Занимались Герман, Сёма и Женя.
Пока ждали Сёму (начали мы немножко раньше), я достала игральные кубики. Бросая кубик и глядя на верхнюю грань, я называла число на нижней грани. Потом ребята тоже пытались отгадывать число. Секрет открывать пока не стала, предложила подумать самим.
Потом перешли непосредственно к занятию. Для разминки отвечали на вопросы (совсем не математические, просто для того, чтобы подумать и вспомнить). Вот вопросы (как и в прошлый раз, из книги «Юным умникам и умницам»):
1. Какие две рыбы в русских сказках выполняли желания?
2. Как звали девочку, уронившую в речку мячик?
3. Как звали собаку Мальвины?
4. Как звали кота из сказки «Золотой ключик»?
5. Как звали детей в сказке «Снежная королева»?
6. У лисы - ледяная, а у зайца - …
7. Какая фамилия у Кощея?
Тема урока - сравнение предметов без пересчета. Для начала я прочитала ребятам стихотворение из книги
Льва Генденштейна «Алиса в стране математики»:
Небылица о детском саде, который был уже тогда, когда считать ещё не умели
В лесу первобытном под грохот там-тама
Открыт первобытный детсад,
И каждое утро ведут туда мамы
Своих первобытных ребят.
Приходят они в этот сад очень рано,
Но дети не плачут совсем.
И каждый ребенок несет по банану-
Вы скоро поймете, зачем.
С улыбкою доброю няня встречает
Детей возле самых ворот,
И сразу бананы она собирает
И в сумку большую кладет.
С детишками няня по джунглям гуляет,
Пока не стемнеет совсем,
И в сумку с обою все время таскает -
Сейчас вы поймете зачем.
Когда возвращаются дети с гулянья,
От шума устав и от игр,
Должна обязательно выяснить няня:
Не съел ли кого-нибудь тигр?
В кружок тогда няня детишек сажает
И сумку свою достает,
И всем по банану она предлагает,
И каждый, конечно, берет.
И если кончаются в сумке бананы,
Уверена няня - все тут!
И прыгают дети тогда на лианы
И песни, качаясь поют.
Качаются джунгли от шума и гама,
Когда забирают ребят.
И счастлива нянечка, зная что мамы
Сегодня ее не съедят.
Не дочитывая две последние строфы, я спросила ребят, зачем нужны бананы в данном случае? Первый ответ был: «Чтобы съесть». Но, немного подумав и порассуждав, ребята все-таки смогли самостоятельно объяснить, зачем каждый приходил с бананом.
Потом я показывала ребятам вот такие картинки и просила сказать, каких чашек больше (с рисунком или без рисунка):
Ребята отвечали правильно и почти мгновенно. А дальше меня ждал сюрприз: я показала ребятам вот такую картинку и спросила, кого больше, кошек или собак:
Мнения разделились: кто-то говорил кошек, кто-то говорил поровну. Но никто не сказал, что собак больше! Тогда я предложила пересчитать, чтобы проверить. Только после пересчета дети согласились, что собак больше. Придя домой, я, разумеется, показала в том же порядке картинки Оле. Результат тот же - ребенок уверенно сказал, что кошек больше. Картинку-то я сделала совершенно спонтанно без всякого подвоха, но кошки получились крупнее. Похоже, это всё тот же самый Феномен Пиаже.
Для меня эта история стала хорошей иллюстрацией, как дети порой не могут понять вещей, которые нам кажутся элементарными. Если кто ещё захочет поэкспериментировать, файл с картинками сохранила
здесь.
Потом ребята получили по листу с заданием. Задача - не пересчитывая, соединив линией пары, сказать, кого больше.
В качестве разминки играли в «Летел лебедь»…
Дальше развивали глазомер. На полу лежали кучками счётные палочки двух цветов. Один игрок брал некоторое количество палочек, задача другого игрока - взять столько же палочек. Чтобы сравнивать количество - не пересчитывали, а выкладывали парами.
В конце по многочисленным просьбам играли в «Барабашку» и «МиниМатч». Ох, как же эмоционально они играют! Находящиеся в других комнатах, вряд ли догадываются, что в это время дети играют в настольную игру :)