В декабре совсем не было возможности писать отчеты о занятиях. Попробую сейчас хотя бы кратко написать обо всех.
2.12.2015
На предыдущем занятии ребята начали играть в «Быки и коровы» и очень хотели продолжить в следующий раз. Поэтому это занятие мы начали с игры. Я лишь предложила ребятам для разнообразия отгадывать не числа, а слова. Так получилось, что младшим было сложно поспевать за старшими, поэтому старшие стали играть самостоятельно, а с младшими в это время мы решали задачи с числовыми змеями. Получалось очень неплохо. Первоклашкам намного сложнее было написать числа, чем догадаться, как их расположить. Оказалось, что Федя раньше решал задачи с числовыми змеями, поэтому ему я предложила другую задачу: квадрат 4×4 разделить на четыре одинаковые части разными способами.
9.12.2015
Начали со следующей задачи: дан треугольник, в вершинах которого размещены числа 1, 2, 3. Надо разместить на сторонах данного треугольника числа 4, 5, 6, 7, 8, 9, чтобы сумма чисел на каждой стороне треугольника равнялась 17. Для младших задача, конечно, была непростой, и решали они её с моей подсказкой. Но в итоге с задачей разобрались все ребята.
Вторая задача: в пустом треугольнике надо расположить числа от 1 до 9, чтобы сумма чисел на каждой стороне треугольника равнялась 20.
К следующей задаче прилагалась такая картинка:
Надо расположить в кружках числа от 1 до 19, чтобы сумма чисел на каждой линии равнялась 30. Младшим я упростила задачу, подсказав, какое число необходимо расположить в центре.
В конце я рассказала ребятам об игре «Захват клеточек» и предложила подумать дома о выигрышной стратегии, если игровое поле состоит из четырех, пяти или шести клеточек.
30.12.2015
Было праздничное занятие. Ребят было совсем немного, задачи решали сообща одной командой. Мое главное условие было такое: старшие берут шефство над младшими и не только решают задачу, но и дают пояснения младшим ребятам.
Начали с шифровок. Задача: догадаться, как устроен шифр, расшифровать запись (загадку) и зашифровать отгадку.
Второе задание: я связывала руки двоих ребят верёвками, пропуская одну верёвку под другой. Таким образом, ребята оказывались привязаны друг к другу. Задача ребят - освободиться друг от друга, не развязывая верёвок. Некоторые нашли выход: энергично тёрли верёвки друг о друга, пока они не порвутся.
Так как в качестве математического новогоднего подарка для ребят были заготовлены танграмы, третьим заданием я предложила ребятам похожую головоломку, которую сделала в прошлом году (
здесь о ней написано подробно). Цель - показать принцип работы с такими головоломками. Оказалось, что даже школьникам непросто справиться с таким упрощённым вариантом. Задачу решали индивидуально. Лишь Федя с Мишей объединились и решили все задания быстрее всех.