привело к той самой сегодня у нас столь распространенной порочной практике, когда все играют в некие игры прежде всего с самими правилами игры в обществе. Теоретически мы все равны, но кто-то все равно равнее и самое страшное, многие готовы принимать это как некую данность, даже когда она противоречит правам человека. Это я про положение женщины в семье и обществе, которое закрепляется таковым все больше получившей карт-бланш в период независимости религии, которая и сама готова идти на дивные компромиссы, лишь бы закрепиться в регионе, и особенно - в более продвинутой во всех смыслах столице. Вот хотя бы хиджаб в цвет роликовых коньков, гламурно и вроде как по канону:





Надо сказать, что слышала неоднократно от самих кыргызов, что мусульманская норма ношения женщинами максимально покрывающей в том числе и голову одежды, не есть традиция кыргызского народа, и многие из представителей титульной нации недовольны тем, что ислам ее медленно, но верно навязывает нашему региону. Дело в том, что Кыргызстан - страна маленькая и более трех четвертей ее площади занимают горы. Перепады высот у нас значительные для человеческой жизнедеятельности - если Бишкек (наша столица) находится на высоте 750-900 метром над уровнем моря, то есть и пики-семитысячники. Оттого и перепады температур вносят значительную коррекцию в сезонность человеческой деятельности. Такие исходные предпосылки и определили традиционный для кыргызов номадический образ жизни, продиктованный оптимальностью отгонного скотоводства. В прежние времена семьи и целые племена (а кыргызам несмотря на относительную немногочисленность нации и по сей день свойственно жесткое родо-племенное деление) кочевали с одного пастбища на другое в течении года, обеспечивая себе и своим стадам оптимальную температуру и возможность пропитания. Потому и традиционное жилье - юрта - является разборным. При таком образе жизни, трудно представить женщин, активно, надо сказать, участвовавших в ведении хозяйства, вплоть до езды верхом при необходимости, следующих всем этим нормам ношения юбок в пол. Хотя ислам и пришел в Кыргызстан еще в конце 10 века, среди языческого народа, живущего настолько близко к природе как только возможно, он смог закрепиться в относительно поверхностной форме и вобрал в себя множество народных традиций, к мусульманству отношения никакого не имеющих. Да и положение женщин, хоть и не было доминирующим большую часть истории, но и не представляется таким уж зависимым хотя бы благодаря имеющимся в истории примерам почитаемых и по сей день женщин:



Это Курманжан Датка, известная как «Алайская царица», совершившая не один маленький переворот в мировоззрении кыргызов. Во-первых она нарушив традицию сбежала оставив жениха, за которого ее выдали замуж родители, впоследствии все-таки выйдя замуж за южного феодала, правившего алайскими кыргызами, после смерти которого стала править сама. После захвата Кокандского ханства российскими войсками, пыталась сопротивляться их продвижению на кыргызские территории, но потерпела неудачу. Даже будучи захваченной в плен, пользовалась громадным уважением и влиянием, и получила в 1876 году в итоге даже звание полковника Российской императорской армии в обмен на присоединение земель алайских киргизов к Российской империи при праве ими по-прежнему управлять. Не зря в памяти народной она так и осталась королевой Юга:



Так что есть женщины в кыргызских селеньях. Были, есть и наверняка еще будут!..

Курманжан Датка, религия, Кыргызстан, Бишкек, кыргызы, женщины, история, Уильям Шекспир, Гамлет

Previous post Next post
Up